Предмет спора: организации отказали в получении вычета НДС по сделке с контрагентом, который применял УСН и не являлся плательщиком НДС. Инспекция решила, что НК РФ не предусматривает возможности получения вычета по счету-фактуре, выставленному упрощенцем.
За что спорили: 6 136 987 рублей
Кто выиграл: организация
Выступая против решения ИФНС, плательщик указывал на следующие обстоятельства. Все законные условия для получения налогового вычета были соблюдены. Счет-фактура был выставлен с НДС. Приобретенная продукция была оплачена, оприходована и использована в облагаемой НДС деятельности. Реальность сделки инспекция не оспаривала.
Кроме того, инспекция располагала информацией о представлении контрагентом, находящимся на УСН, налоговой отчетности по НДС. Контрагент уплачивал НДС, и налоговики против этого не возражали. При этом неотражение контрагентом оборотов с НДС является нарушением самого контрагента. Плательщик не обязан отвечать за действия третьих лиц.
Суд кассационной инстанции согласился с доводами плательщика и признал отказ в вычете незаконным.
Суд пояснил, что обязанность продавца уплатить НДС в бюджет и право покупателя применить налоговый вычет связаны с одним и тем же юридическим фактом. А именно – с выставлением счета-фактуры с выделенной суммой НДС.
Об этом прямо указано в определении Конституционного Суда РФ от 29.03.2016 № 460-О.
С учетом изложенного, суммы НДС, предъявленные упрощенцем, покупатель вправе принять к вычету. Само по себе применение контрагентом УСН не лишает добросовестного плательщика права на вычет.
Недобросовестность организации во взаимоотношениях с контрагентом была не подтверждена. Факт непроявления должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента ИФНС также не доказала. В связи с этим кассация пришла к выводу, что оснований для отказа в вычете у налоговиков не имелось.