Евгения Юрьевна, давайте начнем с типичных ошибок.
Как показывает практика, налогоплательщики при представлении налоговой декларации по НДС совершают одни и те же ошибки - неверное указание реквизитов счетов-фактур. Но, кроме технических, есть ошибки методологического характера, причиной образования которых является неоднозначное толкование норм законодательства. Остановлюсь на трех из них.
Передача имущества в качестве вклада в уставный капитал
Проблема заключается в том, что данную операцию контрагенты отражают в декларации по НДС различными документами, а именно: продавцы регистрируют счет-фактуру, а покупатели регистрируют акт приема-передачи.
Пример: продавец передает покупателю в качестве вклада в уставный капитал стол. Этот стол он когда-то купил у ООО «Ромашка» за 1000 рублей, и данная операция была принята к вычету. После передачи в уставный капитал многие продавцы восстанавливают ранее принятую к вычету счет-фактуру в разделе 9 декларации или формируют новую счет-фактуру, где продавцом и покупателем выступает сама компания.
При этом у контрагента документом, свидетельствующим о факте передачи имущества в качестве вклада в уставный капитал, выступает акт приема-передачи, который он и регистрирует в книге покупок. Соответственно, при отражении одной и той же операции в налоговой декларации по НДС у контрагентов возникают расхождения, т.к. реквизиты документов полностью не совпали. Результатом выявленных расхождений выступает требование о представлении пояснений, которое направляется в адрес каждого из контрагентов. Учитывая, что нормативное трактование данной ситуации было не предусмотрено, можно сказать, что каждая из сторон в данной ситуации права.
Однако уже внесены изменения в постановление Правительства № 1137, которые начали действовать с 01.10.2017, где определено, что данная операция должна отражаться актом приема-передачи у обеих сторон.
Хотя к отчетности по НДС за 3 квартал 2017 года эти изменения еще неприменимы, но советую все-таки их использовать для оформления сделок у обеих сторон для исключения образования расхождений.
Приобретение импортного товара через агента (посредника). Проверка уплаты таможенных платежей посредником (комиссионером, агентом)
Давайте рассмотрим на примере еще одну часто встречающуюся ошибку, законодательного урегулирования которой в настоящий момент нет.
Организация «Ромашка» желает приобрести импортный товар, но приобретение осуществляет не самостоятельно, а через посредника. При этом посредник, приобретая импортный товар, на границе с Российской Федерацией оформляет декларацию на товары, где во всех реквизитах указывает самого себя. В последующем данная декларация вместе с товаром передается организации «Ромашка», которая вправе при заполнении раздела 8 декларации по НДС принять к вычету сумму налога на основании полученной декларации на товары. Но в этом случае налогоплательщику тут же придет требование о представлении пояснений по расхождениям,
Причиной образования расхождений и направления требования выступает тот факт, что при отражении в разделе 8 в графе 020 номера декларации на товары программный продукт налоговых органов производит автоматическую сверку с данными ФТС России на предмет наличия данной ДТ в ресурсах ФТС России и уплаты таможенных платежей. Кроме номера ДТ, также сравнивается и ИНН декларанта. Получается, что в ресурсе ФТС России содержится одна информация (номер ДТ и ИНН налогоплательщика – посредника), а в налоговые органы поступила иная информация – номер ДТ отражен в декларации по НДС совершенно другого налогоплательщика. Программный продукт налоговых органов не понимает, что, например, между этими налогоплательщиками может быть заключен агентский договор на приобретение импортного товара, в рамках которого при оформлении таможенных документов отсутствует информация о конечном получателе товара.
Для разрешения данной ситуации советую при принятии к вычету суммы НДС на основании декларации на товары, в разделе 8 декларации по НДС в графе «Посредник» указывать все необходимые реквизиты того самого посредника, кто непосредственно оформлял ДТ и уплачивал таможенные платежи. Тогда при автоматической сверке данных мы будем проверять и факт наличия сведений о вашем посреднике в ресурсах ФТС России. В последующем данный механизм отражения операции планируется легализовать.
Приобретение товара для собственных целей и дальнейшей реализации
И третья часто встречающаяся ситуация при формировании расхождений. Например, вы купили партию товара, треть оставили для собственных нужд, а две трети решили перепродать. Что происходит сейчас? В книге покупок налогоплательщики отражают НДС только на тот товар, который приобретается для себя. Но в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур почему-то все налогоплательщики отражают счет-фактуру в полном объеме (вся сумма НДС по счету-фактуре). Результатом этого выступает формирование расхождений и направление требования о представлении пояснении налогоплательщику, где указано, что произошло завышение суммы НДС, принятой к вычету.
Изменения на этот счет также были внесены в постановление Правительства №1137, которые тоже действуют с 1 октября текущего года. Согласно изменениям, сумма НДС должна отражаться пропорционально в книге покупок и журнале учета полученных счетов-фактур. Соответственно сумму НДС по счет-фактуре при регистрации нужно «дробить» – на НДС для собственных целей и для дальнейшей реализации.
Многих налогоплательщиков интересует вопрос: могут ли налоговые органы направлять свое требование не в электронном виде, но взамен требовать объяснения исключительно в электронном виде по формату, утвержденному Приказом ФНС № 682 от 16.12.2016?
Ст.88 Налогового кодекса предусмотрены различные обстоятельства, при выявлении которых в ходе камеральной налоговой проверки налоговым органам предоставлено право направлять в адрес налогоплательщиков требование о представлении пояснений. В кодексе нет ограничений в отношении формата для таких требований. На практике большинство требований о представлении пояснений направляются как в формате pdf (для наглядности и сохранения содержания), так и в формате .xml (для удобства обработки учетными системами налогоплательщиков). Пояснения также можно представить, как на бумажном носителе, так и в электронной форме, например, в формате pdf.
Исключение составляют пояснения, представляемые в ответ на требование, направленное в соответствии с п.3 ст.88 Налогового кодекса при проведении камеральной проверки налоговой декларации по НДС. Абзацем четвертым данного пункта установлена обязанность налогоплательщиков направлять ответ на такие требования исключительно в электронной форме и в формате, утвержденном ФНС России, т. е. в формате .xml.
Важно понимать, что в ходе проведения камеральной налоговой проверки по НДС требования о представлении пояснений могут направляться и по иным основаниям, отличным от указанных в п.3 ст.88 НК РФ. Например, в соответствии с пунктом 6 той же статьи — об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы. В данном случае налогоплательщик вправе представить пояснения в любом формате.
Согласно ст. 129.1 НК РФ, за непредставление либо несвоевременное представление пояснений по декларации накладывается штраф в 5000 рублей (либо 20000 руб., если действие совершено повторно). В п.3. ст.88 НК РФ указывается, что пояснения, представленные на бумажном носителе, считаются непредставленными. А как относиться к отсканированному объяснению? Оно же электронное, то есть штраф накладываться вроде бы не должен?
Ответственность, предусмотренная статьей 129.1 НК РФ, наступает в случаях неисполнения налогоплательщиком обязанностей, установленных, в частности, в п. 3 ст. 88 , т. е. при непредставлении (несвоевременном представлении) пояснений. Иных оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 129.1 НК РФ не предусмотрено.
В настоящий момент данная норма НК РФ обслуживает ситуации, когда пояснение не представлено (представлено не в срок) или представлено на бумажном носителе. Самые массовые ситуации – когда пояснения представляются налогоплательщиками не в соответствии с утвержденным форматом - данная норма не регламентирует. Но хочу отметить, что в настоящий момент уже подготовлены изменения в НК РФ, которые регламентируют эту ситуацию путем штрафных санкций за представление пояснений к налоговой декларации по НДС не по утвержденному формату.
ФНС старается сокращать объем непроизводительной работы, которая отнимает время у налогоплательщиков, но пользы все равно не приносит. Какие налогоплательщики могут рассчитывать на сокращенный объем требований при проверках льгот по НДС?
Для повышения эффективности администрирования НДС при одновременном сокращении объема истребуемых у налогоплательщиков документов, ФНС России были разработаны рекомендации по проведению с применением риск-ориентированного подхода камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС в соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 149 НК РФ и подпадающие под понятие налоговой льготы (письмо ФНС России от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@).
Можно подробнее?
Согласно данному письму, налогоплательщик, получивший требование о представлении пояснений, направленное в соответствии с п. 6 ст. 88 НК РФ, вправе представить в налоговый орган пояснения по рекомендуемой форме в виде реестра подтверждающих документов. После представления такого реестра проверка обоснованности применения налоговой льготы будет проходить путем выборочного истребования документов с использованием риск-ориентированного подхода (50 % истребуется по крупным суммам, а остальное – выборочно).
В случае непредставления реестра либо представления не по рекомендованной форме, истребование документов производится без использования риск-ориентированного подхода.
В связи с тем, что формат представления реестра не определен, формирование и направление данного документа в налоговый орган возможно в любом удобном для налогоплательщика формате (word, pdf, excel и т. д.), но по рекомендуемой форме. Для более точного восприятия информации и удобства обработки данных мы все же рекомендуем использовать формат excel.
Применяемый в настоящее время порядок администрирования НДС показал положительный эффект как для налоговых органов, так и для бизнеса. Так, за I квартал 2017 г. 43 % налогоплательщиков перешли на выборочное истребование документов. Учитывая такой эффект, в перспективе данный процесс планируется автоматизировать.
Некоторые читатели наверняка уже заметили, что НДС их организации в ходе камеральной проверки был возмещен быстрее, чем в нормативный трехмесячный срок. Например, за два месяца. Кто может рассчитывать на сокращение сроков камеральной проверки?
Начиная с декларационной кампании по НДС за 2 квартал 2017 года, в соответствии с письмом ФНС России № ММВ-20-15/112@ от 13.07.2017, налоговые органы начали применять риск-ориентированный подход при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС с суммой налога, заявленной к возмещению из бюджета Российской Федерации, представленных после 01.07.2017 года.
Согласно данным рекомендациям, с помощью системы управления рисками мы определяем перечень «добросовестных» налогоплательщиков, которые являются «кандидатами» на досрочное возмещение НДС из бюджета Российской Федерации.
Кроме того, по истечении двух месяцев со дня представления налоговой декларации по НДС в отношении определенного ранее перечня налогоплательщиков проводится второй этап проверки на предмет наличия нарушений либо сомнительных операций в составе налоговой декларации по НДС.
Применимый за 2 квартал 2017 года порядок администрирования НДС показал положительный эффект как для налоговых органов, так и для бизнеса. Так, более 70% от общей суммы НДС, заявленной к возмещению из бюджета, было возмещено налогоплательщикам в ускоренном порядке.
Учитывая такой эффект, в перспективе данный процесс планируется развивать и применять к другим категориям налогоплательщиков.
Конечно же, всем налогоплательщикам хочется знать, к какой зоне риска ФНС относит их самих, а еще больше – к какой зоне относятся их контрагенты. Появится ли у них такая возможность?
На эту тему в ФНС уже ведется работа. На 2018 год запланировано к реализации развитие личного кабинета налогоплательщика, а именно отображение информации о присвоенном уровне риска. К сожалению, узнать на каком основании (по каким критериям) присвоен определенный риск, будет на первом этапе невозможно. Но впоследствии, на следующем этапе развития, мы планируем отображать информацию о рисках контрагентов.
Какие еще новшества ждут налогоплательщиков в следующем году?
В 2018 году мы планируем расширить перечень направляемых в автоматизированном режиме приложений к требованию о представлении пояснений в отношении декларации по НДС. Кроме требований по контрольным соотношениям и выявленным расхождениям по счетам-фактурам, предполагается направлять требования, по форматно-логическому контролю (ФЛК) операций, отраженных в книгах покупок, книгах продаж и журналах учета полученных и выставленных счетов-фактур.
В рамках ФЛК подразумевается проверка в момент приема декларации по НДС на валидность отраженных сведений в разделах 8-12 декларации - например, корректность отражения ИНН контрагента или даты совершения операции (даты счета-фактуры). Проверка на ФЛК и отправка данных требований будет происходить в течении нескольких дней с момента представления декларации налогоплательщиком в налоговый орган.
Идея создания такого приложения к требованию была в том, чтобы не формировать налогоплательщикам расхождения, а заранее уведомлять о некорректно отраженных данных в декларации.
Также немаловажные изменения коснутся отражения информации о таможенном администрировании. Планируется в 2018 году внести изменения в счет-фактуру, книгу покупок/продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур и, соответственно, в налоговую декларацию по НДС в части отражения в данных документах дополнительных реквизитов из декларации на товары, например, порядковый номер товара. Однако отражение этих реквизитов будет только в отношении определенных видов товаров.