Импорт из стран ЕАЭС в 2023 году: НДС и отчетность
У стран, входящих в ЕАЭС, единая таможенная территория и при взаимной торговле отсутствуют таможенные пошлины и меры тарифного регулирования. Однако «ввозной» НДС при импорте из стран ЕАЭС существует, но платить его нужно не таможенникам (как при «обычном» импорте), а налоговикам. Эксперт по налогообложению и бухгалтерскому учету Вероника Емельянова рассказывает о налогообложении импорта из стран ЕАЭС.

«Таможенная» отчетность

При импорте товаров из стран − участниц ЕАЭС таможенная декларация не представляется по причине единого таможенного пространства. Однако отчитываться перед таможней при таком импорте все равно необходимо. Российский импортер должен сдать в таможню статистическую форму учета перемещения товаров (ч. 2 ст. 278 Закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ). Исключения из этого правила предусмотрены ч. 2.1 ст. 278 Закона о таможенном регулировании № 289-ФЗ, и там предусмотрены специфические случаи, которые к коммерческим организациям не применимы.

Форма такого отчета и правила заполнения утверждены постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 891. По общему правилу, отчет подают в электронном виде, подписанный усиленной квалифицированной подписью. Для того, чтобы отчитаться, импортер должен предварительно зарегистрироваться в качестве участника ВЭД в специальной информационной системе.

Отчет следует сдавать не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за месяцем, в котором был получен товар (п. 7 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 891).

Тех, кто не выполнит эту обязанность или представит отчет с ошибками, могут оштрафовать (и организацию, и ее руководителя) по статье 19.7.13 КоАП РФ. Сумма штрафа составит:

  • на организацию − от 20 000 до 50 000 руб., а за повторное нарушение − от 50 000 до 100 000 руб.;
  • на руководителя − от 10 000 до 15 000 руб., а за повторное нарушение − от 20 000 до 30 000 руб.

Начисление НДС при ввозе

При ввозе товаров на территорию РФ из стран, являющихся членами ЕАЭС, импортер обязан начислить и уплатить НДС (п. 13 Приложения № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). При этом не важно, какой режим налогообложения он применяет. Иначе говоря, платить «ввозной» НДС придется и тем, кто не является плательщиком НДС, например, в связи с применением УСН (п. 13 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС).

Уплачивать НДС нужно в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. В этот же срок необходимо представить в налоговую инспекцию специальную декларацию по косвенным налогам по форме, утв. приказом ФНС России от 27.09.2017 № СА-7-3/765@.

Обратите внимание! Несмотря на то, что НДС при импорте из стран ЕАЭС тоже уплачивается через ЕНС, срок его уплаты остался прежним − не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (письмо ФНС России от 02.09.2022 № СД-3-3/9545@). Уведомление при этом подавать не потребуется, налоговики возьмут расчет из декларации по косвенным налогам.

Одновременно с этой декларацией импортер должен представить в налоговый орган целый пакет документов, предусмотренный п. 20 Приложения № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Во-первых, это заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Оно может быть оформлено либо на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде, либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика. Форма заявления утв. Протоколом от 11.12.2009 об обмене информацией между налоговыми органами стран ЕАЭС. Если заявление представляется в электронном виде, то следует применять формат, утв. приказом ФНС России от 13.12.2019 № ММВ-7-6/634@. Во-вторых, нужно представить:

  • выписку банка, подтверждающую фактическую уплату НДС;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
  • счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-члена при отгрузке товаров, если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства-члена;
  • договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства-члена с территории другого государства-члена.

Все эти документы, кроме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, можно приложить к декларации в виде копий, заверенных руководителем (главным бухгалтером) и печатью организации. Или же передать их в электронном виде. Пока официальный электронный формат не утвержден, поэтому можно передавать копии договоров, выписок и других документов в любом виде.

Обратите внимание! Представление в налоговую инспекцию сертификата формы СТ-1 положениями Протокола (Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС) не предусмотрено (письмо ФНС России от 24.01.2019 N СД-4-3/1076@).

Исключения из правил

Обязанность по уплате «ввозного» НДС возникает не по каждому факту ввоза товаров из стран ЕАЭС. Существуют ряд исключений.

Во-первых, общий перечень товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит налогообложению, установленный ст. 150 НК РФ, применяется и в случае, когда речь идет о ввозе товаров из страны ЕАЭС. Это прямо предусмотрено подп. 1 п. 6 ст. 72 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС. Во-вторых, если ввоз товаров происходит в связи с передачей в пределах одного юридического лица, то в этом случае также не возникает обязанности начислять и уплачивать «ввозной» НДС (подп. 3 п. 6 ст. 72 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС). Такое бывает, когда товар ввозится в РФ, например, от филиала, расположенного на территории страны − участницы ЕАЭС (письмо Минфина России от 30.11.2020 № 03-07-14/104263).

Есть еще одна ситуация, в отношении которой сами чиновники не могут до конца определиться – является она «исключительной» или нет. Речь идет о ввозе из страны ЕАЭС таких товаров, которые ранее были экспортированы туда российской организацией. Так, в письме от 17.08.2016 № 03-07-13/1/48093 Минфин РФ поясняет, что «в случае возврата белорусскими покупателями ранее экспортированных с территории Российской Федерации товаров российскому хозяйствующему субъекту, в том числе применяющему упрощенную систему налогообложения, следует уплатить налог на добавленную стоимость независимо от причин возврата». Но в более позднем письме ведомство утверждает, что если возврат происходит по причине выявления брака, то такой ввоз не должен сопровождаться начислением и уплатой «ввозного» НДС (письмо Минфина России от 31.10.2018 № 03-07-14/78177).

Поскольку положительное для организаций разъяснение содержится в более позднем письме, считаем, что следование этой позиции вряд ли приведет к претензиям со стороны налоговиков (но только в том случае, если возврат осуществляется по причине выявления иностранным покупателем брака).

Вычет НДС

Если импортер работает на ОСНО и не освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ, то уплаченную при ввозе из стран ЕАЭС сумму НДС он имеет право принять к вычету (п. 26 Приложения № 18 к Договору о ЕАЭС, п. 2 ст. 171 НК РФ). И вот здесь возникает спорный момент относительно того, когда именно у импортера возникает право на вычет «ввозного» НДС.

Если обратиться к ст.ст. 171 и 172 НК РФ, то из них следует, что вычет «ввозного» НДС возможен после принятия товаров к учету и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров. Дополнительных условий для принятия НДС к вычету НК РФ не содержит.

Вместе с тем, в подп. «е» п. 6 Правил ведения книги покупок, утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, сказано, что «при ввозе на территорию Российской Федерации с территории государства − члена Евразийского экономического союза товаров… в графе 3 книги покупок указываются номер и дата заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате налога на добавленную стоимость». Таким образом, если, допустим, «ввозной» налог был уплачен импортером в марте, а отметка на заявлении была проставлена налоговиками в апреле, то применить вычет в I квартале не получится. К такому выводу приходят и чиновники (письмо Минфина РФ от 02.07.2015 № 03-07-13/1/38180).

Что касается судебной практики, то она неоднозначна. Встречаются судебные решения, подтверждающие данный вывод (определение Верховного Суда РФ от 21.10.2021 № 310-ЭС21-14054, постановления Арбитражного суда Московского округа от 29.01.2018 № Ф05-20236/2017, Поволжского округа от 24.09.2020 № Ф06-65608/2020 по делу № А57-28419/2019). Но также имеются решения с противоположными выводами (постановления ФАС Московского округа от 25.07.2011 № КА-А41/7408-11 и ФАС Центрального округа от 14.02.2012 № А62-2431/2011, Десятого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2012 по делу № А41-15255/12).

Учитывая, что более поздняя судебная практика (тем более на уровне Верховного суда РФ) складывается не в пользу компаний, считаем, что безопаснее отражать вычет «ввозного» НДС в квартале проставления налоговиками соответствующей отметки в заявлении.

При этом суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории государств − членов ЕАЭС, могут быть заявлены к вычету в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет данных товаров. Данный вывод подтвержден и в официальных разъяснениях ведомств (п. 1.1 ст. 172 НК РФ, письмо Минфина России от 15.02.2017 № 03-07-13/1/8409). Трехлетний срок начинает отсчитываться с момента, когда товары были приняты к учету. Последним кварталом для заявления вычета будет тот, в котором истечет этот трехлетний срок (письмо Минфина России от 12.05.2015 № 03-07-11/27161).

Комментарии