Если налогоплательщики совершали в 2014 году сделки, которые главой 14.4 НК РФ квалифицируются как контролируемые, то о таких сделках необходимо отчитаться перед налоговыми органами. 20 мая 2015 года (среда) - крайний срок представления уведомления о контролируемых сделках и последний день отчетной кампании 2014 года. О том, какие сделки в 2014 году признаются контролируемыми, и какие изменения произошли в подсистеме подготовки уведомления о контролируемых сделках в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» редакции 3.0, читайте в этой статье*. Вся описанная последовательность действий и все рисунки выполнены в новом интерфейсе «Такси».
Содержание
- Настройка подсистемы подготовки уведомления в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» (ред. 3.0)
- Какие сделки 2014 года признаются контролируемыми
- Помощник подготовки уведомления в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» (ред. 3.0) - что нового
- Проверка уведомления на правильность заполнения
Настройка подсистемы подготовки уведомления в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» (ред. 3.0)
Напоминаем, что специализированная подсистема подготовки уведомления о контролируемых сделках, разработанная в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» (ред. 3.0), позволяет автоматически заполнить, проверить, распечатать и выгрузить уведомление в электронном виде.
Чтобы подсистема стала доступна пользователю, ему потребуется включить соответствующую функциональность программы. Функциональность настраивается по одноименной гиперссылке из раздела Главное. На закладке Контролируемые сделки необходимо установить одноименный флаг.
Для наглядности и удобства использования подсистемы в программе предназначен Помощник подготовки уведомлений о контролируемых сделках (рис. 1). В интерфейсе Такси программы доступ к Помощнику подготовки уведомления осуществляется по одноименной гиперссылке из раздела Отчеты (группа отчетов Контролируемые сделки).
Рис. 1. «Помощник подготовки уведомления» в интерфейсе Такси
Подготовка уведомления о контролируемых сделках состоит из трех последовательных этапов:
- заполнение предварительного списка контролируемых сделок на основании данных регламентированного учета;
- уточнение и дополнение данных для сделок, которые попали в список контролируемых на первом этапе;
- формирование, анализ, проверка и выгрузка уведомления о контролируемых сделках в электронном виде для передачи в налоговые органы.
В форме Помощника элементы управления сгруппированы в соответствии с перечисленными этапами.
Какие сделки 2014 года признаются контролируемыми
Для целей налогообложения контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.14 НК РФ, и приравненные к ним сделки, удовлетворяющие критериям, перечисленным в пункте 1 статьи 105.14 НК РФ. Напоминаем, что критерии взаимозависимости лиц, а также порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации установлены главой 14.1. НК РФ.
В ряде случаев для признания сделок контролируемыми дополнительно применяется суммовой критерий (суммовой порог). Суммовой критерий - эта та сумма, которую должна превысить сумма доходов продавца (сумма расходов покупателя) за календарный год по определенному виду сделок для отнесения их к контролируемым в соответствующем году.
Обращаем внимание, что при определении суммы доходов по сделкам за календарный год для расчета суммового критерия в расчет не включаются доходы по сделкам, не учитываемым при определении базы по налогу на прибыль согласно главе 25 НК РФ (письмо Минфина России от 13.01.2014 № 03-01-18/349).
Пользователи «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» (ред. 3.0) могут быстро просмотреть суммовые критерии для всех видов сделок в удобной форме Границы включения сделок в уведомление за 2014 год (рис. 2). Доступ к этой форме осуществляется по одноименной гиперссылке из третьего этапа Помощника.
Некоторые сделки, перечисленные в пункте 1 статьи 105.14 НК РФ, приравнены к сделкам между взаимозависимыми лицами.
Во-первых, это совокупность сделок с участием независимых посредников, когда такое участие носит формальный характер. С 1 января 2014 года больше не исключаются из этой категории сделок плательщики ЕСХН или ЕНВД (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 227-ФЗ). Суммовой порог для сделок с участием независимых формальных посредников не установлен - все сделки с формальными посредниками контролируются.
Во-вторых, это сделки в области внешней торговли, предметами которых являются товары мировой биржевой торговли (нефть и товары, выработанные из нефти; черные металлы; цветные металлы; минеральные удобрения; драгоценные металлы и драгоценные камни). Суммовой критерий для сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли установлен 60 млн руб.
И, наконец, это сделки, одной из сторон которых является лицо, зарегистрированное в государстве (на территории) с льготным налогообложением или в офшорной зоне (согласно перечню государств и территорий, утв. приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н в соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) и с суммой доходов (расходов) по такой сделке с одним лицом, превышающей 60 млн руб. за календарный год.
Внешнеторговые сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми по общему правилу, т. е. без учета особенностей и вне зависимости от величины суммы доходов (письма Минфина России от 17.10.2012 № 03-01-18/8-144, от 26.12.2012 № 03-01-18/10-196).
А вот для того, чтобы сделки между взаимозависимыми лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации были признаны контролируемыми, необходимо выполнение определенных условий. В пункте 2 статьи 105.14 НК РФ установлены особенности такого признания, а в пункте 3 указанной статьи - суммовые критерии для каждой из этих особенностей.
Перечислим в порядке убывания суммового критерия обстоятельства, при наличии которых «внутренние» сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми:
- сумма доходов по данным сделкам между указанными лицами за 2014 год превышает 1 млрд руб.;
- хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком ЕСХН или ЕНВД, при этом в числе других лиц, являющихся сторонами этой сделки, имеется лицо, не уплачивающее эти налоги. Сумма доходов по сделкам между указанными сторонами должна превышать 100 млн руб. за календарный год.
Сумма доходов по следующей группе сделок между сторонами за календарный год должна превышать 60 млн руб.:
- одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ, исчисляемого по процентной ставке, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны объектом обложения НДПИ;
- хотя бы одна из сторон сделки освобождена от уплаты налога на прибыль либо применяет налоговую ставку 0 % как участник проекта «Сколково», а другая сторона или стороны сделки не освобождены от налога на прибыль и не применяют указанную ставку;
- одна из сторон сделки является налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, а любая другая сторона сделки не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении базы по налогу на прибыль;
- хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим льготную налоговую ставку согласно статье 284.3 НК РФ.
С 2014 года вступает в силу действие подпункта 5 пункта 2 статьи 105.14 Налогового кодекса РФ. Согласно этой норме теперь сделка признается контролируемой, если хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны с льготным режимом обложения налогом на прибыль, другая же сторона или стороны не являются резидентом такой особой экономической зоны или участником такой свободной экономической зоны.
Суммовой порог для этой категории сделок также установлен в 60 млн рублей.
Следует иметь в виду, что суд может признать сделку контролируемой, даже если она не обладает перечисленными выше признаками. Это возможно при наличии достаточных оснований полагать, что данная сделка входит в группу однородных сделок, совершенных в целях сокрытия контролируемой сделки (п. 10 ст. 105.14 Налогового кодекса РФ).
В то же время пунктом 4 статьи 105.14 НК РФ определен перечень сделок между взаимозависимыми лицами, не признаваемых контролируемыми, в порядке исключения. Так, например, не признаются контролируемыми сделки:
- между участниками одной и той же консолидированной группы (за исключением плательщиков НДПИ по процентной ставке);
- межбанковские кредиты со сроком до семи дней;
- в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами и т. д.
Подробнее о том, какие лица признаются взаимозависимыми, о последствиях совершения контролируемых сделок, о проверке цен по сделкам на их соответствие рыночным см. в «Бизнес-справочнике: правовые аспекты» в разделе
Помощник подготовки уведомления в «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» (ред. 3.0) - что нового
За последний год подсистема подготовки уведомления о контролируемых сделках была оптимизирована. Рассмотрим подробнее произошедшие изменения.
Сокращено количество сведений, заполняемых вручную
В первом разделе Помощника сокращено количество регистров сведений, которые пользователь заполняет вручную. Теперь достаточно заполнить (или скорректировать) только список взаимозависимых лиц, а также список Прочие контролируемые сделки, просто потому, что эти списки не могут быть определены программой автоматически.
Напоминаем, что сведения о взаимозависимых контрагентах, в том числе о независимых формальных посредниках, хранятся в регистре Взаимозависимые лица, который доступен из формы Помощника по одноименной гиперссылке.
Автоматическое определение отдельных видов контролируемых сделок
Что касается контролируемых сделок в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, а также сделок с субъектами, зарегистрированными в странах с льготным налогообложением, то в настоящее время такие сделки в программе определяются автоматически по данным информационной системы.
Так, информация о стране регистрации стороны сделки указывается непосредственно в форме элемента справочника Контрагенты.
Если поле Страна регистрации содержит значение, отличное от значения РОССИЯ, то появляется возможность вместо ИНН и КПП вводить налоговый и регистрационный номер в стране регистрации (рис. 3).
Рис. 3. Указание страны регистрации в справочнике «Контрагенты»
Кроме этого, теперь программа по коду страны регистрации сама определяет, входит ли указанная страна в утвержденный приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).
Для выявления контролируемых внешнеэкономических сделок с товарами мировой биржевой торговли служит значение кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности - ТН ВЭД.
Если функциональная возможность учета контролируемых сделок включена, то в форме элемента справочника Номенклатура появится сворачиваемая группа Классификация, где станут доступными поля для ввода кодов ТН ВЭД, ОКВЭД и ОКП (рис. 4), и программа по коду ТН ВЭД определит, принадлежит ли указанный товар к товарам мировой биржевой торговли.
Рис. 4. Указание кода ТН ВЭД в справочнике «Номенклатура»
В справочниках Основные средства, Объекты строительства и Нематериальные активы также появилась возможность указывать код ОКВЭД, который используется при заполнении уведомления.
Проверка уведомления на правильность заполнения
Теперь уведомление о контролируемых сделках, заполненное в программе «1С:Бухгалтерия 8 КОРП» редакции 3.0 (или загруженное из другой программы), можно проверить не только на соответствие формату представления, но и на соответствие порядку заполнения.
Напоминаем, что проверка уведомления на соответствие формату электронного представления (утв. приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524), осуществляется перед отправкой в ФНС по кнопкеОтправка - Проверить в Интернете.
Однако прежде чем отправлять уведомление в ФНС пользователь должен удостовериться, что все нужные поля заполнены правильно. Для этого необходимо нажать на кнопку Проверить.
В ходе выполнения проверки, программа, в том числе, контролирует:
- правильность заполнения количества предметов сделки, указываемого в показателе 120 листа 1Б (должно быть больше нуля);
- правильность заполнения региона совершения сделки;
- полноту заполнения обязательных реквизитов уведомления (например, номера и даты договора с контрагентом) и т. д.
По результатам проверки формируется протокол, сгруппированный по разделам уведомления и по однородным проблемам (рис. 5).
Рис. 5. Отчет об ошибках, допущенных в уведомлении
Непосредственно из протокола проверки пользователь может перейти в каждый ошибочный элемент, и заполнить необходимые данные.
Например, если страной совершения сделки на листе 1Б указана Российская Федерация, то код региона обязателен к заполнению. Если код региона в уведомлении не указан, то обнаруженная ошибка будет отражена в протоколе соответствующим сообщением и сопутствующей гиперссылкой, по которой можно тут же перейти на нужный лист 1Б для внесения недостающих сведений (рис. 6).
Рис. 6. Переход к листу 1Б из протокола для исправления ошибок
После отработки всех замечаний пользователь может выполнить проверку еще раз, чтобы убедиться, что ошибок больше нет.
Теперь можно выгрузить уведомление или отправить его в налоговую инспекцию через сервис 1С-Отчетность по телекоммуникационным каналам связи.
Обращаем внимание, что контроль над полнотой и достоверностью данных, отраженных в информационной системе, в любом случае должен осуществляться пользователем.
Если, например, в регистре накопления Взаимозависимые лица пропущен взаимозависимый контрагент, или в элементе справочника Номенклатура не заполнено значение кода ТН ВЭД для товара мировой биржевой торговли, то сделки с такими контрагентами и с такими товарами не будут распознаны программой в качестве контролируемых сделок.
В случае обнаружения ошибок в переданном в ИФНС уведомлении организация вправе подать корректировочное уведомление, для заполнения которого также используется Помощник.
Напоминаем, что, начиная с 02.05.2014, действует поправка, внесенная в пункт 2 статьи 105.16 Налогового кодекса РФ, согласно которой при подаче налогоплательщиком уточненного уведомления он освобождается от санкции за представление недостоверных сведений в уведомлении, предусмотренной статьей 129.4 Налогового кодекса РФ.
Однако, чтобы избежать негативных налоговых последствий, уточнение должно быть подано до момента, когда налогоплательщик узнал о том, что налоговый орган установил факт внесения в уведомление недостоверных сведений о контролируемых сделках.