Содержание
Налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение посвящен 6-й раздел первой части Налогового кодекса РФ. В статье 106 НК РФ законодатель впервые дает понятие налогового правонарушения: "налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность".
Это означает, что если при определении вида нарушения отсутствует любой из квалифицирующих признаков, в том числе вина лица, то данное деяние не может считаться налоговым правонарушением, и, соответственно, санкции не налагаются.
Однако следует иметь в виду, что кодексом устанавливаются различные формы вины (ст. 110 НК РФ), при наличии которых лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, при этом формы вины иногда неправомерно идентифицируют с отсутствием вины.
Необходимо также отметить, что вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
В случае привлечения к ответственности на основании положений налогового законодательства, санкции накладываются на налогоплательщика, т.е. на юридическое лицо или физическое лицо (если налогоплательщиком является физическое лицо или предприниматель без образования юридического лица). Вместе с тем, п. 12 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам было предоставлено право налагать административные штрафы на должностных лиц организаций, виновных в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет:
- в размере от 2-х до 5-ти МРОТ на каждого виновного;
- за те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания - в размере от 5-ти до 10-ти МРОТ.
При решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц необходимо учитывать, что одно и то же нарушение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым. Таким образом, налогоплательщик - физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности (п. 2 ст. 108 НК РФ, определение КС РФ от 05.07.2001 № 130-О и др.).
Поэтому, если выявленное налоговым органом деяние совершено налогоплательщиком - физическим лицом в рамках налоговых правоотношений, определение которых дано в ст. 2 НК РФ, то вопрос о квалификации этого деяния как правонарушения и его последствиях должен решаться только в соответствии с положениями НК РФ.
Учитывая изложенное, физическое лицо не может быть привлечено одновременно к налоговой и административной ответственности в том случае, если налоговая и административная ответственность наступают в результате совершения одного и того же нарушения (то есть, когда совпадает состав правонарушений, предусмотренных налоговым и административным законодательством).
Конечно, форма и мера вины могут быть определены лишь в каждом конкретном случае, а лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.
Рассмотрим последствия, влекущие за собой самые часто встречающиеся виды налоговых правонарушений:
- Непредставление налоговой декларации в срок, установленный налоговым законодательством, но не более 180 дней, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или не полный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. (ст. 119 НК РФ).
Если же декларация не предоставлена в срок более 180 дней, то уже с 181-го дня к налогоплательщику применяются положения п.2 ст. 119 НК РФ, а именно - взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога за каждый полный или неполный месяц.
Необходимо также отметить, что вышеуказанные положения касаются и деклараций по налогам, исчисленная сумма которых равна нулю. Если налоговым законодательством установлена обязанность представления декларации вне зависимости от суммы налога, то непредставление данной декларации в установленные сроки будет считаться правонарушением, за которое налогоплательщик в зависимости от срока просрочки подлежит привлечению к ответственности, установленной соответственно либо п. 1, либо п. 2 ст. 119 Кодекса.
Моментом обнаружения данного правонарушения, с которого у налоговых органов возникает право обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции, предусмотренной ст. 119 НК РФ, следует считать день фактической подачи и регистрации просроченной декларации в налоговой инспекции. - Неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ) в результате занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм налога. В случае умышленного совершения вышеуказанных деяний размер штрафа составит 40 % от неуплаченной суммы налога.
- Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ), но при отсутствии признаков налогового правонарушения, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.
Если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода, то размер штрафа составит 15 000 руб. Если грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения повлекли занижение налоговой базы, то размер штрафа составит 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.
Следует иметь в виду, что, применительно к ст. 120 НК РФ, под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается:
- отсутствие первичных документов;
- отсутствие счетов-фактур;
- отсутствие регистров бухгалтерского учета;
- систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.
Что касается ответственности за отсутствие налогового учета на предприятии в связи с вступлением в силу 25 главы НК РФ, то в настоящий момент в первую часть НК РФ не внесены соответствующие изменения, которые непосредственно касались бы данного вида налогового правонарушения. В то же время, при выявлении вышеуказанного налогового правонарушения по логике НК РФ к налогоплательщику может быть применена ст. 120 "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения".
В завершение, хотелось бы обратить внимание налогоплательщиков на положения статьи 114 НК РФ, посвященной налоговым санкциям, которые являются мерой ответственности за налоговые правонарушения. Особо хотелось бы выделить п. 7 ст. 114 НК РФ, говорящий о том, что "налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке".