Как рискуют компании при неполучении почтовой корреспонденции от налоговых органов
Неполучение почтовой корреспонденции от налоговых органов не освобождает налогоплательщиков от ответственности за несвоевременную уплату налогов и непредставление запрошенной документации. Рассказываем, чем грозит  неполучение писем из ИФНС, как на это смотрят судьи и что сделать для правильной организации получения налоговой корреспонденции.

По какому адресу организациям приходят письма от налоговых органов

По закону налоговые инспекции вправе направлять документы и запросы налогоплательщикам как в электронной форме через личные кабинеты налогоплательщика и ТКС, так и на бумажном носителе заказным письмом (абз.2 п.4 ст.31 НК). В последнем случае письма в адрес организаций-налогоплательщиков поступают по месту их государственной регистрации. Данные госрегистрации, в том числе адрес организации, включаются в ЕГРЮЛ и являются открытыми и доступными.

Организации несут ответственность за достоверность сведений, указанных в ЕГРЮЛ. Полагаясь на информацию в ЕГРЮЛ, налоговые органы исходят из того, что такая информация не противоречит действительности, и адрес компании, который содержится в реестре, также является ее реальным адресом. Данный подход соответствует п.2 ст.51 Гражданского кодекса РФ.

Налоговые органы всегда направляют корреспонденцию по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. При этом организации принимают на себя все риски неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по такому адресу. 

Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно фактически не находится по указанному адресу (письма Минфина России от 09.09.2020 №03-12-13/79197, от 17.07.2017 №03-12-13/45412).

Юридически значимое сообщение рассматривается как доставленное и в тех случаях, когда оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п.1 ст.165.1 ГК РФ).

Когда налоговый орган направляет документ заказным письмом, датой его получения считается шестой день со дня отправки такого письма (п.4 ст.31 НК РФ, письмо ФНС России от 05.10.2020 №СД-4-2/16167@). Данный подход применяется, когда нет подтверждения фактического получения почтового отправления.

Как обеспечить получение писем из ИФНС

Наличие в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о фактическом месте нахождения компании, а также невозможность взаимодействия с ней через почтовую связь препятствуют должному государственному контролю за такой компанией (постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 №09АП-3612/2024 по делу №А40-211211/2023). 

Для компаний невозможность получать корреспонденцию из налоговой инспекции грозит несвоевременным исполнением налоговых требований, что может приводить к образованию налоговой задолженности и штрафам.

Обратите внимание
В программах системы «1С:Предприятие 8» появились шаблоны ответов на требования ФНС.

Поэтому любой налогоплательщик обязан принять меры, чтобы обеспечить получение почтовой корреспонденции по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Не выполнив такой обязанности, налогоплательщик не вправе ссылаться на неполучение писем как на обстоятельство, освобождающее его от ответственности в связи с возникшими неблагоприятными последствиями (постановление Пятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 07.06.2024 №15АП-6118/2024 по делу №А53-32217/2023).

Для обеспечения своевременного получения почтовой корреспонденции из налоговой инспекции, организация должна:

  • находиться по адресу, указанному в ЕГРЮЛ;
  • заключить соответствующий договор с почтовой организацией и определить порядок доставки и/или вручения почтовой корреспонденции;
  • установить лицо, ответственное за прием писем (необходимо выдать доверенность).  

Как избежать ответственности за неполучение писем из ИФНС

Организация может избежать ответственности за неполучение почтовой корреспонденции, если будет установлено, что она предприняла все необходимые меры для своевременного получения письма, но оно все равно не было получено по причинам, которые не зависели от налогоплательщика.

Здесь следует учитывать, что почтовое сообщение считается доставленным, даже если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения (п.67 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 №25).

При возникновении споров между налогоплательщиками и налоговиками судьи учитывают доказательства, которые подтверждают наличие объективных причин, препятствующих получению писем. Объективной причиной для неполучения письма может являться, например, указание неправильного адреса организации самой налоговой инспекцией, отправляющей сообщение, или утрата сообщения в пути.

Если таких доказательств нет, то все негативные последствия, связанные с необеспечением получения корреспонденции, направляемой по юридическому адресу, или несовершением для этого необходимых и разумных действий, лежат на налогоплательщике (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.09.2019 №Ф01-3770/2019 по делу №А28-15406/2018).

Чтобы отстоять свою позицию и избежать ответственности за неполучение писем из ИФНС, понадобятся доказательства, подтверждающие, что организация обеспечила все необходимые условия для получения почтовой корреспонденции (решение Арбитражного суда Московской области от 22.02.2024 по делу №А41-103705/2023). То есть, предприняла все меры для получения почтовой корреспонденции, периодически отслеживала свой абонентский почтовый ящик и контролировала все поступающие письма. 

Этапы передвижения корреспонденции и статус доставки можно отслеживать на сайте Почты России по почтовому идентификатору (трек-коду). Причем ошибки в отчетах об отслеживании информационной почтовой системы также не освобождают налогоплательщиков от ответственности за неполучение писем из налоговой инспекции.

Например, в деле, рассмотренном Пятнадцатым Арбитражным апелляционным судом (постановление от 28.12.2023 № 15АП-20024/2023 по делу № А53-8102/2023) компания настаивала, что налоговое управление нарушило порядок отправки и вручения решения. Во-первых, проверяющие отправили письмо по неверному адресу. Во-вторых, они не убедились, что документы были получены. В ходе спора выяснилось, что в связи с техническими неполадками информация о вручении почтовых отправлений отражалась в информационной почтовой системе неправильно. Фактически письма были возвращены отправителю по истечении срока хранения. Судьи поддержали проверяющих. Возвращение почтового отправления дает право считать, что лицо, не получившее почтовое отправление, рассматривается в качестве проинформированного надлежащим образом. В рассматриваемой ситуации нет доказательств, которые подтверждают факт нарушения почтовой службой порядка доставки корреспонденции. 

В материале использованы фото: fizkes / Shutterstock / Fotodom.

Комментарии