Содержание
Статья 150 НК РФ определяет случаи, когда операции ввоза товаров на территорию Российской Федерации освобождаются от налогообложения.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 150 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров (за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации”.
При применении данной нормы прежде всего следует обратить внимание на то, что действие этого правила не распространяется на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.
Понятия “подакцизный товар” и “подакцизное минеральное сырье” определяются статьей 181 НК РФ, согласно которой подакцизными товарами признаются:
1. спирт этиловый из всех видов сырья, и за исключением спирта коньячного;
2. спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;
3. алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением вино материалов);
4. пиво;
5. табачная продукция;
6. ювелирные изделия;
7. автомобили легковые и мотоцыклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
8. автомобильный бензин;
9. дизельное топливо;
10. моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
Следует отметить, что уточняя определения содержащихся в данном перечне наименований, ст. 181 НК устанавливает, что для целей применения ст. 22 НК РФ, не рассматривается в качестве подакцизных товаров такая спиртосодержащая продукция, как:
- лекарственные лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также лекарственные лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости не более 100 мл;
- препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл.;
- парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 270 мл.;
- подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта их пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации;
- товары бытовой химии в аэрозольной упаковке.
Ст. 181 НК РФ также устанавливает, что в целях применения главы “Акцизы” кодекса ювелирными изделиями признаются изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга.
Не признаются ювелирными изделиями государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации, или монеты, имеющие статус законного платежного средства и прошедшие эмиссию, предметы культа и религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении, ювелирная галантерея, изделия из недрагоценных металлов и сплавов при изготовлении которых использованы серебросодержащие припои а также изделия народных художественных промыслов, изготовленные с применением золотосодержащих (серебросодержащих) красок и (или) нитей.
Согласно п. 2 ст. 181 НК РФ, подакцизным минеральным сырьем признаются нефть и стабильный газовый конденсат и природный газ.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ устанавливается, что освобождению от обложения НДС при ввозе на таможенную территорию РФ подлежат важнейшие и необходимые лекарственные средства, включая лекарства - субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, за исключением сырья (материалов) для их производства, витаминизированной и лечебно-профилактической продукции пищевой, мясной, молочной, рыбной, и мукомольно-крупяной промышленности, бытовых дезинфицирующих, инсектицидных и дератизирующих средств, подгузников, репеллентов, товаров ветеринарного назначения, тары и упаковки;
- важнейшие и жизненно необходимые изделия медицинского назначения;
- важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника;
- протезно-ортопедические изделия, сырье и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним;
- технические средства включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
- линзы и оправы для очков (за исключение солнцезащитных);
- а так же сырье и комплектующие изделия для производства указанных товаров.
Далее согласно п. 1 ст. 150 НК РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость ввоз на таможенную территорию Российской Федерации препаратов для изготовления медицинских иммунологических препаратов для диагностики, профилактики и (или)лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации); художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации; всех видов печатных изданий получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а так же произведений кинематографии ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов; продукции произведенной в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющейся территорией иностранного государства с правом землепользования Российской Федерации на основании международного договора; технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организации; необработанных природных алмазов; товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а так же для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними.
Согласно п.п. 10 п.1 ст. 150 НК РФ, не облагается НДС ввоз на таможенную территорию РФ валюты Российской Федерации и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением используемых) в нумизматических целях, а так же ценных бумаг.
Здесь следует обратить внимание на то, что устанавливая правило, согласно которому ввоз на таможенную территорию РФ ценных бумаг не облагается НДС, ст. 150 НК РФ при этом ограничивает перечень ценных бумаг, на которые это правило распространяется. Это - акции облигации, сертификаты и векселя.
Напомним, что согласно статье 183 Гражданского кодекса РФ, к ценным бумагам относятся: государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. К последним, например, согласно п. 3 ст. 912. ГК РФ относятся двойное складское свидетельство, каждая из двух его частей и простое складское свидетельство.
Таким образом, ограничивая перечень ценных бумаг, на ввоз которых на таможенную территорию РФ распространяется освобождение от уплаты НДС, НК распространяет на ценные бумаги, не входящие в данный перечень, общие правила обложения НДС операций по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 150 НК РФ, от обложения налогом на добавленную стоимость освобождается также ввоз на таможенную территорию Российской Федерации продукции морского промысла, выловленной и (или) произведенной рыбопромышленными предприятиями Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 150 НК РФ специально устанавливается, что в случае использования товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей осуществлен без уплаты налога, на иные цели, чем те, в связи с которыми было предоставлено такое освобождение от налогообложения, налог подлежит уплате в полном объеме с начислением пени за весь период считая с даты ввоза таких товаров на таможенную территорию Российской Федерации до момента фактической уплаты налога.
Комментарий к статье 150 НК РФ
Статья 150 НК РФ определяет случаи, когда операции ввоза товаров на территорию Российской Федерации освобождаются от налогообложения.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 150 НК РФ, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров (за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации”.
При применении данной нормы прежде всего следует обратить внимание на то, что действие этого правила не распространяется на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.
Понятия “подакцизный товар” и “подакцизное минеральное сырье” определяются статьей 181 НК РФ, согласно которой подакцизными товарами признаются:
1. спирт этиловый из всех видов сырья, и за исключением спирта коньячного;
2. спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;
3. алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%, за исключением вино материалов);
4. пиво;
5. табачная продукция;
6. ювелирные изделия;
7. автомобили легковые и мотоцыклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
8. автомобильный бензин;
9. дизельное топливо;
10. моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.
Следует отметить, что уточняя определения содержащихся в данном перечне наименований, ст. 181 НК устанавливает, что для целей применения ст. 22 НК РФ, не рассматривается в качестве подакцизных товаров такая спиртосодержащая продукция, как:
- лекарственные лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также лекарственные лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости не более 100 мл;
- препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл.;
- парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, разлитая в емкости не более 270 мл.;
- подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр этилового спирта их пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации;
- товары бытовой химии в аэрозольной упаковке.
Ст. 181 НК РФ также устанавливает, что в целях применения главы “Акцизы” кодекса ювелирными изделиями признаются изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга.
Не признаются ювелирными изделиями государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации, или монеты, имеющие статус законного платежного средства и прошедшие эмиссию, предметы культа и религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении, ювелирная галантерея, изделия из недрагоценных металлов и сплавов при изготовлении которых использованы серебросодержащие припои а также изделия народных художественных промыслов, изготовленные с применением золотосодержащих (серебросодержащих) красок и (или) нитей.
Согласно п. 2 ст. 181 НК РФ, подакцизным минеральным сырьем признаются нефть и стабильный газовый конденсат и природный газ.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ устанавливается, что освобождению от обложения НДС при ввозе на таможенную территорию РФ подлежат важнейшие и необходимые лекарственные средства, включая лекарства - субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, за исключением сырья (материалов) для их производства, витаминизированной и лечебно-профилактической продукции пищевой, мясной, молочной, рыбной, и мукомольно-крупяной промышленности, бытовых дезинфицирующих, инсектицидных и дератизирующих средств, подгузников, репеллентов, товаров ветеринарного назначения, тары и упаковки;
- важнейшие и жизненно необходимые изделия медицинского назначения;
- важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника;
- протезно-ортопедические изделия, сырье и материалы для их изготовления и полуфабрикаты к ним;
- технические средства включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
- линзы и оправы для очков (за исключение солнцезащитных);
- а так же сырье и комплектующие изделия для производства указанных товаров.
Далее согласно п. 1 ст. 150 НК РФ не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость ввоз на таможенную территорию Российской Федерации препаратов для изготовления медицинских иммунологических препаратов для диагностики, профилактики и (или)лечения инфекционных заболеваний (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации); художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации; всех видов печатных изданий получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а так же произведений кинематографии ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов; продукции произведенной в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющейся территорией иностранного государства с правом землепользования Российской Федерации на основании международного договора; технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организации; необработанных природных алмазов; товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представительств, а так же для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними.
Согласно п.п. 10 п.1 ст. 150 НК РФ, не облагается НДС ввоз на таможенную территорию РФ валюты Российской Федерации и иностранной валюты, банкнот, являющихся законными средствами платежа (за исключением используемых) в нумизматических целях, а так же ценных бумаг.
Здесь следует обратить внимание на то, что устанавливая правило, согласно которому ввоз на таможенную территорию РФ ценных бумаг не облагается НДС, ст. 150 НК РФ при этом ограничивает перечень ценных бумаг, на которые это правило распространяется. Это - акции облигации, сертификаты и векселя.
Напомним, что согласно статье 183 Гражданского кодекса РФ, к ценным бумагам относятся: государственная облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг. К последним, например, согласно п. 3 ст. 912. ГК РФ относятся двойное складское свидетельство, каждая из двух его частей и простое складское свидетельство.
Таким образом, ограничивая перечень ценных бумаг, на ввоз которых на таможенную территорию РФ распространяется освобождение от уплаты НДС, НК распространяет на ценные бумаги, не входящие в данный перечень, общие правила обложения НДС операций по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Согласно п.п. 11 п. 1 ст. 150 НК РФ, от обложения налогом на добавленную стоимость освобождается также ввоз на таможенную территорию Российской Федерации продукции морского промысла, выловленной и (или) произведенной рыбопромышленными предприятиями Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 150 НК РФ специально устанавливается, что в случае использования товаров, ввоз которых на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей осуществлен без уплаты налога, на иные цели, чем те, в связи с которыми было предоставлено такое освобождение от налогообложения, налог подлежит уплате в полном объеме с начислением пени за весь период считая с даты ввоза таких товаров на таможенную территорию Российской Федерации до момента фактической уплаты налога.
Комментарий к статье 151 НК РФ
Статья 151 Налогового кодекса РФ являет собой пример сочетания норм налогового и таможенного законодательства. Данной статьей НК устанавливается порядок обложения налогом на добавленную стоимость операций по ввозу и вывозу товаров на таможенную территорию РФ. Порядок этот ставится Налоговым кодексом в прямую зависимость от таможенного режима, под который по терминологии таможенного законодательства помещается товар.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ при помещении товаров при ввозе их на таможенную территорию Российской Федерации под таможенный режим выпуска для свободного обращения, НДС уплачивается в полном объеме, если иные правила не устанавливаются ст. 151 НК РФ. Эта статья определяет случаи, когда операции ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации освобождаются от обложения НДС.
Согласно ст. 18 Таможенного кодекса РФ, таможенный режим - это совокупность положений, устанавливаемых для таможенных целей и определяющих статус товаров и транспортных средств, перевозимых через таможенную границу РФ.
Импорт
Согласно ст. 30, 31 ТК РФ выпуск товаров для свободного обращения - это таможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию РФ товары остаются постоянно на этой территории без обязательства об их вывозе. При этом ТК РФ устанавливается, что выпуск товаров для свободного обращения предусматривает уплату в отношении товаров таможенных платежей, а также соблюдение мер экономической политики и других ограничений.
Статья 110 ТК РФ относит НДС к таможенным платежам, уплачиваемым при перемещении через таможенную границу Российской Федерации и в других случаях, специально устанавливаемых ТК РФ.
Согласно ст. 112 ТК РФ, применение НДС к товарам, ввозимым на территорию России и вывозимым с этой территории, осуществляется в соответствии с ТК РФ и Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость" (т.е. с 1 января 2001 года в соответствии с гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ). Следовательно, устанавливая, что при помещении ввозимых на таможенную территорию РФ товаров под таможенный режим выпуска для свободного обращения НДС уплачивается в полном объеме. Ст. 151 НК РФ относит НДС к таможенным платежам, уплачиваемым при выпуске товаров для свободного обращения.
В соответствии со ст. 117 ТК РФ основой для исчисления НДС, уплачиваемого при ввозе товаров, является таможенная стоимость товаров, к которой добавляется таможенная пошлина, а по подакцизным товарам - также и сумма акциза. Согласно ст. 118 ТК РФ, плательщиком НДС, уплачиваемого при ввозе товаров, признается декларант, т. е. "лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие товары "от собственного имени" (ст. 18 ТК РФ). При этом специально устанавливается, что любое заинтересованное лицо вправе уплатить таможенные платежи, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом РФ.
Согласно ст. 119 ТК РФ таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. При перемещении через таможенную границу товаров не для коммерческих целей таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации. Если декларация не была подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока таможенной декларации.
Как уже отмечалось выше, в состав таможенной стоимости товаров включается их контрактная стоимость, а также расходы по транспортировке, экспедированию и страхованию товара до момента пересечения таможенной границы РФ, независимо от того, продавец или покупатель фактически произвел эти расходы.
В соответствии с Законом РФ от 21.05.93 ? 5003-1 "О таможенном тарифе" таможенная стоимость импортируемых товаров определяется с использованием следующих методов оценки:
- по цене сделки с ввозимыми товарами;
- по цене сделки с идентичными товарами;
- по цене сделки с однородными товарами;
- вычитания стоимости;
- сложения стоимости;
- резервного метода.
Основным методом оценки является метод цены сделки с ввозимым товаром. При использовании этого метода под ценой сделки понимается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары согласно контракту.
В цену сделки включаются также следующие расходы, если они не были учтены ранее:
- на транспортировку ввозимых товаров до мета их таможенного оформления (в том числе расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и складированию товаров; страхование; выплата комиссионных и иных вознаграждений посредническим организациям; стоимость контейнеров);
- стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;
- соответствующая часть стоимости следующих товаров (работ, услуг), которые были прямо или косвенно предоставлены импортерами бесплатно или по сниженным ценам в целях использования для производства или продажи (отчуждения) на экспорт оцениваемых товаров: сырья, материалов, комплектующих изделий, инструментов, пробного оборудования , инженерной проработки, дизайна эскизов, чертежей т.п.;
- лицензирование и другие платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые импортер прямо или косвенно должен осуществить в качестве условия продажи (отчуждения) оцениваемых товаров;
- часть дохода импортера от любой последующей продажи (отчуждения) или использования товаров, которые подлежат возврату экспортеру.
Тарифное регулирование импортных товаров в РФ осуществляется путем взимания с декларантов определенной платы за ввозимый товар.
По форме перехода права собственности на товары их импорт делится на две категории:
- осуществляемый по контракту с переходом права собственности к покупателю товара в порядке, обусловленном контрактом;
- без перехода права собственности на товар, подлежащий реализации получателем (т.е. на условиях консигнации - торговой комиссии).
Импорт товара может производиться непосредственно организацией-получателем или же через внешнеэкономические или иные посреднические организации.
НДС уплачивается одновременно с уплатой других таможенных платежей, т. е. до или в момент принятия грузовой таможенной декларации (ГТД) к оформлению.
Объектом обложения для исчисления акцизов по ввозимым товарам является их таможенная стоимость.
Исчисление налога на добавленную стоимость производится в той же валюте, в которой заявлена таможенная стоимость товара. Основой для исчисления налога на добавленную стоимость является таможенная стоимость товаров, к которой добавляется таможенная пошлина, а по подакцизным товарам также и сумма акциза.
Налог на добавленную стоимость по ввозимым товарам определяется по формуле
НДС = (С+П+А) × Н : 100,
Где
С - таможенная стоимость;
П - сумма таможенной пошлины;
А - сумма акциза;
Н - ставка НДС.
Согласно таможенному законодательству налог на добавленную стоимость относится к таможенным платежам и уплачивается не поставщикам импортных товаров, а таможенным органам при таможенном оформлении. Далее эти суммы учитываются в порядке, установленным для отечественных товарно-материальных ценностей.
Условия приемки импортных товаров по количеству и качеству устанавливаются в договорах с иностранными поставщиками. Если эти условия в договоре не оговорены, то следует руководствоваться Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов, утвержденной Госарбитражем СССР 15.10.90.
В частности, если установлено несоответствие количества и/или качества товара договору, рекламационный акт составляется с участием представителя иностранного поставщика (при согласии поставщика возможно составление акта при его отсутствии) и экспертов торгово-промышленной палаты. При отсутствии последних товар принимается с участием представителей других незаинтересованных организаций.
При отражении в учете операций по поступлению импортных товарно-материальных ценностей исключительно большое значение имеет правильное определение стоимости их приобретения. Основным методологическим документом здесь является приказ Минфина России от 15.06.98 ? 25Н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально - производственных запасов" ПБУ 5/98".
В соответствии с п. 12 названного документа торговые организации оценивают товары по стоимости их приобретения. По импортным товарам состав расходов, включаемых в нее, достаточно широк.
Согласно п. 14 ПБУ 5/98 покупная стоимость импортных товаров формируется исходя из оценки в иностранной валюте, которая пересчитана в рубли по курсу ЦБ РФ, действующему на дату перехода права собственности на эти товары к импортеру. Эта дата определяется в договоре с иностранным поставщиком (чаще всего путем ссылки на соответствующую базисную категорию "Инкотермс").
ПБУ 5/98 определяет круг расходов, связанных с формированием первоначальной оценки приобретаемых товаров. Этот перечень, кроме сумм, уплачиваемых поставщику, включает в себя:
- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;
- таможенные пошлины и иные платежи;
- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением материально-производственных запасов;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материально-производственные запасы;
- затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места их использования, включая расходы по страхованию.
Данные затраты включают, в частности, затраты по заготовке и доставке материально производственных запасов*; затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата организации; затраты на услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену на запасы, установленную договором; затраты по оплате процентов по кредитам поставщиков (коммерческий кредит) и прочие затраты.
__________
* Согласно абз. первому п. 12 ПБУ 5/98 организации торговли затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, могут включать в состав издержек обращения.
__________
В состав данных затрат организации могут также относить и затраты по оплате процентов по заемным средствам, если они связаны с приобретением запасов и произведены до даты оприходования материально-производственных запасов на складах организации; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением материально-производственных запасов.
Поскольку расходы, включаемые в стоимость приобретения той или иной партии товаров, отражаются в учете не единовременно, то удобнее их сначала собрать на промежуточном счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" в соответствии с п. 3 ст. 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете", включив его в рабочий план счетов организации с субсчетом "Приобретение импортных товаров". На дебете счета 15 в этом случае отражаются все расходы, связанные с приобретением товаров, с кредитованием счетов: 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (на стоимость товара по счету поставщика), 68 "Расчеты с бюджетом" или 51 "Расчетные счета" (на сумму НДС, акциза, таможенных пошлин) и др. В дальнейшем при оприходовании товаров делается запись по дебету счета 41 "Товары" (субсчета 1 или 2) и кредиту счета 15.
Аналитический учет к счету 15 ведется по партиям товаров, а внутри них - по товарам и видам платежей.
В случае, если учет закупаемых товаров осуществляется по натурально-стоимостной схеме, то необходимо определить покупную стоимость не только партии товаров, но и каждого их вида (с учетом всех платежей). Поскольку такие расчеты довольно громоздки, целесообразно использовать программы обработки информации, содержащейся в сопроводительных товарных документах (счетах поставщиков, ГТД и др.), с применением электронных таблиц, что может являться одновременно и приемочным актом.
В приемочном акте должны быть перечислены наименования, отличительные признаки и количество (по документу поставщика и фактически поступивших) товаров, и по каждому из них указаны цены и стоимость по документу поставщика, стоимость таможенных процедур (в валюте и рублях), таможенная пошлина, акциз и НДС. Все таможенные платежи рассчитываются по каждому наименованию товаров и по каждой его единице. В конце приемного акта определяется стоимость приобретения единицы каждого наименования товаров.
Поставщики могут выставлять счета в разных валютах: американских долларах, немецких марках, шведских кронах и т. д.
Продажные цены на импортные товары целесообразно устанавливать в какой-то одной (учетной) валюте, поэтому для удобства учета и установления продажных цен стоимость приобретения товаров определяется в приемном акте не только в валюте поставщика, но и в учетной валюте.
Стоимость единицы товара (С) можно определить и другим способом, используя формулу:
С = ЦП(1+Х),
где
ЦП - цена поставщика;
Х - коэффициенты соотношения общих затрат (таможенные пошлины, акцизы, НДС и др.) к общей сумме счета поставщика.
В свою очередь
Х = ОЗ : СП,
где
ОЗ - общие затраты,
СП - общая сумма счета поставщика.
Данный способ расчета по сравнению с приведенным в приемном акте менее нагляден и более приблизителен из-за множества округлений при выполнении расчетов.
Если при приемке будет выявлена недостача того или иного товара, она отражается в приемном акте отдельной строкой.
Принять товар по количеству и качеству можно лишь после оформления ГТД, т. е. после уплаты таможне всех необходимых расходов. Следовательно, таможенные платежи рассчитываются и уплачиваются не по фактически полученному товару, а по стоимости, указанной в сопроводительном документе поставщика. Поэтому в дальнейшем если при приемке будет выявлена недостача товаров по вине поставщика, то на дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" записываются не только стоимость недостающих товаров по ценам поставщика, но и все уплаченные по ним таможенные платежи. При досылке в последствии поставщиком товаров они уже не облагаются таможенными платежами и приходуются записью:
Дебет счета 41 "Товары" Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
Аналитический учет к счету 60 ведется по поставщикам. При этом по каждому поставщику ведется аналитика отдельно по каждому виду товара, а внутри них, в свою очередь, - по ценам поставщика и видам таможенных платежей.
При поступлении товаров из-за рубежа, согласно п. 24 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, иностранная валюта должна пересчитываться в рубли по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату совершения операций.
В Положении по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2000) предусматривается, что при отражении в учете импортных товаров необходимо пересчитывать иностранную валюту в рубли по курсу, действующему на день перехода права собственности на импортированные товары к импортеру.
Импортер обязан обеспечить ввоз в РФ товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него денежным средствам в иностранной валюте, а в случае непоставки товара - возврат указанных средств.
Операции по импорту товаров могут быть с последующей или предварительной оплатой.
Разберем на примере порядок учета импортных операций при условии последующей оплаты товаров.
Пример
Контрактная стоимость товара – 1 000 д.е. Расходы зарубежной транспортной фирмы по перевозке товара до места таможенного оформления в Российской Федерации - 100 д.е. Импортная пошлина – 10 %, НДС – 20 %. Расходы по доставке товара от таможни до склада оптовой организации - 90 д.е. НДС по этим расходам - 18 д.е.
Официальный валютный курс на дату: перехода права собственности на товары - 2,40 руб., уплаты расходов по перевозке за границей - 2, 41 руб, составления ГТД - 2, 42 руб., оплаты товаров - 2, 44 руб.
Отразим в учете операции по закупке импортного товара.
1. Транспортной фирме оплачены расходы по перевозке товара до места таможенного оформления:
Дебет 15 субсчет "Приобретение импортных товаров" Кредит 52 "Валютные счета" - 100/241 (100 х 2,41).
2. Начислена задолженность поставщику за товары:
Дебет 15 субсчет "Приобретение импортных товаров" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 1000/2400 (1000 х 2,40).
Для расчета таможенных платежей необходимо определить таможенную стоимость товаров. Она составляет 1 100 д.е. (1000 + 100), а в рублях – 2 662 руб. (1100 х 2,42).
3. Уплачена импортная пошлина:
Дебет 15 субсчет "Приобретение импортных товаров" Кредит 51 "Расчетные счета" - 266,20 (2662 х 10/100).
4. Уплачен сбор за таможенное оформление товаров:
в рублях:
Дебет 15 субсчет "Приобретение импортных товаров" Кредит 51 "Расчетные счета" - 2,66 (2662/100 х 0,1).
в валюте:
Дебет 15 субсчет "Приобретение импортных товаров" Кредит 52 "Валютные счета" - 0,55/1,33 (1100 х 0,05/100) (0,55 х 2,42).
Налогооблагаемая база для расчета:
НДС: 2928,20 (2662 + 266,20)
Сумма НДС 585,64 (2928,20 х 20/100).
5. Уплачен таможне НДС:
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит 51 "Расчетные счета" - 585,64.
6. Оплачены расходы по перевозке товаров от таможни до склада (согласно учетной политике данные расходы списываются на издержки обращения):
Дебет 44 "Расходы на продажу" Кредит 51 "Расчетные счета";
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит 51 "Расчетные счета".
7. Оприходован товар на склад:
Дебет 41 "Товары" Кредит 15 субсчет "Приобретение импортных товаров" - 2911,19. (241 + 2400 + 266,20 +2,66 + 1,33).
8. Погашена задолженность поставщику за товары:
Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" Кредит 52 "Валютные счета" - 1000/2440.
9. Отражена в учете курсовая разница по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками":
Дебет 91 "Прочие доходы и расходы" - субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 25 (2440-2415).
Реимпорт
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 157 НК РФ, при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы налога, от уплаты которых он был освобожден, либо суммы, которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
Определение таможенного режима реимпорта товаров дает ст. 32 ТК РФ, согласно которой реимпорт товаров - это таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а так же без применения к товарам мер экономической политики.
Согласно НК РФ для помещения товаров под таможенный режим реимпорта товары должны быть ввезены на таможенную территорию РФ в течении десяти лет с момента вывоза, а также должны находится в том же состоянии, в котором они были в момент вывоза, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения и других случаев, определяемых ГТК России.
Иные таможенные режимы
Подпункт 3 п. 1 ст. 151 НК РФ называет таможенные режимы, при помещении под которые ввозимых на таможенную территорию РФ товаров, НДС с их таможенной стоимости не уплачивается. Это таможенные режимы:
- транзита;
- таможенного склада;
- реэкспорта;
- магазина беспошлинной торговли;
- переработки под таможенным контролем;
- свободной таможенной зоны;
- свободного склада;
- уничтожения;
- отказа в пользу государства;
Порядок помещения ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров под один из данных налоговых режимов определяется нормами Таможенного кодекса РФ.
Согласно ст. 35 ТК РФ транзит товаров - это таможенный режим, при котором товары перемещаются под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации, в том числе через территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Статьей 36 ТК РФ специально определяются условия, соблюдение которых позволяет поместить ввозимые на таможенную территорию товары под режим транзита.
Товары, перемещаемые транзитом между двумя таможенными органами РФ, должны:
- оставаться в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и их хранения, и не использоваться в каких либо иных целях, кроме транзита;
- доставляться в таможенный орган назначения в сроки, установленные таможенным органом отправления исходя из возможностей транспортного средства, намеченного маршрута и других условий перевозки, но не превышающие предельный срок, определяемый из расчета две тысячи километров за один месяц.
При этом согласно ТК РФ транзит товаров в Российской Федерации может осуществляться по любым путям и направлениям, если иное не установлено Правительством РФ. В случае, если у таможенного органа имеются основания полагать, что перевозчик либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдение положений Таможенного кодекса, таможенный орган вправе допустить помещение товаров под таможенный режим транзита лишь при условии надлежащего оборудования транспортного средства, таможенного сопровождения либо перевозки товаров таможенным перевозчиком в порядке, определяемом кодексом и нормативными актами ГТК России.
Согласно ст. 36 ТК РФ, расходы, возникшие у перевозчика в связи с обеспечением надлежащего оборудования транспортного средства либо перевозкой товаров таможенным перевозчиком государственными органами РФ не возмещаются.
Транзит товаров производится с разрешения таможенного органа за исключением случаев, когда Правительство РФ устанавливает ограничения транзита товаров в качестве ответной меры на дискриминационную или другую ущемляющую интересы российских лиц акцию иностранных государств и их союзов.
Согласно ст. 41 ТК РФ под таможенным складом понимается таможенный режим, при котором ввезенные товары хранятся под таможенным контролем без взимания таможенных пошлин и налогов и без применения к товарам налоговой политики в период хранения.
Под режим таможенного склада могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу и вывозу из РФ, а так же иных товаров, перечень которых может определяться ГТК России.
Согласно ТК РФ, товары могут находиться в режиме таможенного склада в течении трех лет. Указанный срок для отдельных категорий товаров может ограничиваться ГТК России, а для отдельных лиц - иными таможенными органами Российской Федерации. Срок хранения товаров в режиме таможенного склада не может быть менее одного года. По истечении установленного срока товар должен быть заявлен к помещению под иной таможенный режим, либо помещен на склад временного хранения, владельцем которого является таможенный орган Российской Федерации.
Согласно ст. 52 ТК РФ, таможенный режим магазина беспошлинной торговли, определяется как таможенный режим, при котором товары реализуются под таможенным контролем на таможенной территории Российской Федерации (в аэропортах, портах, открытых для международного сообщения, и иных местах, определяемых таможенными органами Российской Федерации) без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер экономической политики.
В соответствии со ст. 53 и 54 ТК РФ, в таможенном режиме магазина могут реализовываться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу и вывозу из Российской Федерации, запрещенных к реализации на территории Российской Федерации, а также иных товаров, перечень которых может определяться ГТК России.
Товары, помещенные под таможенный режим магазина беспошлинной торговли, реализуются непосредственно в специальных магазинах (магазины беспошлинной торговли).
Магазин беспошлинной торговли может учреждаться российским лицом при наличии лицензии ГТК России.
Статьей 57 ТК РФ специально устанавливается, что при ликвидации магазина беспошлинной торговли по истечении срока действия лицензии, а равно при аннулировании или отзыве таможенными органами лицензии на учреждение магазина беспошлинной торговли с даты принятия такого решения магазин становится складом временного хранения.
При аннулировании лицензии на товары, находящиеся в магазине, подлежат повторному таможенному оформлению с даты поступления их в магазин. За весь период нахождения товаров в ликвидируемом магазине с владельца магазина взимаются таможенные сборы за хранение, установленные для складов временного хранения, учрежденных таможенными органами РФ.
Согласно ст. 65 ТК РФ, переработка товаров под таможенным контролем - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке на таможенной территории Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики для переработки под таможенным контролем с последующим выпуском для свободного обращения или помещением продуктов переработки под иной таможенный режим.
В соответствии со ст. 59 ТК РФ, операции по переработке товара включают:
- изготовление товара, включая монтаж, сборку и подгонку под другие товары;
- собственно переработку и обработку товаров;
- ремонт товаров, включая их восстановление и приведение в порядок;
- использование некоторых товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.
Статьей 75 ТК РФ устанавливается, что свободная таможенная зона и свободный склад - это таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без внимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта, в порядке, определяемом кодексом.
В соответствии со ст. 77 ТК РФ, свободный склад, как помещение или иное место, где действует таможенный режим свободного склада, может учреждаться при наличии лицензии ГТК России.
Статьей 79 ТК РФ устанавливается, что в свободных таможенных зонах и на свободных складах допускается совершение производственных и иных коммерческих операций с товарами, исключая их розничную продажу, при условии соблюдения положений ТК РФ.
Согласно ТК РФ, товары могут находиться в свободных таможенных зонах и на свободных складах без ограничения сроков.
Согласно статьям 102-104 ТК РФ уничтожение товаров - это таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, не пригодное для использования, без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Отказ от товара в пользу государства определяется ТК РФ как таможенный режим, при котором лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин, налогов а также без применения мер экономической политики.
Отказ от товаров в пользу государства допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации, предоставляемого в порядке, определяемом ГТК России (статья 105 ТК РФ).
Подпунктом 4 пункта 1 ст. 151 Налогового кодекса РФ устанавливается, что при помещении товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории налог уплачивается при ввозе этих товаров на таможенную территорию Российской Федерации с последующим возвратом уплаченных сумм налога при вывозе продуктов переработки этих товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Согласно ст. 58 ТК РФ переработка товаров на таможенной территории определяется как таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Относительно товаров, ввозимых на территорию Российской Федерацию под таможенным режимом временного ввоза, ст. 151 НК РФ, не устанавливая никаких специальных правил, отсылает нас к нормам таможенного законодательства. Согласно п.п. 5 п.1 ст.151 НК РФ, при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ.
Статьей 68 ТК РФ, временный ввоз (вывоз) товаров определяется как таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории РФ или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики. Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.
В условиях, определяемых ГТК России, временный ввоз (вывоз) товаров допускается только при представлении обязательства об обратном вывозе (вывозе) и обеспечении уплаты таможенных платежей.
Согласно ст. 70 ТК РФ, разрешение на временный ввоз (вывоз) товаров предоставляется таможенным органом в порядке, определяемом ГТК России. Сроки временного ввоза (вывоза) товаров устанавливаются таможенным органом исходя из целей и обстоятельств такого ввоза (вывоза) и не могут быть более двух лет. Для отдельных таможенных товаров ГТК России может устанавливать более короткие или более продолжительные предельные сроки временного ввоза (вывоза).
Статьей 72 ТК РФ устанавливается, что случаи полного освобождения в отношении временно ввозимых (вывозимых) товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов определяются Правительством РФ.
Что же касается случаев, когда такое полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов по временно ввозимым товарам отсутствует, а также случаев несоблюдения лицом, перемещающим товары через таможенную границу, условий полного освобождения от уплаты таможенных пошлин налогов, то здесь может применяться частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в порядке, определяемом ГТК России по согласованию с Минфином России.
При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный месяц уплачивается три процента от суммы, которая подлежала бы уплате, если бы товары были бы выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствие с таможенным режимом экспорта.
Общая сумма налогов, взимаемых при ввозе (вывозе) с частичным освобождением пошлин, налогов, не должна превышать суммы налоговых пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате на момент ввоза (вывоза), если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта. В случае, если указанные суммы станут равными, то товар считается выпущенным для свободного обращения или вывезенным в соответствии с таможенным режимом экспорта при условии, что в отношении этого товара не применяются меры экономической политики.
Аналогичную отсылку к нормам таможенного законодательства содержит п.п. 6 п.1 ст. 151 НК РФ, согласно которому при ввозе продуктов переработки товаров, помещенных под таможенный режим переработки вне таможенной территории, применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.87 ТК РФ, переработка товаров вне таможенной территории - это таможенный режим, при котором российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории РФ с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории РФ с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Согласно ст. 93 ТК РФ, товары, ввозимые на переработку, облагаются таможенными пошлинами и налогами с последующим возвратом их сумм при выпуске продуктов переработки для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации. Проценты на возвращаемые суммы не начисляются.
Экспорт
Пункт 2 ст. 151 НК РФ определяет порядок обложения налогом на добавленную стоимость операции по вывозу товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Согласно п.п. 1 п.2 ст. 151 НК, при вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта налог не уплачивается.
Статьей 97 Таможенного Кодекса РФ экспорт товаров определяется как таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию.
Экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и внесения иных таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики и выполнения других требований, предусмотренных ТК РФ и иными актами законодательства РФ по таможенному делу.
Согласно ст. 98 ТК РФ, при экспорте товары освобождаются от налогов либо уплаченные суммы налогов подлежат возврату в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
Статьей 99 ТК РФ устанавливается, что при выпуске товаров в таможенном режиме экспорта товары должны быть вывезены за пределы таможенной территории РФ в том же состоянии, в котором они были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений состояния товаров вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.
Порядок ведения организациями бухгалтерского учета операций по экспорту товаров, работ и услуг, помимо нормативных документов по бухгалтерскому учету, зависит от законодательства, регулирующего данную сферу деятельности организаций, и условий внешнеэкономических договоров (контрактов).
В соответствии с внешнеэкономическим законодательством российские организации вправе осуществлять экспорт товаров, работ (например, выполнение за рубежом работ по строительству объектов и т. п.) и услуг (оказание услуг по научно-техническому содействию и т. п.)
Экспортные операции могут осуществляться на условиях прямой поставки или другим способом. Прямые поставки имеют место при наличии межгосударственных соглашений (двусторонних или многосторонних) о прямом международном сообщении.
При прямых поставках в пункте отправления товара выписывается международная накладная, которая следует с грузом до пункта назначения. Отправителю груза выдается дубликат этого документа, который является распиской транспортной организации в приеме груза к перевозке и служит основанием для расчетов с иностранным партнером за товар.
Если соглашение о прямом международном сообщении отсутствует, то в пункте отправления выписывается внутренняя железнодорожная накладная, которая сопровождает груз до границы. Отправителю выдается квитанция (копия) этого документа, подтверждающая факт приемки груза железной дорогой к перевозке. На пограничном пункте выписывается международная железнодорожная накладная или коносамент (при морских перевозках).
Экспорт товара может производиться как непосредственно организацией-производителем, так и с привлечением для этого внешнеэкономических или иных посреднических организаций.
Государственное регулирование экспорта товаров, работ и услуг осуществляется путем:
· количественного ограничения экспорта (путем квотирования);
· лицензирования экспортных товаров и услуг;
· регистрации контрактов на экспорт товаров;
· обложения экспорта товаров, работ и услуг экспортными пошлинами.
Взимание экспортных пошлин производится с организаций, поставляющих товары на экспорт с территории РФ, независимо от их форм собственности и места регистрации.
Экспедиторское обслуживание грузов в портах и на железнодорожных пограничных пунктах осуществляют специальные транспортные организации. Они следят за прибытием грузов, производят их приемку, хранение и отправку, высылают поставщику документы, подтверждающие отгрузку товаров.
При получении всех необходимых для расчетов с покупателем документов экспортер выписывает счет и сдает его в банк или отсылает по почте покупателю вместе с другими товаросопроводительными документами.
К этим документам относятся: транспортные (коносамент, железнодорожная накладная, автомобильная накладная, авианакладная, почтовая квитанция); сертификат качества; страховой полис (если груз страхует поставщик); техническая документация (технические паспорта, чертежи, инструкции по эксплуатации и т. п.); другие документы, предусмотренные контрактом.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 29.12.98 ? 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" 75 % экспортной валютной выручки подлежит обязательной продаже через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке по рыночному курсу в порядке, установленном Банком России. Для контроля за этой операцией валютная выручка сначала зачисляется на транзитный счет.
Если экспортер оплачивал в иностранной валюте расходы, связанные с экспортом (по перевозке, страхованию, сборы за таможенное оформление и др.), то эти расходы сначала вычитаются из экспортной выручки, а из оставшейся суммы 75 % подлежит обязательной продаже. Указанные расходы, оплачиваемые с текущего валютного счета, перечисляются на него с транзитного валютного счета.
Организация после получения извещения банка о поступлении валютной выручки обязана в течение 7 календарных дней предоставить банку поручение на обязательную продажу выручки и одновременное перечисление оставшейся ее части на текущий валютный счет. В поручении указывается сумма расходов по экспорту в иностранной валюте для их зачета при определении размера обязательной продажи экспортной выручки. Банк в течение последующих 7 рабочих дней продает часть валютной выручки.
В случае непоступления в указанный срок от организации поручения на обязательную продажу выручки банк осуществляет эту операцию самостоятельно. После обязательной продажи части выручки сумма оставшейся валюты зачисляется на текущий валютный счет организации, а сумма рублевого эквивалента проданной валюты – на ее расчетный счет.
Организации – производители экспортной продукции несут расходы, связанные с ее реализацией, которые называются коммерческими.
Коммерческие расходы включают затраты на подготовку товаров к отгрузке, погрузочно-разгрузочные работы, перевозку грузов внутри страны и за рубежом, оплату экспортных пошлин, сборов за таможенное оформление, на страхование товаров в пути. Сюда же относится недостача товарно-материальных ценностей при перевозке вследствие естественной убыли и др.
Коммерческие расходы подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые расходы непосредственно связаны с реализацией конкретной партии товаров. Косвенные расходы относятся ко всем экспортируемым товарам и не могут быть отнесены непосредственно на тот или иной товар.
Коммерческие расходы учитываются на счете 44 "Расходы на продажу". Расходы, относящиеся к реализованным товарам, списывают на дебет счета 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж".
Торговые организации учитывают расходы, связанные с реализацией товаров на экспорт, как и обычные расходы - на счете 44 "Расходы на продажу".
Порядок отражения в учете экспортных операций зависит, прежде всего, от момента перехода права собственности на реализуемую продукцию.
Условие поставки (Инкотермс) |
Момент перехода права собственности |
Документ, дающий право отразить реализацию на счетах бухгалтерского учета |
FCA |
Передача товара в распоряжение перевозчика, при условии, что товар прошел таможенную очистку |
Железнодорожная, автотранспортная, авиагрузовая накладные |
FAS |
Размещение товаров вдоль борта судна на причале или на лихтерах |
Акт приема-передачи, расписка в получении груза |
FOB, CFR, CIF |
Пересечение грузом борта судна (оплата фрахта, оплата страхования и фрахта) |
Коносамент |
CPT, CIP |
Передача груза первому перевозчику (оплата страхования и риска случайной гибели) |
Железнодорожная и авиатранспортная накладные |
DAF |
Прибытие товара в указанный покупателем пункт или место на границе |
Железнодорожная, авиатранспортная накладные, расписка в получении груза |
DES, DEQ |
Предоставление товара в распоряжение покупателя в согласованном порту назначения без уплаты/с уплатой таможенной пошлины на импорт |
Акт приема-передачи, расписка в получении груза |
DDU, DDP |
Момент доставки товара покупателю в согласованном пункте страны ввоза без уплаты/с уплатой таможенной пошлины на импорт |
Акт приема-передачи; расписка на получение груза; накладная на прием товаров |
Пример
Контрактная стоимость экспортной продукции – 9 000 д.е. Условия поставки – CPT.
Производственная себестоимость этой продукции – 20 тыс. руб.
Экспортная пошлина – 10 %.
Валютный курс ЦБ РФ на дату:
- принятия ГТД к таможенному оформлению и перехода права собственности – 4,90 руб.;
- зачисления выручки на транзитный валютный счет – 4,95 руб.;
- зачисления выручки на текущий валютный счет – 4,99 руб.
1. Отгружена продукция инофирме:
Дебет 45 "Товары отгруженные" Кредит 43 "Готовая продукция" – 20 000.
В момент перехода права собственности на отгруженный товар:
Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка" – 9 000/44 100 (9 000 х 4,90)
2. Списана реализованная продукция:
Дебет 90 "Продажи", субсчет 2 " Себестоимость продаж" Кредит 45 "Товары отгруженные" – 20 000.
3. Уплачена экспортная пошлина:
Дебет 44 "Расходы на продажу" Кредит 51 "Расчетные счета" – 4 410.
4. Уплачен сбор за таможенное оформление:
в рублях -
Дебет 44 "Расходы на продажу" Кредит 51 "Расчетные счета" – 44,10;
в валюте:
Дебет 44 "Расходы на продажу" Кредит 52-2 "Текущие валютные счета" – 4,5/22,05.
5. Списываются расходы по экспорту продукции:
Дебет 90 "Продажи", субсчет 2 " Себестоимость продаж" Кредит 44 "Расходы на продажу" – 4 476,15.
6. Зачислена выручка на транзитный валютный счет:
Дебет 52-1 "Транзитные валютные счета" Кредит 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" - 9000/44550 (9000 х 4,95).
7. Отражена в учете курсовая разница по счету 62:
Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит 91 "Прочие доходы и расходы" – 450 (44550 – 44100).
Валютная выручка – брутто – 9 000 д.е.
Расходы по экспорту в валюте – 4,5 д.е.
Валютная выручка – нетто – 8995,5 д.е.
Валютная выручка, подлежащая обязательной продаже: 6746,62 (8995,5/100 х 75).
8. Перечислены на текущий валютный счет средства в возмещение расходов по экспорту в валюте и 25 % валютной выручки:
Дебет 52-2 "Текущие валютные счета" Кредит 52-1 "Транзитные валютные счета" – 2 253,38/11 244,37;
(9000-6746,62);
(2253,38 х 4,99).
9. Перечислена банку для обязательной продажи валютная выручка:
Дебет 57 "Переводы в пути" Кредит 52-1 "Транзитные валютные счета"– 6746,62/33665,63 (6746,62 х 4,99).
10. Отражена в учете курсовая разница по счету 52-1:
Дебет 52-1 "Транзитные валютные счета" Кредит 91 "Прочие доходы и расходы" – 3606 [(11244,37+33665,63) - 44550].
Подпунктом 1 п. 2 ст. 151 НК устанавливается также, что освобождение от уплаты от НДС применяется и при помещении товаров под таможенные режимы таможенного склада, свободного склада или свободной таможенной зоны в целях последующего вывоза этих товаров (в том числе их переработки) в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Реэкспорт
Подпунктом 2 п. 2 ст. 151 НК РФ устанавливается, что при вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ в таможенном режиме реэкспорта уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ суммы НДС возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Согласно ст. 100 ТК РФ, реэкспорт товаров – это таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики в соответствии с ТК РФ и иными актами законодательства Российской Федерации по таможенному делу.
Реэкспорт товаров допускается с разрешения таможенного органа РФ, предоставляемого в порядке, определяемом ГТК России, а в случаях, определяемых законодательными актами РФ, актами Правительства РФ либо международными договорами РФ, - с разрешения другого уполномоченного на то органа.
Статьей 101 ТК РФ устанавливается, что при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации ввозные таможенные пошлины, налоги не взимаются и меры экономической политики не применяются, если товары заявляются таможенному органу в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта. Фактический вывоз таких товаров должен быть осуществлен не позднее шести месяцев со дня принятия таможенной декларации. При неосуществлении фактического вывоза в течение установленного срока уплачиваются таможенные пошлины, налоги, а также проценты с них по ставкам, устанавливаемым Центральным банком РФ по предоставляемым этим банком кредитам.
При вывозе реэкспортируемых товаров уплаченные ввозные таможенные пошлины и налоги подлежат возврату при условии, если:
- реэкспортируемые товары находятся в том же состоянии, в котором они были на момент ввоза, кроме изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
- реэкспорт товаров происходит в течение двух лет с момента ввоза;
- реэкспортируемые товары не использовались в целях извлечения дохода.
При вывозе реэкспортируемых товаров вывозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а меры экономической политики, действующие при вывозе, не применяются, за исключением случаев, определяемых Правительством РФ.
В соответствии п.п. 3 п. 2 ст. 151 НК РФ, если товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с какими-либо иными, кроме экспорта и реэкспорта таможенными режимами, освобождение от уплаты и (или) возврат уплаченных сумм налога не производится, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Комментарий к статье 152 НК РФ
div>Статья 152 Налогового кодекса РФ дополняет содержание ст. 150 и 151, определяя особенности порядка обложения налогом на добавленную стоимость при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации при отсутствии таможенного контроля и таможенного оформления.
Согласно НК РФ, в случае, если в соответствии с международным договором Российской Федерации отменены таможенный контроль и таможенное оформление перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров, взимание налога с товаров, происходящих из такого государства и ввозимых на территорию Российской Федерации, осуществляют налоговые органы Российской Федерации.
Объектом налогообложения в таких случаях признается стоимость приобретенных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, включая затраты на их доставку до границы Российской Федерации. Налог уплачивается одновременно с оплатой стоимости товаров, но не позднее 15 дней после принятия на учет товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации.
Порядок уплаты налога на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, определяется Правительством Российской Федерации.
Статья 152. Утратила силу с 1 января 2011 г.