
Что изменилось в проверках сведений ЕГРЮЛ
С 14 марта 2025 года вступит в силу приказ ФНС от 10.12.2024 №ЕД-7-14/1119@, который изменит действующий перечень оснований, при наличии которых налоговые органы вправе организовывать и проводить проверки сведений об организациях, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Такие проверки проводят как по инициативе налоговых органов, у которых возникают подозрения в достоверности той или иной информации, содержащейся в ЕГРЮЛ, так и по заявлению любых заинтересованных лиц.
Проверки сведений об организациях, содержащихся в ЕГРЮЛ, налоговики проводят в целях выявления и исключения из ЕГРЮЛ недостоверных сведений об организациях, об адресах регистрации, о руководстве и учредителях и т.д. Порядок проведения таких проверок регламентирован приказом ФНС от 28.12.2022 №ЕД-7-14/1268@.
Если в ходе проверки контролеры выявляют, что содержащиеся в реестре сведения не соответствуют действительности, организации направляют уведомление о необходимости устранить недостоверные сведения. Если организация проигнорирует данное уведомление и не предоставит в налоговую инспекцию уточненные достоверные сведения, ее исключат из ЕГРЮЛ в принудительном порядке.
При этом проверки сведений ЕГРЮЛ налоговые органы могут проводить только при наличии законных оснований. Одним из таких оснований является регистрация организации по массовому адресу.
Массовый адрес - адрес, по которому зарегистрировано 5 и более организаций (п.1.2.1 приказа ФНС РФ от 29.12.2006 №САЭ-3-09/911@).
В соответствии с принятыми изменениями, налоговый учет организации по месту массовой регистрации, начиная с 14 марта 2025 года, уже не будет являться основанием для назначения и проведения проверки сведений ЕГРЮЛ. Соответственно, такое нарушение больше не станут считать критическим, и оно не сможет повлечь исключение организации из ЕГРЮЛ. В то же самое время все прочие основания для проведения проверок сведений ЕГРЮЛ продолжат действовать и применяться налоговыми органами в прежнем порядке.
Основания для проведения проверок сведений ЕГРЮЛ
С учетом сокращения действующего перечня оснований для проведения проверок сведений ЕГРЮЛ, с 14 марта 2025 года налоговые органы могут проводить данные проверки при наличии указанных ниже обстоятельств (п.2 и п.4 приказа ФНС от 28.12.2022 №ЕД-7-14/1268@):
- получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ;
- получение регистрирующим органом информации из любых источников о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ;
- поступление в регистрирующий налоговый орган возражений заинтересованного лица относительно предстоящей регистрации изменений в ЕГРЮЛ;
- несоответствие сведений, поданных на регистрацию, данным, которые имеются у налогового органа;
- регистрация организации по адресу, по которому находится снесенный или несуществующий объект недвижимости;
- регистрация организации по адресу, который заведомо не может свободно использоваться для связи с организацией (например, если по данному адресу размещены органы государственной власти, воинские части и т.д.);
- регистрация организации по адресу нахождения объекта, собственник которого возражает против регистрации организации;
- регистрация организации по новому адресу до окончания выездной налоговой проверки или до вступления в силу решения ИФНС по итогам такой проверки;
- регистрация в ЕГРЮЛ сведений о лице, в отношении которого в реестр уже вносилась запись о недостоверности данных, либо это лицо еще считается подвергнутым административному наказанию за непредставление или представление ложных сведений об организации;
- представление на регистрацию в ЕГРЮЛ документов о реорганизации, если в ней участвуют две и более организации, либо если в организации, которая в результате реорганизации прекратит деятельность, не окончена выездная налоговая проверка.
При наличии любого из перечисленных оснований налоговая инспекция назначит проверку сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Последствия проверки сведений ЕГРЮЛ
В общем случае проверка достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, осуществляется в срок не более 1 месяца. Данный срок отсчитывают с момента истечения 7 рабочих дней со дня получения налоговым органом информации о недостоверности сведений. При этом месячный срок проверки может быть продлен до двух месяцев, если контролерам потребуется получить объяснения от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, касающиеся достоверных сведений об организации (п.9 приказа ФНС от 28.12.2022 №ЕД-7-14/1268@).
Если в ходе проверки сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, налоговый орган выявит недостоверность таких сведений, то он откажет компании в государственной регистрации.
Если по итогам проверки будет выявлена недостоверность уже внесенных в ЕГРЮЛ сведений, то в адрес организации, ее учредителей и руководства будет направлено уведомление о необходимости представления достоверных сведений.
В случае непредставления таких сведений в установленный в уведомлении срок в ЕГРЮЛ внесут запись о недостоверности содержащейся в реестре информации об организации (п.18 приказа ФНС от 28.12.2022 №ЕД-7-14/1268@). С момента внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений у организации будет ровно 6 месяцев для того, чтобы уточнить содержащиеся в реестре сведения и направить в регистрирующий орган достоверную информацию. Если организация пропустит 6-месячный срок и не предоставит налоговикам достоверные сведения, ее исключат из ЕГРЮЛ в административном порядке на основании пп.«б» п.5 ст.21.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
- Обзор споров о госрегистрации организаций от ФНС: нецензурные наименования, регистрация от имени банкрота и неуказание кодов ОКВЭД
- Новые основания и риски исключения компаний из ЕГРЮЛ
- Обзор налоговых споров от ФНС за II квартал 2024 года: отказы в вычетах НДФЛ, истребование письменных пояснений во время выездной проверки и внесение изменений в ЕГРЮЛ
- Как внести изменения в ЕГРЮЛ и ЕГРИП из «1С:Бухгалтерии 8»
В материале использованы фото: Andrey_Popov / Shutterstock / Fotodom.