Предмет спора: в рамках встречной проверки налоговая инспекция направила в адрес организации несколько требований о представлении документов о совершенных сделках с целым рядом контрагентов. Документы были запрошены по сделкам, совершенным за весь период деятельности организации, превышающий 4 года. Исполнять данные требования организация отказалась, сославшись на большой объем запрошенной документации и отсутствие у ИФНС полномочий по истребованию документов за период, превышающий 3 года. В связи с этим ИФНС оштрафовала организацию за непредставление документов и сведений по ст.126 и 129.1 НК РФ. Штрафы были наложены за неисполнение каждого направленного организации требования. Посчитав действия ИФНС незаконными, организация обратилась в суд с иском, в котором потребовала отменить наложенные на нее штрафы.
За что спорили: 440 000 рублей.
Кто выиграл: налоговая инспекция.
Обосновывая в суде заявленные исковые требования, представитель организации отмечал, что срок, за который могут быть истребованы документы по сделкам, совершенным с контрагентами, ограничен периодом, за который проводятся проверки в отношении данных контрагентов. Данный период в соответствии с п.4 ст.89 НК РФ не может превышать 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
Налоговая инспекция, по мнению организации, нарушила данное требование, истребовав документы по сделкам, совершенным за все время деятельности организации, которое превышает 4 года. Кроме того, у организации были истребован такой объем документации и сведений, представить который она не имела возможности. Это, с точки зрения организации, свидетельствует о превышении ИФНС своих полномочий и незаконности наложенных на нее штрафов.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции отклонил доводы организации и встал на сторону налоговой инспекции.
Суд указал, что если вне рамок проведения налоговых проверок у ИФНС возникает необходимость получения документов относительно конкретной сделки, инспекция вправе истребовать документы (информацию) у участников этой сделки (п.2 ст.93.1 НК РФ).
Таким образом, налоговое законодательство предусматривает возможность проведения в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля вне рамок проверки путем истребования информации относительно конкретной сделки. Причем НК РФ не ограничивает число сделок, по которым инспекция вправе истребовать документы и сведения.
Отказ от представления истребуемых по сделкам документов признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ. Кроме того, несообщение сведений, касающихся совершенных сделок, влечет ответственность, предусмотренную ст.129.1 НК РФ.
Суд установил, что у организации действительно были запрошены документы и информация по совершенным ею сделкам за весь период ее деятельности, превышающий 4 года. Требования ИФНС содержали все необходимые сведения, позволяющие идентифицировать запрашиваемые документы (был указан конкретный перечень запрашиваемых документов, номера, даты и другие признаки, идентифицирующие документы и сделку).
Довод организации о необоснованности истребования документов и информации за 4 года деятельности налогоплательщика подлежит отклонению. НК РФ не содержит каких-либо ограничений по количеству, частоте или периоду истребования у налогоплательщика имеющихся у него документов и сведений, касающихся совершенных сделок. Поскольку организация не представила истребованные у нее документы и сведения, наложенные на нее штрафы следует считать законными и обоснованными, заключил суд. В удовлетворении иска организации было отказано.
В материале использованы фото: insta_photos / Shutterstock / Fotodom.