На повестке дня: Определение Верховного суда РФ от 05.08.2019 № 16-КГ19-21.
Предыстория: сотрудница по причине беременности пропустила срок обращения в суд с иском к работодателю. Суды отказались рассматривать иск. По их мнению, нетрудоспособность сотрудницы в период беременности и родов не являлась уважительной причиной пропуска срока на обращение в суд за разрешением спора об увольнении. Дело дошло до Верховного Суда РФ.
Задействованные нормы: ст. 392 ТК РФ.
Цена вопроса: 310 272 рубля и восстановление на работе.
Верховный Суд РФ признал решения судов необоснованными и нарушающими права сотрудницы. Суд пояснил, что по общему правилу работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
За разрешением спора о невыплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение 1 года со дня установленного срока выплаты. При этом по спорам об увольнении иск разрешается подать в течение одного месяца со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам вышеуказанных сроков они могут быть восстановлены судом (ст. 392 ТК РФ).
В качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться: нетрудоспособность истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи.
Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущен срок для обращения в суд, законом не установлен. Поэтому уважительными могут признаваться любые причины пропуска срока с учетом конкретных обстоятельств дела.
В спорном случае на момент увольнения с работы сотрудница являлась беременной. В связи с беременностью и родами она была нетрудоспособна. Приоритетными обязанностями для нее являлись защита ее здоровья в период беременности и после родов - забота и уход за новорожденным ребенком.
Поэтому, заключил ВС РФ, суды должны были восстановить пропущенный сотрудницей срок. В связи с этим решения судов были отменены, а дело направлено на новое рассмотрение.
Ого поворот!
То есть она теоретически и через пару лет могла прийти и доказать, что пропуск сроков был уважительным и что она не знала, а гормоны сделали свое мерзкое дело. Хм.
Не поддержу суд тут, закон суров, но закон. Да и потом - что это за разночтения у нас, беременность не является болезнью и, соответтвенно, не может рассматриваться в качестве причины для нетрудоспособности. (извините)
Евгения Вечер, беременность не является болезнью и, соответтвенно, не может рассматриваться в качестве причины для нетрудоспособности.
беременность разумеется - не болезнь. но это весьма специфическое состояние, способное оказать влияние буквально на все, что угодно. в том числе и на работоспособность сотрудницы. с этим солидарны не только наши суды и законодатели, но и международные судебные и законодательные инстанции.