С 1997 года плательщики налога на добавленную стоимость в обязательном порядке используют специальные документы - счета-фактуры, журналы их учета, книги покупок и книги продаж. С тех пор порядок составления указанных документов вызывает интерес у плательщиков НДС, неизменно связывающих наличие правильно заполненного счета-фактуры с формированием налоговых вычетов. Этим же можно объяснить и повышенное внимание, уделяемое счетам-фактурам налоговыми органами при проведении налоговых проверок. Однако далеко не все требования, предъявляемые к счетам-фактурам работниками налоговых органов, соответствуют законодательству, о чем наглядно свидетельствует судебно-арбитражная практика. Рассказывает наш постоянный автор - М. С. Мухин, начальник управления Госнаркоконтроля России.

Содержание

Как уже отмечено выше, счета-фактуры введены в документооборот плательщиков НДС с 1 января 1997 года. Правовой основой для этого стали пункт 9 Указа Президента РФ от 08.05.1996 № 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" (далее - Указ № 685) и принятое во исполнение его постановление Правительства РФ от 29.07.1996 № 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Постановление № 914).

Именно с этой даты налоговые органы начали связывать формирование налоговых вычетов по НДС (или, как тогда говорили, предъявление НДС бюджету) с наличием счетов-фактур, составленных в соответствии с требованиями правительственного постановления.

Выдержка из документа

"Счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут являться основанием для зачета (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом".

пункт 8 постановления
Правительства Российской Федерации
от 29.07.1996 № 914

При этом налоговыми органами вольно или невольно упускались из виду весьма существенные обстоятельства.

Во-первых, основной правовой акт, регулировавший в тот период порядок исчисления НДС, - Закон РФ от 06.12.1991 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" - никогда не связывал формирование налоговых вычетов ни с наличием счетов-фактур, ни, тем более, с правильностью их составления. До 1 января 2000 года закон не содержал даже никаких упоминаний о счетах-фактурах.

Во-вторых, пункт 9 Указа № 685, обязывая налогоплательщиков составлять счета-фактуры, тем не менее, также не связывал выполнение этого требования с предъявлением НДС бюджету.

В-третьих, пунктом 9 Указа № 685 Правительству РФ предписывалось определить порядок ведения журнала учета счетов-фактур, а отнюдь не порядок составления счетов-фактур. Право устанавливать дополнительные требования к формированию налоговых вычетов Правительству РФ также никто не предоставлял.

В-четвертых, целый ряд требований к счетам-фактурам был установлен Правительством РФ вопреки положениям Указа № 685 (в частности, наличие подписей руководителя и главного бухгалтера поставщика, а также оттиска печати).

Тем не менее, судебно-арбитражная практика по данному вопросу оказалась весьма противоречивой. Часть арбитражных судов при разрешении споров основывалась на нормах правительственного постановления, поддерживая доводы налоговых органов о неправомерности предъявления бюджету сумм НДС при ненадлежащем оформлении счетов-фактур. Наиболее последовательно эта точка зрения изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.

Дело №

"Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает несостоятельным довод кассационной жалобы о том, что Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 № 914, изменяет и дополняет законодательство о налогах и сборах, что противоречит статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации и, как считает заявитель кассационной жалобы, должен быть признан не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации на основании подпункта 1.2 пункта 1 статьи 6 данного Кодекса.

Как следует из содержания Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" механизм реализации данного закона, особенности применения налога на добавленную стоимость в отношении отдельных товаров (работ, услуг)* определяется нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти - Правительства Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Министерства финансов Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и другими. Отсюда следует вывод, что вышеуказанный нормативно-правовой акт принят в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", в пределах компетенции Правительства Российской Федерации, поэтому оснований для применения к нему последствий, предусмотренных статьей 6 Налогового кодекса Российской Федерации, не имеется.

Конкретизация норм закона о порядке исчисления налога на добавленную стоимость установлением в Порядке требования оформления счета-фактуры, подтверждающего факт уплаты покупателем налога на добавленную стоимость, на основании которого производятся расчеты налога на добавленную стоимость, и осуществляется контроль налоговых органов за правильностью и полнотой уплаты налога в бюджет, не может рассматриваться как изменение и дополнение законодательства о налогах и сборах, отменяющее или ограничивающее права налогоплательщика, так как установление формы документов не является предметом законодательного регулирования: их регламентация осуществляется на уровне правительственного или ведомственного правотворчества. Установлением данной нормы гарантируется право на возмещение налога на добавленную стоимость, так как факт его уплаты должен быть подтвержден документально, и обеспечивается соблюдение публичного порядка в налоговых правоотношениях".

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа
от 09.01.2001 по делу № А10-2638/00-Ф02-2919/00-С1

Примечание:
* Заметим, что постановление Правительства РФ от 29.07.1996 № 914 регулирует исчисление НДС отнюдь не в отношении "отдельных товаров (работ, услуг)". Увы, этого Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа предпочел не заметить. (Примеч. авт.)

Аналогичную по сути позицию заняли также Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (постановление от 12.02.2001 по делу № Ф03-А73/01-2/77) и Федеральный арбитражный суд Уральского округа (постановление от 27.02.2002 по делу № Ф09-328/2002АК).

В то же время другие арбитражные суды высказали по данному вопросу противоположную точку зрения, констатируя превышение Правительством Российской Федерации предоставленных ему полномочий.

Дело №

"Пунктами 9 и 15 Указа № 685 Правительству Российской Федерации поручено определить порядок ведения журнала учета счетов-фактур (пункт 9 Указа), подготовить и до 1 июля 1996 года внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекты Федеральных законов, вытекающие из Указа № 685 (пункт 15 Указа). При этом в Указе № 685 нет нормы о возложении на Правительство Российской Федерации обязанности определить порядок составления счетов-фактур, поскольку перечень сведений, которые должны содержаться в счетах-фактурах, изложен в Указе. Не поручалось Правительству Российской Федерации и установить последствия несоблюдения порядка оформления счетов-фактур.

В самом Указе Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" последствия невыполнения налогоплательщиками - поставщиками и покупателями обязанности составлять счета-фактуры и соблюдать порядок их оформления не установлены.

Однако Правительство Российской Федерации постановлением от 29.07.96 № 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" утвердило не только разработанный им порядок ведения журнала учета счетов-фактур, но и порядок составления счетов-фактур и последствия несоблюдения порядка их оформления. В соответствии с пунктом 8 названного постановления счета-фактуры, не соответствующие установленным правилам их заполнения, не могут являться основанием для зачета (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом. А из пункта 16 этого же документа следует, что суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным (оприходованным) и оплаченным товарам принимаются к зачету (возмещению) у покупателя только при наличии счетов-фактур, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, и соответствующих записей в книге покупок.

Руководствуясь названными нормами постановления Правительства Российской Федерации № 914, налоговая инспекция признала неправомерным предъявление истцом налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета, не опровергнув при этом иные документы, подтверждающие факт приобретения истцом у поставщиков реализованной впоследствии на экспорт продукции, а также уплаты им поставщикам наряду со стоимостью продукции налога на добавленную стоимость.

Статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", в которой содержится исчерпывающий перечень случаев, когда налог на добавленную стоимость не исключается из общей налоговой суммы, не предусмотрено названное в Постановлении ограничение, установленное при отсутствии у Правительства Российской Федерации на то соответствующих полномочий, изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в соответствии с пунктом 15 Указа № 685 в установленные сроки не внесены и в 1999 году не действовали. Поэтому кассационная инстанция считает противоречащей Закону Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" позицию налоговой инспекции о неправомерности предъявления ЗАО "Феррэкс" к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам, при наличии иных расчетных документов, подтверждающих его уплату поставщикам.

Федеральным законом от 02.01.2000 № 36-ФЗ, статья 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" дополнена пунктом 6, в соответствии с которым плательщики налога на добавленную стоимость обязаны оформлять счета-фактуры, вести журналы учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Однако и в названной норме отсутствуют правовые последствия ее несоблюдения. Только в статье 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которая вводится в действие с 01.01.2001, указаны последствия нарушения порядка оформления счетов-фактур, аналогичные предусмотренным в пункте 8 постановления Правительства Российской Федерации № 914".

Постановление ФАС Северо-Западного округа
от 04.12.2000 по делу № А56-13086/00

Схожую позицию занял и Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (постановление от 22.11.2001 по делу № А31-1624/7).

К сожалению, Высший Арбитражный Суд РФ, несмотря на постоянно декларируемую приверженность единству судебно-арбитражной практики, так и не высказался по данному вопросу. Поэтому заинтересованным налогоплательщикам следует ориентироваться не столько на судебную практику, сколько на свою географическую принадлежность.

Счета-фактуры и исчисление НДС до 1 января 2001 года

Как уже отмечено выше, счета-фактуры введены в документооборот плательщиков НДС с 1 января 1997 года. Правовой основой для этого стали пункт 9 Указа Президента РФ от 08.05.1996 № 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" (далее - Указ № 685) и принятое во исполнение его постановление Правительства РФ от 29.07.1996 № 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Постановление № 914).

Именно с этой даты налоговые органы начали связывать формирование налоговых вычетов по НДС (или, как тогда говорили, предъявление НДС бюджету) с наличием счетов-фактур, составленных в соответствии с требованиями правительственного постановления.

Выдержка из документа

"Счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут являться основанием для зачета (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом".

пункт 8 постановления
Правительства Российской Федерации
от 29.07.1996 № 914

При этом налоговыми органами вольно или невольно упускались из виду весьма существенные обстоятельства.

Во-первых, основной правовой акт, регулировавший в тот период порядок исчисления НДС, - Закон РФ от 06.12.1991 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" - никогда не связывал формирование налоговых вычетов ни с наличием счетов-фактур, ни, тем более, с правильностью их составления. До 1 января 2000 года закон не содержал даже никаких упоминаний о счетах-фактурах.

Во-вторых, пункт 9 Указа № 685, обязывая налогоплательщиков составлять счета-фактуры, тем не менее, также не связывал выполнение этого требования с предъявлением НДС бюджету.

В-третьих, пунктом 9 Указа № 685 Правительству РФ предписывалось определить порядок ведения журнала учета счетов-фактур, а отнюдь не порядок составления счетов-фактур. Право устанавливать дополнительные требования к формированию налоговых вычетов Правительству РФ также никто не предоставлял.

В-четвертых, целый ряд требований к счетам-фактурам был установлен Правительством РФ вопреки положениям Указа № 685 (в частности, наличие подписей руководителя и главного бухгалтера поставщика, а также оттиска печати).

Тем не менее, судебно-арбитражная практика по данному вопросу оказалась весьма противоречивой. Часть арбитражных судов при разрешении споров основывалась на нормах правительственного постановления, поддерживая доводы налоговых органов о неправомерности предъявления бюджету сумм НДС при ненадлежащем оформлении счетов-фактур. Наиболее последовательно эта точка зрения изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.

Дело №

"Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает несостоятельным довод кассационной жалобы о том, что Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.96 № 914, изменяет и дополняет законодательство о налогах и сборах, что противоречит статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации и, как считает заявитель кассационной жалобы, должен быть признан не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации на основании подпункта 1.2 пункта 1 статьи 6 данного Кодекса.

Как следует из содержания Закона Российской Федерации от 06.12.91 № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" механизм реализации данного закона, особенности применения налога на добавленную стоимость в отношении отдельных товаров (работ, услуг)* определяется нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти - Правительства Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Министерства финансов Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и другими. Отсюда следует вывод, что вышеуказанный нормативно-правовой акт принят в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", в пределах компетенции Правительства Российской Федерации, поэтому оснований для применения к нему последствий, предусмотренных статьей 6 Налогового кодекса Российской Федерации, не имеется.

Конкретизация норм закона о порядке исчисления налога на добавленную стоимость установлением в Порядке требования оформления счета-фактуры, подтверждающего факт уплаты покупателем налога на добавленную стоимость, на основании которого производятся расчеты налога на добавленную стоимость, и осуществляется контроль налоговых органов за правильностью и полнотой уплаты налога в бюджет, не может рассматриваться как изменение и дополнение законодательства о налогах и сборах, отменяющее или ограничивающее права налогоплательщика, так как установление формы документов не является предметом законодательного регулирования: их регламентация осуществляется на уровне правительственного или ведомственного правотворчества. Установлением данной нормы гарантируется право на возмещение налога на добавленную стоимость, так как факт его уплаты должен быть подтвержден документально, и обеспечивается соблюдение публичного порядка в налоговых правоотношениях".

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа
от 09.01.2001 по делу № А10-2638/00-Ф02-2919/00-С1

Примечание:
* Заметим, что постановление Правительства РФ от 29.07.1996 № 914 регулирует исчисление НДС отнюдь не в отношении "отдельных товаров (работ, услуг)". Увы, этого Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа предпочел не заметить. (Примеч. авт.)

Аналогичную по сути позицию заняли также Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (постановление от 12.02.2001 по делу № Ф03-А73/01-2/77) и Федеральный арбитражный суд Уральского округа (постановление от 27.02.2002 по делу № Ф09-328/2002АК).

В то же время другие арбитражные суды высказали по данному вопросу противоположную точку зрения, констатируя превышение Правительством Российской Федерации предоставленных ему полномочий.

Дело №

"Пунктами 9 и 15 Указа № 685 Правительству Российской Федерации поручено определить порядок ведения журнала учета счетов-фактур (пункт 9 Указа), подготовить и до 1 июля 1996 года внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекты Федеральных законов, вытекающие из Указа № 685 (пункт 15 Указа). При этом в Указе № 685 нет нормы о возложении на Правительство Российской Федерации обязанности определить порядок составления счетов-фактур, поскольку перечень сведений, которые должны содержаться в счетах-фактурах, изложен в Указе. Не поручалось Правительству Российской Федерации и установить последствия несоблюдения порядка оформления счетов-фактур.

В самом Указе Президента Российской Федерации от 08.05.96 № 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" последствия невыполнения налогоплательщиками - поставщиками и покупателями обязанности составлять счета-фактуры и соблюдать порядок их оформления не установлены.

Однако Правительство Российской Федерации постановлением от 29.07.96 № 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" утвердило не только разработанный им порядок ведения журнала учета счетов-фактур, но и порядок составления счетов-фактур и последствия несоблюдения порядка их оформления. В соответствии с пунктом 8 названного постановления счета-фактуры, не соответствующие установленным правилам их заполнения, не могут являться основанием для зачета (возмещения) покупателю налога на добавленную стоимость в порядке, установленном федеральным законом. А из пункта 16 этого же документа следует, что суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным (оприходованным) и оплаченным товарам принимаются к зачету (возмещению) у покупателя только при наличии счетов-фактур, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, и соответствующих записей в книге покупок.

Руководствуясь названными нормами постановления Правительства Российской Федерации № 914, налоговая инспекция признала неправомерным предъявление истцом налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета, не опровергнув при этом иные документы, подтверждающие факт приобретения истцом у поставщиков реализованной впоследствии на экспорт продукции, а также уплаты им поставщикам наряду со стоимостью продукции налога на добавленную стоимость.

Статьей 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", в которой содержится исчерпывающий перечень случаев, когда налог на добавленную стоимость не исключается из общей налоговой суммы, не предусмотрено названное в Постановлении ограничение, установленное при отсутствии у Правительства Российской Федерации на то соответствующих полномочий, изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в соответствии с пунктом 15 Указа № 685 в установленные сроки не внесены и в 1999 году не действовали. Поэтому кассационная инстанция считает противоречащей Закону Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" позицию налоговой инспекции о неправомерности предъявления ЗАО "Феррэкс" к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам, при наличии иных расчетных документов, подтверждающих его уплату поставщикам.

Федеральным законом от 02.01.2000 № 36-ФЗ, статья 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" дополнена пунктом 6, в соответствии с которым плательщики налога на добавленную стоимость обязаны оформлять счета-фактуры, вести журналы учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Однако и в названной норме отсутствуют правовые последствия ее несоблюдения. Только в статье 169 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которая вводится в действие с 01.01.2001, указаны последствия нарушения порядка оформления счетов-фактур, аналогичные предусмотренным в пункте 8 постановления Правительства Российской Федерации № 914".

Постановление ФАС Северо-Западного округа
от 04.12.2000 по делу № А56-13086/00

Схожую позицию занял и Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (постановление от 22.11.2001 по делу № А31-1624/7).

К сожалению, Высший Арбитражный Суд РФ, несмотря на постоянно декларируемую приверженность единству судебно-арбитражной практики, так и не высказался по данному вопросу. Поэтому заинтересованным налогоплательщикам следует ориентироваться не столько на судебную практику, сколько на свою географическую принадлежность.

Счета-фактуры в условиях действия главы 21 НК РФ

Введение в действие с 1 января 2001 года главы 21 Налогового кодекса РФ позволило окончательно определить роль и значение счетов-фактур в исчислении налога на добавленную стоимость.

Содержание статьи 169 НК РФ не оставляет сомнений в том, что только правильно оформленные счета-фактуры позволяют рассчитывать на включение соответствующих сумм в состав налоговых вычетов. Впрочем, какие счета-фактуры являются оформленными правильно, а какие нет, зачастую толкуется налогоплательщиками и налоговыми органами по-разному.

Разберем наиболее часто встречающиеся примеры разногласий.

Счета-фактуры без печати

Первоначальная редакция пункта 6 статьи 169 НК РФ предусматривала в качестве обязательного реквизита счета-фактуры наличие оттиска печати организации. При этом налоговые органы, контролируя выполнение данной нормы, предъявляли к оттискам печатей на счетах-фактурах достаточно жесткие требования. Основанием для таких требований служило письмо МНС, в котором главный налоговый орган страны указывал:

Выдержка из документа

"Счет-фактура должен быть заверен оригинальной печатью организации и оригинальными подписями должностных лиц, уполномоченных на то приказом по организации...
Организации могут заверять счета-фактуры печатями своих филиалов и обособленных подразделений, в том числе специальными печатями "для счетов-фактур". Указанные печати должны содержать все обязательные реквизиты: ИНН организации, полное наименование организации на русском языке, местонахождение организации (субъект Российской Федерации)".

Письмо МНС России от 21.05.2001 № ВГ-6-03/404@
"О применении счетов-фактур при расчетах
по налогу на добавленную стоимость"

Особое неприятие налогоплательщиков вызывало требование о наличии на печати ИНН организации. Действительно, трудно понять, на каком основании МНС России полагало, что данный реквизит является обязательным. Кроме того, авторы письма вступили в противоречие с элементарной логикой и с нормативными актами собственного министерства: печать организации изготавливается до присвоения ей ИНН, поскольку для получения ИНН организация обязана подать в налоговый орган заявление о постановке на учет, скрепленное оттиском печати (приказ Госналогслужбы России от 27.11.1998 № ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц").

С 1 января 2002 года пункт 6 статьи 169 НК РФ применяется в новой редакции, не предусматривающей необходимости наличия на счете-фактуре оттиска печати. Тем не менее, налогоплательщики и по сей день периодически сталкиваются с подобными требованиями налоговых органов. Связано это с наличием в типовых формах счетов-фактур реквизитов "М.П." и "Без печати недействителен". Возьмемся утверждать, что указанные реквизиты никоим образом не влияют на оценку счета-фактуры.

В соответствии с пунктом 2 статьи 169 НК РФ негативные для налогоплательщика последствия наступают только в том случае, если счета-фактуры составлены и выставлены с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи. Несоблюдение положений Постановления № 914, не корреспондирующих с пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, на формирование налоговых вычетов не влияет.

Счета-фактуры без расшифровок подписей и с факсимильными оттисками подписей

Позиция МНС России по данному вопросу изложена в упомянутом выше письме от 21.05.2001 № ВГ-6-03/404@, в котором утверждается, что "использование факсимильного воспроизведения подписи и печати с помощью механического или иного копирования на счете-фактуре не допускается". Независимо от отношения к этой точке зрения, следует признать, что она обусловлена отсутствием в законодательстве о налогах и сборах норм, регулирующих применение факсимильного воспроизведения подписи. В гражданском законодательстве данный вопрос урегулирован пунктом 2 статьи 160 ГК РФ, предусматривающим возможность использования при совершении гражданско-правовых сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи, которое допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Признавая невозможность непосредственного применения гражданско-правовой нормы в налоговых отношениях, тем не менее, отметим следующее. Как в частном, так и в публичном праве учинение подписи уполномоченного лица на документе имеет одну и ту же цель - подтверждение того обстоятельства, что документ исходит от участника сделки (хозяйственной операции). Таким образом, формальное отклонение счетов-фактур, заверенных факсимильным воспроизведением подписи уполномоченного лица, представляется недопустимым.

Счета-фактуры с дублированием повторяющихся реквизитов ссылками "он же"

Указанная проблема является относительно новой. Как показывает практика, налоговые органы нередко рассматривают такие счета-фактуры как составленные с нарушением требований пункта 5 статьи 169 НК РФ, поскольку реквизит, заполненный словами "он же", воспринимается ими как отсутствующий. Подобный подход основан на восприятии счета-фактуры не как единого документа, а как перечисления не связанных друг с другом сведений, что, на наш взгляд, нельзя считать правильным. Подтверждением этому служит решение Арбитражного суда Москвы.

Дело №

"Утверждения налогового органа об отсутствии в счетах-фактурах указания грузополучателя и его адреса, грузоотправителя и его адреса неосновательны, так как при совпадении в одном лице грузополучателя и покупателя, грузоотправителя и поставщика счет-фактура содержит сведения о наименовании и адресах грузоотправителя и грузополучателя, т.к. строки "продавец", "адрес продавца", "покупатель", "адрес покупателя" заполнены, нахождение сведений о грузоотправителе и грузополучателе строкой выше не означает, что этих сведений в счет-фактуре нет, т.е. требования подп. 3 п. 5 ст. 169 НК РФ соблюдены".

Решение Арбитражного суда Москвы
от 30.06.2003 № А40-20509/03-128-137

Нарушение порядка ведения (отсутствие) книги покупок и книги продаж

На сегодняшний день мало кто из налогоплательщиков пытается ставить под сомнение необходимость ведения указанных регистров налогового учета. Налоговые органы при проведении проверок также уделяют большое внимание правильности их ведения. В связи с этим представляется довольно любопытным результат судебного разбирательства, состоявшегося в Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа. Причиной спора стало то обстоятельство, что ни один из упомянутых регистров налогоплательщиком не велся, в то время как необходимые счета-фактуры имелись в наличии. Налоговый орган счел неправомерным в подобной ситуации формирование налогоплательщиком налоговых вычетов. Тем не менее, арбитражный суд встал на сторону налогоплательщика, мотивировав свою позицию следующими доводами:

Дело №

"Отсутствие книги покупок и продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость и регистрации полученных и направленных счетов-фактур как основание для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом, статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации и другими нормами кодекса не установлено".

Постановление ФАС Северо-Западного округа
от 02.06.2003 по делу № А05-15207/02-438/26)

Результаты рассмотрения данного спора едва ли следует рекомендовать налогоплательщикам как руководство к действию. Вместе с тем, в ситуациях, когда налоговые органы предъявляют к налогоплательщикам излишние претензии по порядку ведения книги покупок, книги продаж и журналов учета счетов-фактур, вышеназванное постановление может оказать налогоплательщикам определенную помощь.

Заключение

Как видим, нередко требования налоговых органов, касающиеся порядка составления счетов-фактур, не выдерживают "проверки на прочность" в арбитражном суде. Упрекать в этом только налоговые органы, на наш взгляд, было бы несправедливо. Причиной многих споров является то обстоятельство, что Постановление № 914 в значительной части не соответствует положениям статьи 169 НК РФ. Более того, разработка Правительством РФ формы счетов-фактур и требований к их составлению противоречит положениям пункта 8 данной статьи, который никогда не давал Правительству подобных полномочий.

В связи с этим налогоплательщикам следует при возникновении конфликтных ситуаций указывать налоговым органам (а при необходимости и арбитражным судам) на такие противоречия. Ведь при всем уважении к правительственному постановлению, актом законодательства о налогах и сборах оно не является.

Нашли ошибку на сайте? Отправьте нам!
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter
Ваша оценка:
Комментарии