Правомерность взимания экологическими контролерами с «офисных» компаний платы за размещение отходов волнует природопользователей уже достаточно давно. Многие организации стали предпринимать действия по возврату необоснованно внесенной платы за отходы, которые ими не размещались, в том числе в судебном порядке. Тем более, что до недавнего времени судебная практика складывалась в пользу плательщиков. Но в феврале 2015 года Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации приняла четыре определения об отказе в возврате денежных средств, перечисленных природопользователями, кардинально изменив, таким образом, правовую позицию по «экологическим» спорам. Подробнее читайте в статье М.С. Мухина, президента «Центра налоговых экспертиз и аудита» (г. Санкт-Петербург).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным. К такому воздействию относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
При расчете платы за размещение отходов производства и потребления следует руководствоваться положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
В 2014 году в Закон № 89-ФЗ изменения были внесены несколько раз: Федеральными законами от 21.07.2014 № 219-ФЗ, № 261-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, № 485-ФЗ.
Судя по всему, природопользователям следует приготовиться к непростым временам.
Согласно поправкам с 2016 года обязанность вносить плату за размещение отходов производства и потребления будет возложена на те организации и индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых образуются отходы.
Но, как оказалось позже, эта новость - еще не самая плохая.
Верховный Суд Российской Федерации 4 февраля 2015 года принял сразу четыре определения, в которых пришел к выводу о том, что «внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы»:
- Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2015 по делу № 301-КГ14-1819;
- Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2015 № 309-КГ14-2379;
- Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2015 по делу № 301-КГ14-1670;
- Определение Верховного Суда РФ от 04.02.2015 по делу № 303-КГ14-2151.
Такой поворот в судебно-арбитражной практике не просто выглядит неожиданным, а, пожалуй, выходит за рамки сугубо «экологических» споров.
Указанные судебные акты представляют собой абсолютно очевидный отход от правовой позиции, сформированной в 2009-2011 годах Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и представленной в трех (!) Постановлениях Президиума ВАС РФ - от 17.03.2009 № 14561/08, от 20.07.2010 № 4433/10 и от 12.07.2011 № 1752/11.
Позиция ВАС РФ основывалась на толковании термина «размещение отходов», установленного Законом № 89-ФЗ. В этих судебных актах подчеркивалось, что плату за размещение отходов обязаны вносить лишь те природопользователи, которые осуществляют деятельность по хранению и захоронению отходов, а компании, у которых образуется «офисный» мусор, не относятся к таким специализированным организациям. Поэтому природопользователи, ранее вносившие плату за размещение отходов, стали обращаться в арбитражные суды с исками о возврате указанной платы, а арбитражные суды до недавнего времени удовлетворяли такие иски.
Подробнее читайте на сайте.
Признавая высокий уровень Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, принявшей четыре указанных выше определения, тем не менее, отметим, что правовые позиции, сформированные на уровне надзорной инстанции (Президиум ВАС РФ), могут пересматриваться путем принятия судебных актов сопоставимого уровня - Президиума Верховного Суда Российской Федерации.
Все четыре определения, изменившие судебную практику, представляют собой судебные акты кассационной инстанции.
Впрочем, едва ли природопользователям следует заниматься сопоставлением уровней противоречащих друг другу судебных актов. Февральские определения ВС РФ уже восприняты арбитражными судами, как сигнал к изменению практики. Поэтому тем организациям и индивидуальным предпринимателям, в результате деятельности которых образуются отходы, необходимо не пропустить ближайший срок внесения платы за размещение отходов по итогам I квартала 2015 года - не позднее 20 апреля 2015 года.
От редакции
Отметим, что Федеральный закон от 21.07.2014 № 219-ФЗ внес значимые изменения и в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Некоторые поправки уже вступили в силу с 2015 года, часть вступит в иные сроки, вплоть до 1 января 2020 года. Законом введены новые понятия; установлены четыре категории объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду; конкретизированы лица, которые обязаны вносить плату за негативное воздействие; подробно описан порядок определения платежной базы и расчета платы. Сроки внесения платы будут иными - не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом, а таковым будет являться календарный год. Подробнее о новациях читайте на сайте /articles/documents/38006/ . Также в рубрике «Экологические платежи» /rubric/444/ можно найти и другие полезные статьи, например, «Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Заполнение и отправка через 1С-Отчетность» /articles/documents/35487/ .
Начиная с версии 3.0.31.14 в «1С Бухгалтерия 8» у абонентов 1С-Отчетности появилась возможность отправки в Росприроднадзор регламентированного отчета «Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду». Чтобы воспользоваться возможностью необходимо подключить направление «Росприроднадзор» в настройках 1С-Отчетности и зарегистрироваться на специальном портале Росприроднадзора.