
Рассказываем, что из себя представляет национальный мессенджер, как он будет работать и какие возможности предоставит своим пользователям.
Национальный мессенджер
Федеральный закон от 24.06.2025 №156-ФЗ, вступивший в силу с 24 июня 2025 года, утвердил создание и функционирование в России так называемого «национального мессенджера».
Национальный мессенджер – это программное приложение для смартфонов и персональных компьютеров, позволяющее пользователям не только обмениваться текстовыми, голосовыми, графическими сообщениями и совершать звонки, но еще и заключать сделки и подписывать документы.
Точное время запуска национального мессенджера в полноценную эксплуатацию пока не известно. Предположительно его создадут на базе уже существующего российского мессенджера MAX – аналога Telegram Messenger с более усовершенствованным и дополненным функционалом.
Созданием мессенджера займется организация, которую позднее отдельным постановлением назначит Правительство РФ. Эта организация должна быть российским юрлицом, владеющим сайтом с посещаемостью более 500 000 человек в сутки, на котором имеется возможность размещения рекламных сообщений. Организации должны принадлежать исключительные права на разрабатываемый мессенджер, а сам мессенджер должен быть включен в Единый реестр российского программного обеспечения Минцифры (п.2 ч.2 ст.1 Федерального закона от 24.06.2025 №156-ФЗ).
Мессенджер будет интегрирован с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), с помощью которой граждане могут быть идентифицированы в целях доступа к различным государственным сервисам и базам данных, включая единый портал Госуслуг. Интеграция с ЕСИА станет осуществляться с согласия пользователя национального мессенджера (п.1 ч.3 ст.1 Федерального закона от 24.06.2025 №156-ФЗ). Если пользователь даст такое согласие, то он автоматически получит доступ к Госуслугам и сможет запрашивать и получать государственные и муниципальные услуги прямо из мессенджера.
Также для авторизованных в ЕСИА пользователей будет доступна усиленная электронная подпись, при помощи которой они смогут заключать и подписывать договоры, а также иные документы. Подписанные через мессенджер документы по своей юридической силе приравнены к бумажным документам, подписанным собственноручной подписью. Кроме того, к мессенджеру будут подключены банковские приложения и образовательные организации – детсады, школы, колледжи и вузы. Пользователи смогут через мессенджер пользоваться образовательными (родительскими) чатами и получать банковские услуги.
Для граждан использование национального мессенджера не является обязательным. Они вправе пользоваться любыми другими мессенджерами. Для государственных и муниципальных служащих, работников контролирующих ведомств и банков использование национального мессенджера со временем станет обязательным.
С 1 сентября 2025 года национальный мессенджер станет в обязательном порядке предустанавливаться на компьютеры, планшеты и смартфоны (новая редакция п.4.1 ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»).
Для чего можно использовать национальный мессенджер
Граждане смогут использовать национальный мессенджер как в качестве обычного электронного сервиса для передачи и приема сообщений и звонков, так и для совершения юридически значимых действий.
При помощи национального мессенджера пользователи смогут (ч.5 ст.1 Федерального закона от 24.06.2025 №156-ФЗ):
- подтверждать свой возраст в целях совершения сделок и доступа к государственным и муниципальным электронным сервисам и базам данных;
- предъявлять документы и сведения, подтверждающие право на льготы;
- совершать сделки и подписывать договоры с организациями, ИП и самозанятыми;
- предъявлять документы и сведения, подтверждающие обучение в организациях, реализующих программы общего образования и профессионального образования;
- подавать заявления на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
- предъявлять документы, удостоверяющие личность гражданина РФ, при оказании гостиничных услуг;
- оформлять пособия и социальные денежные выплаты, предоставление которых осуществляется в том числе через единый портал Госуслуг;
- направлять обращения, ходатайства и жалобы в государственные органы и органы местного самоуправления;
- запрашивать сведения, содержащиеся в государственных и муниципальных базах данных и реестрах.
Кроме того, организации и ИП смогут через национальный мессенджер направлять клиентам информацию, в том числе в целях подтверждения совершаемых ими действий. При этом получение согласия клиентов на направление информации данным способом и внесение изменений в соответствующие договоры не потребуются (ч.8 ст.1 Федерального закона от 24.06.2025 №156-ФЗ).
Все перечисленные действия, осуществленные через национальный мессенджер, не потребуют от его пользователей представления каких-либо дополнительных подтверждений и доказательств. Государственные и муниципальные органы, учреждения, частные организации и ИП не вправе требовать от пользователей мессенджера представления бумажных оригиналов документов, сведения из которых представлены через мессенджер (ч.6 ст.1 Федерального закона от 24.06.2025 №156-ФЗ).
Безопасность в национальном мессенджере
В национальный мессенджер будут встроены все необходимые средства защиты информации, предотвращающие взлом аккаунтов и воровство учетных записей и исключающие возможные утечки данных. Вся передаваемая и получаемая через мессенджер информация будет носить строго конфиденциальный характер. Копирование и размещение такой информации в интернете и любых других общедоступных источниках кем бы то ни было запрещено (ч.1 ст.1 Федерального закона от 24.06.2025 №156-ФЗ).
Усиленная электронная подпись, встроенная в мессенджер, может быть использована только в самом мессенджере (ч.10 ст.1 Федерального закона от 24.06.2025 №156-ФЗ). Подписать с ее помощью документы, договоры, заявления и обращения в других электронных сервисах и приложениях будет невозможно. При этом отправители электронных сообщений через мессенджер сами станут определять их получателей. Сообщения смогут передаваться только по команде пользователя. Автоматическое отправление сообщений будет исключено.
Что касается спама и рекламных рассылок, то они могут осуществляться исключительно с предварительного согласия пользователей. Такое согласие пользователи могут выразить в письменной форме. Отсутствие согласия не приравнивается к самому согласию. Согласие должно однозначно идентифицировать пользователя и позволять достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия пользователя, если заказчик рассылки не докажет, что такое согласие действительно было получено (ст.44.1 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи»).
- Как работать с персональными данными в 2025 году, чтобы не получить штраф Роскомнадзора
- Как компании разработать политику обработки персональных данных в 2025 году
- Согласие на обработку персональных данных: как и зачем его получать организациям и ИП
- Какие компании могут получить штрафы за нарушения правил обработки персональных данных в 2025 году
В материале использованы фото: Roman Samborskyi / Shutterstock / Fotodom.