Новый порядок представления отчетности в органы службы занятости
Федеральный закон от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», вступающий в силу с 1 января 2024 года, вводит для работодателей новый порядок представления обязательной отчетности в органы службы занятости населения.
С нового года работодатели должны представлять в органы службы занятости следующие сведения (ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ):
- о принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности ИП;
- о принятии решения о сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров;
- о введении режима неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, а также простоя;
- о временном переводе работников на дистанционную работу по инициативе работодателя;
- о процедуре, примененной в отношении работодателя в деле о несостоятельности (банкротстве);
- о свободных рабочих местах и вакантных должностях, в том числе о потребности в их замещении;
- о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Информировать службу занятости нужно не только о принятии соответствующего решения (например, о сокращении штата или введении неполного рабочего дня), но и об изменении, а также об отмене такого решения. Сообщать об изменении и отмене кадрового мероприятия работодатели обязаны в течение 3 рабочих дней с момента принятия соответствующего решения.
Все вышеперечисленные сведения работодатели должны передавать в органы службы занятости путем их размещения на единой цифровой платформе «Работа в России».
Сроки размещения сведений на единой цифровой платформе «Работа в России»
Вид сведений |
Сроки размещения сведений |
О принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности ИП |
Не позднее, чем за два месяца (для организаций), и не позднее, чем за две недели (для ИП) до начала проведения этих мероприятий |
О сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров |
Не позднее, чем за два месяца (для организаций), и не позднее, чем за две недели (для ИП) до начала проведения этих мероприятий |
О сокращении штата, если такое сокращение может привести к массовому увольнению работников |
Не позднее, чем за три месяца до начала проведения сокращения |
О введении режима неполного рабочего дня или неполной рабочей недели |
В течение трех рабочих дней после принятия такого решения |
О временном переводе работников на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя |
В течение трех рабочих дней после принятия такого решения |
О введении режима простоя |
В течение трех рабочих дней после принятия такого решения |
О применении в отношении работодателя процедур несостоятельности (банкротства) |
В течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения |
О наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей |
В течение пяти рабочих дней со дня появления свободных рабочих мест и вакантных должностей |
О занятии (заполнении) свободных рабочих мест и вакантных должностей |
В течение пяти рабочих дней со дня закрытия (заполнения) свободных рабочих мест |
О выполнении квоты для приема на работу инвалидов |
Ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным |
Помимо этого, работодатели будут отчитываться в службу занятости о результатах переговоров, проведенных с соискателями, направленными к ним для поиска работы и заключения трудового договора. Размещать данную информацию на единой цифровой платформе «Работа в России» работодатели должны в 5-дневный срок со дня получения уведомления органа службы занятости о направлении к ним безработных граждан для трудоустройства.
Если работодатель не готов заключать трудовой договор с соискателем, он должен сообщить причину отказа в трудоустройстве. Обоснование отказа в трудоустройстве также подлежит размещению на цифровой платформе в 5-дневный срок со дня получения уведомления органа службы занятости о направлении соискателя (ч. 11 ст. 53 закона № 565-ФЗ).
Борьба с нелегальной занятостью
Новый закон предполагает создание в регионах с 1 января 2024 года специальных межведомственных комиссий по противодействию нелегальной занятости.
Под нелегальной занятостью законом понимается осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного ТК РФ порядка оформления трудовых отношений. Комиссии по противодействию нелегальной занятости станут выявлять подозрительных работодателей, инициировать проверки в отношении организаций и ИП, нелегально привлекающих граждан к работе, а также способствовать привлечению таких работодателей к административной ответственности.
В целях осуществления своей деятельности комиссии смогут запрашивать сведения о работодателях и их сотрудниках, включая персональные данные, у любых органов государственной власти, органов местного самоуправления и государственных внебюджетных фондов. Информацию комиссии смогут запрашивать по перечню, который позднее утвердит Правительство РФ (ч. 2 ст. 67 закона № 565-ФЗ).
Подавляющую часть информации о работодателях комиссии получат от налоговых органов. Инспекции по запросам комиссий будут передавать им сведения о деятельности организаций и ИП, включая персональные данные сотрудников и сведения, составляющие налоговую тайну. Доступ к налоговой тайне комиссиям откроют с 1 марта 2024 года (ч. 5 ст. 70 закона № 565-ФЗ).
Ранее Минтруд предлагал свою методику по выявлению теневой занятости, по которой должен производиться расчет потенциальной численности граждан, работающих нелегально. На основе полученных данных регионам должны устанавливаться KPI по «обелению» рынка труда.
Пожаловаться на работодателей и сообщить о работе без трудового договора граждане смогут в любой орган государственной власти и орган местного самоуправления. Получив от гражданина такую информацию, чиновники обязаны незамедлительно перенаправить эту информацию для проверки и принятия необходимых мер в межведомственную комиссию по противодействию нелегальной занятости.
Роструд с 1 января 2025 года начнет вести в интернете общедоступный реестр работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости (ч. 6 ст. 67 закона № 565-ФЗ).