Вернуть нельзя оставить
Порядок возврата и зачета излишне уплаченной суммы налога регламентируется положениями статьи 78 НК РФ. Излишне уплаченный налог подлежит зачету либо возврату. Налоговый орган обязан сообщить о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Обнаруженная переплата может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогам, либо в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам (п.1 ст. 78 НК РФ). В первом случае инспекция может самостоятельно зачесть налог, во втором – требуется соответствующее заявление налогоплательщика. Заявление подается по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90.
Минфин РФ в письме № 03-02-07/1-260 от 25.07.2011 пояснил, что зачет налога в счет будущих платежей налогоплательщика производится только с его согласия. При отсутствии у налогоплательщика недоимки, налоговики не вправе самостоятельно проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам.
Фискалы исходят из того, что налоги зачитываются только в рамках одного уровня. То есть переплата по федеральному налогу зачитывается в счет недоимки по другому федеральному налогу. Переплаченный местный налог не может зачитываться в счет погашения долга, скажем, по НДС. Данная позиция была закреплена еще Минфином РФ в письме от 30.12.2011 № 03-07-11/362. Здесь был рассмотрен вопрос о возможности зачета суммы излишне уплаченного НДС в счет погашения недоимки по налогу на имущество организаций. Минфин указал, что НДС является федеральным налогом, а налог на имущество организаций – региональным. Сумма переплаченного НДС не может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогу на имущество организаций. Но плательщик вправе подать в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченной суммы НДС.
В Письме Минфина от 25.03.2016 № 03-02-07/1/19163 также отмечается, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов производится по федеральным налогам, а также по пеням, начисленным по федеральным налогам.
Наряду с зачетом плательщик может заявить о возврате переплаты. Заявить о возврате нужно по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 г. № ММВ-7-8/90. Налог подлежит возврату по письменному заявлению в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п.6 ст. 78 НК РФ). Решение о возврате принимается в течение 10 дней со дня получения заявления. О принятом решении плательщик извещается в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
При этом закон содержит ряд ограничений на возврат налога. Первое ограничение – пропуск срока на возврат. Заявление о зачете или о возврате может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п.7 ст. 78 НК РФ).
Второе ограничение заключается в наличии у плательщика недоимки по налогам. Возврат плательщику переплаты при наличии у него недоимки по налогам, пеням, а также штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (п.6 ст. 78 НК РФ).
Между тем, в некоторых случаях отказать в возврате переплаченной суммы налоговики могут и по основаниям, прямо не указанным в НК РФ.
Шпаргалка от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Излишне уплаченный налог подлежит зачету либо возврату. Налоговый орган обязан сообщить о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
2. Переплата может быть зачтена в счет погашения недоимки по налогам, либо в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам. В первом случае инспекция может самостоятельно зачесть налог, во втором – требуется заявление налогоплательщика.
3. При отсутствии у налогоплательщика недоимки, налоговики не вправе самостоятельно проводить зачет сумм излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам.
4. Налоги зачитываются только в рамках одного уровня. То есть переплата по федеральному налогу зачитывается в счет недоимки по другому федеральному налогу. Переплаченный местный налог не может зачитываться в счет погашения долга, скажем, по НДС.
5. Плательщик может заявить о возврате переплаты. Налог подлежит возврату по письменному заявлению в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Решение о возврате принимается в течение 10 дней со дня получения заявления. О принятом решении плательщик извещается в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
6. Закон содержит ограничения на возврат налога: пропуск срока (3 года со дня уплаты указанной суммы) и наличие у плательщика недоимки по налогам (возврат при наличии недоимки производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки).
7. Самая частая причина для отказа в возврате переплаты – пропуск срока. Это касается возврата налога через налоговую инспекцию. Возвратить налог через суд можно в течение трех лет с момента, когда плательщик узнал о переплате.
8. Компании, находящиеся в стадии банкротства или ликвидации, должны успеть заявить о возврате и получить переплату на расчетный счет до завершения всех ликвидационных процедур.
Кто не успел, тот опоздал
Пропуск законного срока является самой частой причиной для отказа в возврате переплаты. Как мы уже говорили, заявить о возврате переплаты можно в течение трех лет с момента его уплаты. Это касается возврата налога через налоговую инспекцию.
Возвратить же налог через суд можно в течение трех лет с момента, когда плательщик узнал о переплате.
Но налоговики рассчитывают данный срок одинаково для всех случаев. То есть, именно с момента перечисления налога в бюджет. С их точки зрения получается, что в момент уплаты налогоплательщик уже точно знает о том, что переплачивает налог и что ему предстоит пройти ряд инстанций для его возврата. Логика более чем странная.
На ошибочность данной позиции было обращено внимание еще в Постановлении ВАС РФ от 13.04.2010 № 17372/09.
Судьи пояснили, что пропуск трехлетнего срока не препятствует налогоплательщику обратиться в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня, когда он узнал об этом факте.
Моментом, когда налогоплательщик узнал о факте переплаты, не может считаться момент уплаты налога или подачи уточненной декларации.
Таким моментом является, например, день получения плательщиком акта совместной сверки расчетов с налоговой инспекцией. Из акта становится понятно, имеется ли у плательщика недоимка, или же напротив – переплата по налогу.
Именно с момента получения акта сверки и следует отсчитывать начало течения трехлетнего срока.
Кому я должен – всем прощаю
Проблемы с возвратом переплаты могут возникнуть и у компании, находящейся в стадии банкротства или ликвидации. Главное здесь – успеть заявить о возврате и получить переплату на расчетный счет до завершения всех ликвидационных процедур. В противном случае налог так и останется в бюджете, а переплату попросту спишут.
Налоговики исходят из того, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату исключительно налогоплательщику ликвидируемой организации до момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи о ее ликвидации.
Заявить о возврате может как сама организация, так и конкурсный управляющий, к которому переходят полномочия по управлению делами юрлица.
Если ликвидатор этого не сделает, налог нельзя будет вернуть даже в рамках банкротства, несмотря на то, что закон предусматривает распределение имущества компании, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами (п. 1 ст. 58 Федерального закона 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Дело в том, что п. 4 ст. 49 НК РФ прямо устанавливает специальное правило о возврате излишне уплаченных налогов налогоплательщику-организации. Следовательно, после ликвидации юрлица учредители не смогут возвратить переплату.
Переплату также нельзя и уступить другому лицу в порядке статьи 382 ГК РФ. Такой точки зрения придерживаются и арбитражные суды (например, АС Дальневосточного округа в Постановлении от 01.08.2014 № Ф03-3110/2014).
Таким образом, исключение юрлица из ЕГРЮЛ лишает возможности возврата переплаты налога, но отнюдь не прекращает обязанности по уплате налогов (письмо ФНС России от 27.11.2013 № СА-4-14/21159).
Неужели тебя не вернуть никогда (переплата НДФЛ)
Массу вопросов вызывает возможность зачета/возврата из бюджета сумм излишне уплаченного НДФЛ. В настоящее время налоговики обосновывают отказы в возврате налога ссылками на то, что налоговый агент в принципе не может переплатить НДФЛ.
НДФЛ удерживается с доходов работников в фиксированной сумме – 13% от заработка. При этом уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается (п. 9 ст. 226 НК РФ).
Закон позволяет вернуть налог только работникам и только в том случае, если он был переплачен в бюджет за их счет. То есть, в случае излишнего удержания налога у сотрудника (ст. 231 НК РФ).
Перечисленная же компанией в бюджет сумма, превышающая сумму фактически удержанного налога, не является НДФЛ, если излишнего удержания у работников не было. Перечисление указанной суммы производится неправомерно. И она не подлежит возврату налоговому агенту.
Такими же доводами руководствуются и арбитражные суды. Одно из последних таких дел рассмотрел АС Московского округа в Постановлении от 29.11.2016 по делу № А40-3052/2016. Суд указал, что агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). Агенты не платят НДФЛ за счет собственных денежных средств. В противном случае перечисленная в бюджет из своих средств сумма не будет считаться НДФЛ.
Не возникнет у налогового агента и переплаты по этому налогу. Иными словами, переплаченная за счет агента сумма не может быть ни зачтена в счет будущих платежей по НДФЛ, ни возвращена налоговому агенту в качестве данного налога.
Однако вернуть переплаченную сумму все же можно. О том, как это сделать, рассказала ФНС РФ в письме от 04.07. 2011 № ЕД-4-3/10764. Ведомство отметило, что налоговый агент не может требовать возврата переплаченной суммы НДФЛ. Агенту следует обратиться в налоговый орган с заявлением, в котором он должен потребовать возвратить на свой расчетный счет сумму, не являющуюся НДФЛ и ошибочно перечисленную в бюджет.
При этом налоговики должны будут осуществить по заявлению налогового агента совместную сверку расчетов по налогам и представить справку о состоянии расчетов указанного лица. Данная справка и акт и будут являться основанием для возврата переплаты.
ПРИКАЗ от 3 марта 2015 г. N ММВ-7-8/90@
Начало действия редакции - 27.09.2016. Окончание действия документа - 30.03.2017.
Документ утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (на сайте http://www.pravo.gov.ru - 20.03.2017).
Скоро три месяца как прошло, хорошо бы обновить ссылки! :))
Red, Две редакции, первая с 12 апреля 2015, вторая - с 27 сентября 2016. Да что толку-то, с 14.02.2017 вышел новый приказ. Его и читайте.
"Начало действия редакции - 27.09.2016. Окончание действия документа - 30.03.2017."
А сколько всего редакций?