На повестке дня: определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16.08.2022 № 88-18853/2022.
Предыстория: работника уволили на основании п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (по соглашению сторон) в день подписания сторонами соглашения о расторжении трудового договора. Впоследствии уволенный работник пришел к выводу, что его ввели в заблуждение и уволили незаконно, под влиянием давления со стороны работодателя. Он обратился в суд с исковым заявлением и потребовал восстановить его в ранее занимаемой должности и взыскать с работодателя зарплату за все время вынужденного прогула.
Задействованные нормы: ст. ст. 77 и 78 ТК РФ.
За что спорили: восстановление на работе и 2 249 246 рублей.
Выступая в суде против заявленных исковых требований, представитель работодателя ссылался на то, что увольнение по соглашению сторон нельзя оспаривать и обжаловать в судебном порядке. Основанием для увольнения послужило письменное соглашение сторон трудового договора.
Данное соглашение было добровольно подписано работодателем и работником. Работник не предъявлял никаких претензий к содержанию соглашения и подписал его собственноручно по собственному желанию. Никакого давления со стороны работодателя на работника оказано не было. Доказательств принуждения или введения работника в заблуждение не представлено. Следовательно, работодатель не нарушил процедуру увольнения и оснований для восстановления сотрудника на работе нет.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции отклонил доводы работодателя и встал на сторону уволенного сотрудника. Судьи указали, что соглашение сторон является одним из законных оснований для расторжения трудового договора.
Нормы действующего законодательства не устанавливают конкретного порядка увольнения работника по соглашению сторон и не предъявляют к такому соглашению никаких конкретных требований. Закон лишь устанавливает, что трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению его сторон (ст. 78 ТК РФ). Вместе с тем это не означает, что любое оформленное сторонами трудового договора соглашение о его расторжении будет свидетельствовать о законности увольнения. Напротив, такое соглашение обязательно должно отвечать принципам добровольности и осознанности принятого решения как со стороны работодателя, так и со стороны работника. Это значит, что работник, подписывая соглашение, должен понимать и осознавать все последствия данного документа. Соглашение о расторжении трудового договора может быть оформлено исключительно при наличии согласия работника на увольнение.
При этом если работник, подписавший соглашение о расторжении трудового договора, заявит о своем несогласии с увольнением, увольнение производить нельзя. В этом случае соглашение следует признавать недействительным, а работник подлежит восстановлению в занимаемой должности.
Суд установил, что соглашение о расторжении трудового договора и увольнение состоялись в один и тот же день. Подобная спешка может свидетельствовать о злоупотреблениях со стороны работодателя. В спорном случае работник имел предпенсионный возраст, что делало затруднительным его трудоустройство в дальнейшем.
Поэтому работник, подписывая соглашение об увольнении, не мог не понимать невыгодного для себя характера такого соглашения. Если он это понимал, то о добровольности подписания соглашения речи быть не может. Более того, впоследствии работник прямо заявил, что не имел желания увольняться из организации и подписывал соглашение под давлением работодателя. При таких обстоятельствах соглашение о расторжении трудового договора нельзя считать законным. В связи с этим, заключил суд, работник подлежит восстановлению в ранее занимаемой должности и в его пользу должна быть выплачена зарплата за все время вынужденного прогула (2 249 246 рублей).
Что за зарплата 2 249 246 рублей??
Подозрительный консультант, Компенсация за моральный вред такая
Бухгалтер Корейко, нет, это не компенсация морального вреда. компенсация взыскивается с работодателей независимо от взыскания с них других выплат и финансовых санкций за нарушение трудовых прав работников. законодательство не устанавливает конкретных размеров компенсаций за моральный ущерб. их размер определяет сам суд, исходя из исковых требований работника, чьи права были нарушены. но совершенно точно, что компенсация не может составить 2 млн рублей. такие компенсации носят как правило мизерный характер и назначают их по большому счету чисто символически.
Подозрительный консультант, это не зарплата работника. это его средний заработок. причем не за один месяц, а за все время вынужденного прогула по вине работодателя. собственно, этим и объясняется подобная сумма. данный заработок рассчитывается с момента незаконного увольнения работника до момента его восстановления на работе в прежней должности по решению суда. такая сумма зависит не только от оклада работника, но и от времени, которое он не работал по причине его необоснованного увольнения.
chitatel, Долго же жо работника доходило что его "незаконно" согласили:)) тот ещё продуман:)