Содержание
Одним из центральных изменений, произошедших в тексте главы 21 НК РФ, является новая редакция статьи 145 "Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика". Внесенные изменения, содержащие и редакционные поправки, и новации по существу, вводятся в действие с 1 июля 2002 года.
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
1. Порядок получения освобождения
Прежде всего, следует обратить внимание на изменения в порядке получения организациями и индивидуальными предпринимателями освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Главная новация здесь заключается в том, что теперь налогоплательщику, имеющему основания для освобождения согласно пункту 1 ст. 145 НК РФ, не нужно получать от налоговых органов документа - разрешения на освобождение, как это было определено пунктами 3, 4 и 5 статьи 145 НК РФ старой редакции. В новой редакции речь идет именно о лицах, использующих право на освобождение, а не претендующих на него (как в предыдущей редакции). Таким образом, мы видим принципиальное изменение порядка освобождения: вместо разрешительного порядка введен уведомительный.
В соответствии с новой редакцией (пункт 3 ст. 145) лицам, имеющим право на освобождение и решившим это право использовать, достаточно не позднее 20 числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение, предоставить в налоговый орган по месту своего учета:
1) соответствующее письменное уведомление и
2) документы, которые подтверждают право на такое освобождение.
Форма уведомления утверждена приказом МНС России от 04.07.2002 № БГ-3-03/342 (зарегистрирован в Минюсте России 15.07.2002 № 3573).
В перечень документов, подтверждающих право налогоплательщика на освобождение (продление срока освобождения), установленный пунктом 6 ст. 145 новой редакции, включены:
- выписка из бухгалтерского баланса (для организаций);
- выписка из книги продаж;
- выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для индивидуальных предпринимателей);
- копия журнала полученных и выставленных счетов - фактур.
К сожалению, из текста закона остается неясным, из какой части баланса должна представляться выписка, и какие факты хозяйственной деятельности налогоплательщика она должна раскрывать. Анализируя пункт 6 в системной связи с пунктом 1 статьи 145 НК РФ, можно предположить, что документы, представляемые налогоплательщиком, должны подтверждать соответствие размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) установленному критерию, т.е. то, что за три предшествующих последовательных календарных месяца указанная выручка (без учета налога и налога с продаж) не превысила в совокупности один миллион рублей. Однако ни одна из статей бухгалтерского баланса не раскрывает данный показатель. Кроме того, показатель выручки для целей налогообложения совершенно не идентичен показателю выручки, отражаемому в бухгалтерском учете организации. Поэтому во избежание конфликтных ситуаций, можно рекомендовать налогоплательщику, использующему право на освобождение, представлять в налоговый орган бухгалтерский баланс в полном объеме, несмотря на то, что налоговый орган, в котором он состоит на учете, располагает полным комплектом бухгалтерской отчетности данного налогоплательщика.
Стоит отметить также и положения нового пункта 7, упрощающего применение налогоплательщиком режима освобождения. Этот пункт дает право направить соответствующее уведомление и документы в налоговый орган по почте. Днем представления документов в налоговый орган считается шестой день со дня отправления заказного письма.
2. Правило последовательности применения полученных освобождений
Наряду с "послаблением" в части порядка получения освобождения новая редакция статьи 145 вводит правило, которое можно назвать правилом последовательности применения полученных освобождений от исполнения обязанностей налогоплательщика. Пунктом 4 статьи 145 новой редакции устанавливается, что организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не вправе отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением двух случаев. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение:
1) сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца превысила один миллион рублей
либо
2) если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья,
то, начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, и до окончания периода освобождения налогоплательщики утрачивают право на освобождение. Данная норма корреспондирует с пунктом 2 статьи 56 НК РФ, который допускает обязательное применение налоговой льготы в случаях, предусмотренных Кодексом.
Старая редакция статьи 145 напрямую не устанавливала такого правила, однако из содержания пункта 4 и пункта 6 этой статьи в старой редакции косвенно следовало, что полученное освобождение определяет налоговый режим налогоплательщика в части НДС без возможности последнего этот режим изменить. При этом аналогично определялось, что полученное освобождение утрачивается налогоплательщиком, если в течение периода освобождения выручка от реализации превысит установленное ограничение.
3. Продление освобождения или отказ по окончании срока его действия
Пунктом 4 статьи 145 упорядочена процедура волеизъявления налогоплательщика на продление освобождения либо на отказ от освобождения по окончании срока его действия.
Теперь по истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца налогоплательщики, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы помимо документов, подтверждающих, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала один миллион рублей, и уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
4. Ограничения прав на получение освобождения при реализации подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья
Пункт 2 статьи 145 вводит ограничения на получение освобождения для налогоплательщиков, занимающихся реализацией подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья.
По сравнению с предыдущей редакцией статьи 145 новым здесь является следующее:
1) режим освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика не применяется при реализации, как подакцизных товаров, так и подакцизного минерального сырья (ранее данные виды товаров связывались союзом "и");
2) если налогоплательщик занимался реализацией подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, то он не вправе претендовать на освобождение (ранее такого срока установлено не было).
3) налогоплательщик, получивший освобождение и после этого приступивший к реализации подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, утрачивает право на полученное освобождение, т.к. теперь на таких налогоплательщиков не распространяется статья 145 в целом, а не только пункт 1 статьи 145 НК РФ, как было в предыдущей редакции.
5. "Входной" НДС при переходе на режим освобождения
Пункт 8 статьи 145 определяет судьбу "входного" НДС, уплаченного налогоплательщиком до перехода на режим освобождения (предыдущая редакция статьи 145 подобных положений не содержала).
Указанный НДС подлежит восстановлению в последнем налоговом периоде после отправления в налоговый орган соответствующего уведомления. Сумма такого НДС согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 170 НК РФ учитывается в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг).
В том случае, когда налогоплательщик утрачивает право на освобождение, суммы "входного" НДС, уплаченные им до утраты указанного права, принимаются к вычету в установленном порядке.
Действие поправок к статьям, рассматриваемым далее, распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2002 года, т.е. эти поправки введены "задним числом". Часть изменений носит безусловно положительный характер для налогоплательщиков, часть - несущественно облегчает их участь. Одни представляют интерес для большинства, другие носят исключительно специальный характер. Исходя из этого, мы прокомментируем содержание внесенных поправок в той последовательности, которую предлагает закон.
Объект налогообложения
Дополнение статьи 146 "Объект налогообложения" направлено на расширение объекта налогообложения и предусматривает включение в его состав операций по реализации на территории Российской Федерации имущественных прав. Вполне логичная поправка, однако ее применение может быть осложнено рядом обстоятельств.
Во-первых, данная поправка ухудшает положение налогоплательщиков, так как ранее отчуждение в пользу третьих лиц имущественных прав не влияло на исчисление НДС. Можно ожидать, что налогоплательщики будут оспаривать правомерность применения этого пункта в 2002 году, как противоречащего пункту 2 статьи 5 НК РФ и фактически являющегося неконституционным.
Во-вторых, для индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками НДС, данная поправка может привести к неоправданному налогообложению операций, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (например, при отчуждении в пользу третьего лица прав на квартиру в строящемся доме). В отсутствие данной поправки такой риск сохранялся только в отношении бытовых операций купли-продажи имущества. Будем надеяться на уточнение позиции законодателей в очередном пакете поправок, поскольку такой подход к определению объекта налогообложения НДС приводит к дискриминации индивидуальных предпринимателей по отношению к другим физическим лицам.
Место реализации работ (услуг)
Поправки к подпункту 3 пункта 1 статьи 148 НК РФ носят уточняющий характер - внесены не упомянутые ранее в явном виде налогоплательщики, оказывающие услуги в сфере отдыха (наряду с услугами в сфере физической культуры, туризма и спорта).
Новая редакция абзаца девятого позволяет отнести к услугам, оказываемым на территории Российской Федерации, услуги по обслуживанию судов внутреннего плавания. В связи с этим придание данной поправке обратной силы выглядит достаточно спорным.
Поправки к абзацу второму пункта 2 направлены на разъяснение места реализации услуг по сдаче в аренду судов в случае, если перевозка осуществляется между портами, находящимися между портами, находящимися за пределами Российской Федерации. Местом реализации таких услуг не признается территория Российской Федерации.
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
Поправки к подпункту 2 пункта 2 статьи 149 направлены на устранение неоправданной дискриминации индивидуальных предпринимателей, оказывающих медицинские услуги (прежняя редакция данного пункта говорила только об организациях).
Из данного подпункта исключены упоминания об услугах аптечных учреждений по изготовлению лекарственных средств, а также услуг по изготовлению и ремонту очковой оптики, ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий. Соответствующие услуги включены в новый подпункт 24 пункта 2. К сожалению, в законе осталась терминологическая неточность - названа оказанием услуг деятельность, которая с точки зрения пунктов 4 и 5 статьи 38 НК РФ должна квалифицироваться как выполнение работ.
Поправки к абзацам третьему и пятому подпункта 20 пункта 2 статьи 149 соответственно расширяют и сокращают сферу применения льгот, предусмотренных для учреждений культуры и искусства.
Поправки к подпункту 1 пункта 3 существенно сокращают сферу применения льготы, предусмотренной для реализации предметов религиозного назначения. Согласно указанным поправкам, данная льгота распространяется только на организации, находящиеся в собственности религиозных организаций, и хозяйственные общества, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вклада религиозных организаций. Например, если раньше обычный книжный магазин, торговавший церковной литературой, имел по ней льготы, то теперь не имеет, причем задним числом с начала года. Придание таким поправкам обратной силы представляется неправомерным.
Поправки к пункту 5 уточняют право налогоплательщика на приостановление применения льгот, предусмотренных пунктом 3 статьи 149 НК РФ. Очевидно, что предполагалось наладить более четкое взаимодействие между пунктом 5 статьи 149 и пунктом 2 статьи 56 НК РФ. Однако весьма трудно представить, каким образом налогоплательщик может приостановить на срок не менее одного года применение льгот по косвенному налогу, если вопрос о взимании (невзимании) с покупателя НДС должен решаться непосредственно в момент реализации соответствующих товаров (работ, услуг).
Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами
Новый пункт 4 статьи 161 расширяет круг налоговых агентов, включая в него органы, организации и индивидуальных предпринимателей, уполномоченные осуществлять реализацию конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования к государству. Учитывая, что статус налогового агента предполагает выполнение определенных обязанностей, придание данной поправке обратной силы представляется неправомерным.
Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)
Дополнение к пункту 2 статьи 162 исключает из налоговой базы суммы, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), местом реализации которых не является территория Российской Федерации, что делает содержание данного предписания значительно более корректным в сравнении с предыдущей редакцией.
Налоговые ставки
Новая редакция пункта 4 статьи 164 делает более точным применение расчетных ставок НДС: вместо привычных ставок 9,09 процента и 16,67 процента расчетные ставки определяются как процентное соотношение основной налоговой ставки к налоговой базе, увеличенной на размер основной налоговой ставки. Например, 20:(100 + 20) или 10:(100 + 10). Благодаря этой поправке, учет налогоплательщиков станет более точным. Однако придание ей обратной силы, хотя и не приведет к существенным расхождениям по суммам налога, возлагает на налогоплательщика большой объем работы, связанной с соответствующими перерасчетами.
Новая редакция абзаца третьего подпункта 2 пункта 2 статьи 164 исключает из перечня товаров для детей, облагаемых НДС по ставке 10 процентов, швейные изделия из натуральной кожи и натурального меха (за исключением натуральной овчины и кролика). В связи с этим придание данной норме обратной силы представляется неправомерным.
Новый подпункт 8 пункта 1 устанавливает налоговую ставку 0 процентов для реализации припасов, вывезенных с территории России в таможенном режиме перемещения припасов.
Порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов
Поправки, внесенные законом в статью 165 НК РФ, в основном, обусловлены расширением перечня товаров, при реализации которых применяется налоговая ставка 0 процентов (подпункт 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ).
Некоторого упрощения порядка подтверждения права на получение возмещения НДС можно ожидать в связи с предоставлением налогоплательщику возможности представлять копии, а не оригиналы таможенных деклараций, выписок банка и иных документов.
Определение даты реализации (передачи) товаров (работ, услуг)
Поправки в пункт 1 статьи 167 направлены на более четкое установление момента определения налоговой базы. Основное новшество состоит в том, что для налогоплательщиков, применяющих так называемый метод отгрузки, моментом определения налоговой базы является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг). Упоминание о выборе наиболее ранней даты из текста статьи исключено. Тем не менее, включение в налоговую базу авансов и иных сумм, предусмотренных статьей 162 НК РФ, для таких налогоплательщиков, очевидно, сохраняется.
Новая редакция пункта 9 статьи 167 устанавливает момент определения налоговой базы для налогоплательщиков, не собравших полный пакет документов для применения налоговой ставки 0 процентов. Таким моментом является день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).
Новый абзац, дополняющий пункт 12, обязывает индивидуальных предпринимателей уведомлять налоговые органы об избранном способе "определения момента опреде-ления налоговой базы" в срок до 20 января. Очевидным недостатком данной нормы является даже не явная тавтология, а непонятное нераспространение данной обязанности на организации. Кроме того, труднообъяснимым представляется и срок, в течение которого индивидуальные предприниматели обязаны уведомить налоговые органы о способе, применяемом ими в 2002 году.
Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю
Дополнение к пункту 7 статьи 168 устраняет необоснованную дискриминацию в отношении индивидуальных предпринимателей, предоставляя им аналогичное с налогоплательщиками - организациями право не выставлять счета-фактуры при реализации товаров за наличный расчет в сфере розничной торговли и общественного питания, а также при выполнении работ и оказании услуг непосредственно населению.
Счет - фактура
Поправки к статье 169 НК РФ носят наиболее лояльный по отношению к налогоплательщикам характер. Так, ряд реквизитов счетов-фактур (предусмотренных подпунктами 5, 6 и 7 пункта 5 - наименование товаров (работ, услуг), их количество и цена) указывается только при возможности их указания.
Однако самым важным новшеством представляется отмена обязательного заверения счетов-фактур печатью организации. Тем самым, устраняется почва для противоречий между налогоплательщиками и налоговыми органами относительно того, какими печатями должны заверяться счета-фактуры (так называемые печати организации). Следует так-же отметить, что указанные поправки распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года, что, безусловно, улучшает положение многих налогоплательщиков.
Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)
Новая редакция пункта 2 статьи 170 более конкретно определяет перечень ситуаций, при которых суммы "входного" НДС учитываются в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг). Такая формулировка является более точной, по сравнению с предыдущей редакцией, в которой говорилось о суммах налога, учитываемых в составе расходов, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль (вполне очевидно, что целый ряд плательщиков НДС не является плательщиками налога на прибыль). Фактически новая редакция пункта 2 охватывает положения не только прежней редакции данного пункта, но и пункта 6 статьи 170, ныне исключенного из данной статьи.
Новая редакция пункта 4 устанавливает новый порядок распределения сумм "входного" НДС для налогоплательщиков, осуществляющих как облагаемые, так и необлагаемые операции. Сохраняя принцип пропорции, законодатель предлагает определять ее как отношение стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), облагаемых (не облагаемых) НДС, к общей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг).
В прежней редакции пункта 4 статьи 170 НК РФ законодатель исходил из показателя выручки от реализации товаров (работ, услуг). Новый порядок делает методику расчета менее зависимой от учетной политики налогоплательщика.
В пункт 4 введена достаточно жесткая норма, согласно которой налогоплательщик, не ведущий раздельный учет сумм "входного" НДС, лишается возможности учесть данные суммы, как в составе налоговых вычетов, так и в составе стоимости приобретенных товаров (работ, услуг). Учитывая, что споры между налогоплательщиками и налоговыми органами относительно наличия или отсутствия раздельного учета всегда основывались на субъективных оценках, можно порекомендовать налогоплательщику проявить возможно большую осмотрительность при ведении раздельного учета.
Сохраняя принцип существенности как критерий необходимости раздельного учета, законодатель в новой редакции пункта 4 дает налогоплательщику возможность самостоятельно решить, будет ли он применять положения данного пункта к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, не превышает 5 процентов общей величины расходов на производство. Прежняя редакция данного пункта прямо указывала на его неприменимость в подобных ситуациях.
Налоговые вычеты
Новая редакция пункта 6 статьи 171 ужесточает основания для включения в состав налоговых вычетов сумм НДС, исчисленных налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления. Суть данного ужесточения состоит в оговорке, что налоговый вычет таких сумм возможен лишь при условии включения стоимости работ в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль организаций. Недостаток указанного новшества видится не только в придании ему обратной силы, но и в том, что оно ставит в дискриминационное положение плательщиков НДС, не являющихся плательщиками налога на прибыль.
Одно из наиболее принципиальных новшеств предусматривает новая редакция абзаца второго пункта 7 статьи 171. Оно заключается в установлении прямой зависимости между осуществлением налоговых вычетов и нормированием расходов для целей налогообложения прибыли. Ранее это касалось только расходов на командировки и представительских расходов. Придание данной норме обратной силы представляется неправомерным.
Дополнение пункта 8 вводит дополнительное условие для вычета сумм НДС, исчисленных с сумм авансовых платежей. Согласно данному дополнению вычет таких сумм возможен только при условии их фактической уплаты.
Порядок применения налоговых вычетов
Новая редакция пункта 5 статьи 172 уточняет момент осуществления налоговых вычетов при постановке на учет объектов завершенного капитального строительства. Согласно вновь введенному абзацу второму пункта 2 статьи 259 НК РФ таким моментом является 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию. Кроме того, в соответствии с абзацем вторым новой редакции пункта 5 обязательным условием вычета является факт уплаты в бюджет НДС, исчисленного налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
Новая редакция пункта 2 статьи 173 содержит важное новшество, направленное на упорядочение порядка возмещения НДС. Суть его заключается в ограничении права налогоплательщика на возмещение НДС тремя годами после окончания соответствующего налогового периода.
Поправки к пункту 5 статьи 173 направлены на урегулирование ситуации, при которой лицо, не являющееся налогоплательщиком, но, тем не менее, выставившее покупателю счет-фактуру с выделением НДС, обязано исчислить сумму налога. Подобная позиция представляется достаточно спорной. Так, теоретически возможна ситуация, при которой физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) выставляет покупателю счет-фактуру. При такой ситуации обязанность по уплате налога будет возложена на лицо, не являющееся его плательщиком, что противоречит основополагающему принципу действия нормативных актов по кругу лиц. Ситуация будет еще более усугублена, если такое лицо предъявит покупателю НДС не посредством выставления счета-фактуры, а каким-либо иным способом. Возможно, более правильным было бы рассматривать суммы НДС, полученные лицом (в том числе налогоплательщиком) без законных оснований, как неосновательное обогащение. Согласно статье 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением отдельных случаев.
Особенности исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организации
Исключение из части второй НК РФ статьи 175 означает упрощение методики исчисления налога для организаций, имеющих обособленные подразделения. С 1 января 2002 года такие налогоплательщики не обязаны распределять сумму налога между обособленными подразделениями.
* * *
Постоянно происходящие изменения в налоговом законодательстве, безусловно, не радуют наших коллег-бухгалтеров. Однако, заканчивая эту статью, мы считаем необходимым отметить, что новации, которые налогоплательщики могут рассматривать как положительные, занимают наибольший объем внесенных поправок, а текст главы 21, откорректированный законом РФ № 57-ФЗ от 29.05.2002 г., стал более четким и ясно сформулированным. Работать с этой главой, по нашему мнению, теперь стало удобнее и проще. Конечно, новое содержание не стало полностью лишенным огрехов и нестыковок, однако мы надеемся, что следующие поправки к закону решат и эти проблемы. И здесь хочется отметить, что как бы долго и сложно не создавался окончательный текст Налогового кодекса, мы получили закон, рожденный практикой налогообложения, а это - главное.