Проверяя декларацию по НДС, налоговики могут выявить ошибки, противоречия или несоответствие сведений и потребовать предоставить пояснения. ФНС России выпустила разъяснения, как действовать налогоплательщику в этом случае, и как по коду ошибки, указанному в требовании, можно узнать, что именно в декларации неправильно. Комментарий – в статье экспертов «1С».
Декларацию по НДС в электронной форме представляют все налогоплательщики НДС, лица, не являющиеся налогоплательщиками, но выставляющие счета-фактуры с НДС, а также неплательщики-налоговые агенты, которые выставляют и (или) получают счета-фактуры в связи с осуществлением предпринимательской деятельности в интересах другого лица (п. 5 ст. 174 НК РФ).
С 01.01.2015 действует новая форма декларации по НДС, утвержденная приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (см. подробный комментарий к порядку ее представления и оформления в ИС 1С:ИТС). Теперь она включает в себя сведения из книги покупок и книги продаж, журнала учета счетов-фактур.
В ходе камеральной проверки налоговый орган может выявить противоречия или несоответствия между сведениями этой декларации и данными декларации по НДС или журнала учета счетов-фактур другого лица. Об этом налоговый орган сообщает налогоплательщику с требованием представить пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ). Письмом ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705@ утверждена форма такого требования (Приложение № 2), а также приложения к нему с ошибками по конкретным разделам декларации (Приложения № 2.1-2.9). Причем налогоплательщик сможет определить причины расхождения данных, так как в требовании указывается код возможной ошибки:
1 – если запись об операции отсутствует в декларации контрагента или контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период, или контрагент представил декларацию с нулевыми показателями, или допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом;
2 – если в декларации налогоплательщика не соответствуют данные об операции в разделе 8 «Сведения из книги покупок» и разделе 9 «Сведения из книги продаж» (например, если налогоплательщик принимает к вычету ранее уплаченный в бюджет НДС с полученного аванса);
3 – если в декларации налогоплательщика не соответствуют данные об операции в разделе 10 «Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделе 11 «Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» (например, при отражении посреднических операций);
4 – если допущена ошибка в какой-либо графе. Причем номер этой графы указывается в скобках.
Отметим, что требование может быть направлено налогоплательщику в электронной форме. Дальнейший порядок действий налогоплательщика при его получении рекомендован письмом ФНС России от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395. Он предполагает следующие шаги.
- Передать налоговому органу квитанцию о получении требования в электронной форме в течение 6 дней со дня его отправки налоговым органом (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Если эта обязанность не будет исполнена в течение 10 дней, налоговый орган может приостановить операции по банковскому счету налогоплательщика (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
Отметим, что направить налоговому органу такую квитанцию можно с рабочего места не только должностного лица организации, но также ее законного или уполномоченного представителя, действующего по доверенности. Об этом уведомила ФНС России в письме от 22.04.2015 № ЕД-4-15/6906@. - Проверить правильность заполнения декларации в части тех записей, по которым выявлены расхождения, сверить их со счетом-фактурой. При этом следует обращать внимание на корректность заполнения реквизитов этой записи: даты, номера, суммовых показателей, правильности расчета НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), необходимо проверить также общую сумму НДС к вычету по всем записям такого счета-фактуры, включая предыдущие периоды.
- Дальнейший порядок действия зависит от того, обнаружил ли налогоплательщик ошибки (несоответствия) и привели ли они к неуплате НДС в бюджет.
Если при проверке декларации налогоплательщик выявил ошибки, приводящие к занижению суммы налога к уплате, то он должен представить уточненную декларацию с корректными сведениями в течение 5 дней после получения требования. Такое требование содержится в пункте 1 статьи 81, пункте 3 статьи 88 НК РФ.
Если выявленные ошибки не влияют на сумму налога, ФНС России рекомендует налогоплательщику представить в 5-дневный срок пояснения и уточненную декларацию. Однако такой подход контролирующих органов противоречит требованиям НК РФ. Ведь согласно пункту 3 статьи 88 НК РФ при обнаружении налоговым органом ошибок (противоречий) в декларации налогоплательщик должен выполнить одно из действий – представить пояснения или внести исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Эта норма исключает одновременную подачу пояснений и «уточненки». Кроме того, обязанность подать уточненную декларацию возникает в одном случае – обнаружение ошибки или несоответствия в декларации, которые привели к занижению суммы налога. Если налогоплательщик проигнорирует данную рекомендацию налогового органа и не подаст «уточненку», вряд ли его ждут негативные последствия, ведь сумма НДС к уплате не занижена, а ответственности за неподачу «уточненки» нет.
Если после проверки корректности заполнения декларации налогоплательщик не выявил ошибки, он должен уведомить об этом налоговый орган, представив пояснения.