Предмет спора: организация-банкрот не перечислила в бюджет удержанную с заработка работников сумму НДФЛ по причине отсутствия у нее денежных средств. ИФНС оштрафовала организацию по ст. 123 НК РФ за неправомерное неисполнение обязанностей налогового агента. Посчитав действия налоговиков незаконными, организация обратилась в суд, потребовав отменить наложенный на нее штраф.
За что спорили: 29 395 рублей.
Кто выиграл: налоговая инспекция.
В обоснование заявленных исковых требований представитель организации ссылался на то, что вины компании в умышленном неперечислении НДФЛ в бюджет в результате каких-либо неправомерных действий не было. Организация была признана банкротом. Денежные средства в необходимом объеме у нее отсутствовали.
Удержав налог с заработка работников, организация не могла перечислить его в бюджет, не нарушив очередности платежей в рамках дела о банкротстве. То есть организация предприняла все зависящие от нее меры для перечисления НДФЛ в бюджет, но не смогла этого сделать по объективным причинам. Следовательно, по мнению организации, основания для привлечения ее к ответственности у налоговиков отсутствовали.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции признал доводы организации – налогового агента необоснованными и отказал в удовлетворении заявленных ею исковых требований. Суд пояснил, что налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). Налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (п. 6 ст. 226 НК РФ).
Налоговые агенты несут ответственность за неправомерное неперечисление в бюджет НДФЛ в виде взыскания штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению (ст. 123 НК РФ).
Признание организации банкротом и введение в ее отношении процедур банкротства не влечет прекращение финансово-хозяйственной деятельности налогового агента. Следовательно, банкротство не освобождает и от исполнения обязанностей, непосредственно связанных со статусом налогового агента, указанных в ст. 23 НК РФ.
При оплате труда работников, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства, конкурсный управляющий должен производить удержание и перечисление НДФЛ в общеустановленном порядке (п. 5 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности»).
Поэтому введение арбитражным судом в отношении налогового агента процедуры банкротства и его нахождение в той или иной процедуре банкротства не исключает обязанности по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ в момент выплаты заработной платы.
При этом наличие у организации задолженности, подлежащей преимущественному погашению в соответствии с законодательством о банкротстве, не является форс-мажорным обстоятельством и не исключает вины налогового агента в неперечислении удержанных сумм НДФЛ.
Факт неперечисления НДФЛ с заработка сотрудников, продолжавших работать в период банкротства, организация не отрицала. Поэтому, заключил суд, налоговая инспекция обоснованно оштрафовала ее за неисполнение обязанностей налогового агента по ст. 123 НК РФ.