Судебный вердикт: должна ли ИФНС объяснять, зачем требует документы вне рамок налоговой проверки
Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 24.08.2021 № А40-194238/2020 разъяснил, вправе ли налоговая инспекция вне рамок налоговой проверки без объяснения причин и оснований запрашивать у организаций документы, касающиеся деятельности их контрагентов.

Предмет спора: у организации истребовали документы в отношении сделок с ее контрагентом, совершенных за три последних года. При этом документы (договоры с контрагентом) были истребованы вне рамок налоговой проверки, а в требовании не указывались причины и основания, по которым налоговикам понадобились указанные документы. Также в требовании не содержалось реквизитов истребуемых документов, их точное количество и не указывалось на мероприятия налогового контроля, в ходе которых истребуются документы. Организация отказалась предоставлять спорные документы и обратилась в суд с иском о признании требования ИФНС незаконным и нарушающим ее права.

За что спорили: правомерность истребования документов вне рамок налоговой проверки.

Кто выиграл: налоговая инспекция.

В суде в обоснование заявленных требований организация указывала, что никакой налоговой проверки в ее отношении не проводилось и истребуемые документы ее не касались. Причем вне рамок налоговой проверки налоговики вправе истребовать у компаний только сведения о конкретной сделке, но никак не документы, касающиеся деятельности контрагентов за несколько налоговых периодов. Кроме того, налоговое требование должно содержать обязательное указание на то, в рамках какого контрольного мероприятия у компании истребуются документы и какие именно документы она должна предоставить в ИФНС.

В спорном же случае требование ИФНС указанных сведений не содержало. Налоговики не пояснили, зачем им были нужны истребованные документы. Поэтому, по мнению организации, действия инспекции фактически возлагают на нее обязанности по представлению документов, не предусмотренных п. 2 ст. 93.1 НК РФ, что недопустимо и свидетельствует о незаконности требования ИФНС.

Суд кассационной инстанции признал доводы организации необоснованными и отказал в удовлетворении заявленных ей исковых требований. Суд отметил, что если вне рамок проведения налоговых проверок у ИФНС возникает обоснованная необходимость получения документов относительно конкретной сделки, ИФНС вправе истребовать эти документы у любых третьих лиц (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

В указанных целях ИФНС направляет компании, обладающей сведениями об интересующей сделке, поручение об истребовании документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика. При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (п. 3 ст. 93.1 НК РФ).

Вместе с тем ни ст. 93.1 НК РФ, ни иные положения налогового законодательства не обязывают налоговый орган при выставлении требования вне рамок налоговых проверок обосновывать необходимость истребования документов и информации.

Не устанавливает вышеуказанная статья и обязанности указания в требовании налогового органа реквизитов или иных индивидуализирующих признаков истребуемых документов. Нормы налогового законодательства не содержат запрета и на истребование документов (информации) сразу по нескольким сделкам.

Если налоговый орган не располагает полной информацией о запрашиваемых документах (с указанием их точных названий, номеров, периодов и дат), то в требовании достаточно указать родовые признаки запрашиваемых документов: договоры, счета-фактуры, платежные поручения, банковские выписки, регистры бухгалтерского учета и др. в отношении конкретного контрагента.

Отсутствие в требовании инспекции указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о его недействительности. Данный недостаток носит формальный характер и не пресекает полномочия налогового органа, которые прямо предусмотрены в п. 2 ст. 93.1 НК РФ.

В связи с этим, заключил суд, спорное требование ИФНС хотя и выставлено с нарушением установленных НК РФ правил, но не является недействительным и подлежит безусловному исполнению организацией.

Комментарии
  1. Маруся

    Батюшки-светы, на что замахнулись истцы: пытались от чиновников объяснений каких-то добиться. Не дело государственным чинам перед плательщиками ответ держать. :( А то, что на сайте самой ФНС черным по белому написано: "Налоговые органы вправе истребовать документы (информацию) о конкретной сделке у ее участников или иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения этих документов (информации)", так про обоснованность здесь просто для красного словца. Требование налоговиков не может быть необоснованным. :(

    • chitatel

      Маруся , еще как может быть необоснованным, но для этого потребуется доказать, что документы истребовались в неслужебных или иных целях, напрямую не связанных с осуществлением контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. но тут многое от суда зависит.

      • Маруся

        chitatel, Если налоговая захочет получить какую-то информацию, то она в любом случае её получит. В последнее время вопреки ранее сложившейся практике ВС и логике толкования права суды всё чаще встают на сторону налоговиков. :(

        • chitatel

          Маруся , суды и раньше смотрели на злоупотребления налоговиков в этой части сквозь пальцы. дескать - нарушение процедуры истребования документов конечно же имеются, но налогоплательщик все равно должен беспрекословно исполнять требование налоговой инспекции.

          • Маруся

            chitatel, Я бы не стала так утверждать. Раньше суды рассматривали вопрос обоснованности требований налоговой. Пример - Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.04.2019 № Ф05-5289/2019 по делу № А40-211149/2018. Есть еще решение ВС РФ от 10 июня 2019 г. N АКПИ19-296, в котором суд признал недействующим абзац седьмой письма ФНС от 16 октября 2015 г. N СД-4-3/18072. Сейчас мы становимся свидетелями того, как судебная практика разворачивается в не благоприятную для плательщиков сторону.

            • chitatel

              Маруся , ну в том случае было вообще требование, касающееся каких-то абстрактных документов. налоговики не пояснили ни в отношении какой конкретной сделки ими запрашиваются сведения, ни в отношении какого конкретно контрагента заявителя должны быть предоставлены эти сведения. понятно, что такое требование в любом случае признают необоснованным.

  2. chitatel

    - отсутствие в требовании инспекции указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о его недействительности.

    интересно, зачем тогда в нк рф вообще прописан порядок истребования документов, если этот порядок не соблюдается не только налоговиками, но и арбитражными судами?

    • Маруся

      chitatel, Органами власти с недавнего времени регулярно декларируется сокращение налоговых проверок. И чтобы зря "не бить ноги", теперь при выставлении требований о предоставлении документов налоговые органы исходят из собственных целей, которые могут объясняться стремлением выяснить, имеются ли у налогоплательщика риски, которые могут служить основанием для «спешного проведения налоговой проверки. Проводимый инспекцией дистанционный проверочный анализ позволяет выявить проблемных налогоплательщиков, чтобы нагрянуть к ним с проверкой.

      • chitatel

        Маруся , вот именно что сокращение налоговых проверок. а в этом и других подобных случаях документы истребуются налоговиками вообще без инициирования какой-либо проверки. получается, что проверки нет, а нагрузка на компании только продолжает расти при одновременном сокращении числа контрольных мероприятий. нонсенс.