Трудовые войны: когда женщину нельзя сократить даже при отсутствии у нее статуса матери-одиночки
Работницу уволили по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение штата работников). До расторжения трудового договора она обратилась к работодателю с заявлением, в котором указала, что является одинокой матерью и малоимущей, однако приказ об увольнении отменен не был. В связи с этим уволенная работница обратилась в суд, потребовав признать увольнение незаконным, восстановить ее в ранее занимаемой должности, а также взыскать с работодателя заработок за все время вынужденного прогула.

На повестке дня: определение Третьего кассационного суда от 06.10.2021 № 88-15622/2021.

Предыстория: работницу уволили по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение штата работников). До расторжения трудового договора она обратилась к работодателю с заявлением, в котором указала, что является одинокой матерью и малоимущей, однако приказ об увольнении отменен не был. В связи с этим уволенная работница обратилась в суд, потребовав признать увольнение незаконным, восстановить ее в ранее занимаемой должности, а также взыскать с работодателя заработок за все время вынужденного прогула.

Задействованные нормы: ст. ст. 81 и 261 ТК РФ.

За что спорили: восстановление на работе и 45 000 рублей.

Возражая в суде против заявленных исковых требований, работодатель отмечал, что уволенная сотрудница не обладала статусом одинокой матери, поскольку у ребенка имелся установленный отец, который выплачивал алименты на его содержание. Поэтому сотрудница могла быть уволена по сокращению штата наравне со всеми прочими работниками. Никаких гарантий ей не полагалось.

Суд кассационной инстанции нашел данные аргументы работодателя неубедительными и признал увольнение сотрудницы незаконным. Суд указал, что законодательством действительно предусмотрена возможность расторжения трудового договора с работником по инициативе работодателя в случае сокращения численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Однако расторжение трудового договора с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или ребенка в возрасте до 14 лет, по инициативе работодателя не допускается (ст. 261 ТК РФ). Данное правило распространяется в том числе и на случаи увольнения при сокращении численности или штата работников.

В свою очередь одинокой матерью может считаться женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей в случаях, когда отец ребенка неизвестен, умер, лишен родительских прав или признан безвестно отсутствующим.

В спорном случае у сотрудницы не было официально подтвержденного статуса одинокой матери. Отец у ребенка имелся, и его место нахождения было известно. Вместе с тем никакого участия в воспитании ребенка отец не принимал и от уплаты взысканных с него в судебном порядке алиментов уклонялся (размер задолженности по алиментам превысил 341 000 рублей).

Более того, ранее он был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст.5.35.1 КоАП РФ (неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда средств на содержание несовершеннолетних детей).

Данные обстоятельства позволяют отнести уволенную сотрудницу к одиноким матерям. При этом доводы работодателя о том, что на момент решения вопроса об увольнении сотрудницы у него отсутствовали документы, однозначно свидетельствующие о том, что она является одинокой матерью, подлежат отклонению.

Уволенная сотрудница уведомила работодателя о вышеуказанных обстоятельствах. Поэтому непосредственно до сокращения работодатель мог запросить у нее дополнительные сведения о семейном положении и отменить свой приказ о ее увольнении.

Указанных действий работодатель не совершил, что привело к незаконному увольнению фактически одинокой матери. В связи с этим уволенная сотрудница была восстановлена в ранее занимаемой должности, и в ее пользу был взыскан заработок за все время вынужденного прогула.

Комментарии