Содержание
Арбитражная практика. Значительный размер минимального административного штрафа не согласуется с конституционным принципом справедливости наказания
|
Суть проблемы
Практика применения законодательства об административных правонарушениях указывает на четкий курс государства, направленный на усиление административной ответственности, в частности, путем значительного отягчения административного наказания.
Ярким примером такого развития административной юстиции стало практически тотальное увеличение размеров административных штрафов, особенно в сфере предпринимательской деятельности. Значительные размеры штрафов, учитывая весьма значительный их нижний предел, привели к тому, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях утрачивается возможность дифференциации наказания в зависимости от тяжести правонарушения, степени вины, а также иных факторов, имеющих значение для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Судебные решения
И вот Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 17.01.2013 № 1-П (также см. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П) вновь начал «крестовый поход» во имя справедливости привлечения к административной ответственности.
При введении в качестве меры административной ответственности значительных по размеру безальтернативных административных штрафов законодатель в силу конституционных требований соразмерности и индивидуализации юридической ответственности обязан вводить соответствующие правила назначения и исполнения административных наказаний, в том числе критерии, позволяющие надлежащим образом учитывать имущественное положение привлекаемого к административной ответственности лица.
Такой учет может осуществляться различными способами, в том числе путем установления «гибкой» дифференциации размера штрафных санкций, более мягких альтернативных санкций, а также правил замены конкретных санкций более мягкими, включая назначение административного наказания ниже низшего предела.
Соответственно, в действующей системе правового регулирования применение в отношении юридического лица значительного по размеру нижнего предела административного штрафа не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что противоречит общеправовому принципу справедливости и Конституции РФ.
И хотя Конституционный Суд РФ вынес указанное выше Постановление от 17.01.2013 № 1-П относительно конкретной нормы КоАП РФ, озвученные им выводы применимы и к любым иным составам административных правонарушений, поскольку принципы привлечения к административной ответственности являются универсальными (см. главы 1–4 КоАП РФ).
Постановление Конституционного Суда РФ
от 17.01.2013 № 1-П
Подготовил А.А. Куликов,
ООО «Агентство Налоговых Поверенных»
(tax-top.ru)