Предмет спора: организация возмещала своим работникам расходы на содержание детей в детсадах, стоимость горячего питания при выполнении плановых и аварийных работ, а также расходы на прохождение медицинских осмотров. Выплачиваемые денежные компенсации организация не включала в базу для начисления взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В связи с этим ФСС доначислил организации страховые взносы на травматизм. Не согласившись с решением фонда, организация обратилась в суд с иском, в котором потребовала отменить доначисление страховых взносов.
За что спорили: необходимость уплаты взносов с суммы компенсаций за детсады и медосмотры.
Кто выиграл: организация-страхователь.
Выступая в суде против заявленных исковых требований, представитель ФСС отмечал, что организация выплачивала денежные компенсации своим работникам в рамках трудовых отношений. Необходимым условием для получения компенсации являлось наличие заключенного сотрудником с организацией трудового договора. Поэтому такие компенсации являлись частью заработной платы работников. Следовательно, по мнению фонда, организация обязана была уплачивать с суммы данных компенсаций страховые взносы «на травматизм».
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции отклонил доводы ФСС и признал доначисление страховых взносов необоснованным. Судьи разъяснили, что объектом обложения страховыми взносами «на травматизм» признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые компаниями в пользу сотрудников в рамках трудовых отношений (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Базой для начисления страховых взносов «на травматизм» является зарплата работников, под которой понимают вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и качества выполняемой работы (ст. 129 ТК РФ). К зарплате в указанных целях приравниваются компенсационные и стимулирующие выплаты в пользу работников. В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Судьи установили, что работодатель возмещал затраты работников на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и на прохождение медицинских осмотров. Также организация возмещала работникам стоимость их питания при выполнении плановых и аварийных работ. Компенсации осуществлялись работникам не по трудовым договорам, а по коллективному договору.
В отличие от трудового договора, который регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор, согласно ст. 40 ТК РФ, регулирует социальные отношения. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими и не зависящие от квалификации работников, нельзя считать оплатой труда работников (вознаграждением за труд). Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работником не является основанием для вывода о том, что все выплаты, производимые в пользу последнего, представляют собой оплату его труда.
Спорные выплаты были обусловлены положениями коллективного договора. Они не зависели от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения самой работы. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что данные выплаты не являются формой оплаты труда и не признаются объектом обложения страховыми взносами. В результате доначисление организации страховых взносов было отменено.