С 1 января 2014 года в деятельности российских компаний и предпринимателей появилась новая процедура – специальная оценка условий труда. Она введена Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Из статьи методистов фирмы «1С» вы узнаете о том, чем спецоценка отличается от аттестации, кто должен ее проводить и как применять результаты проведенной оценки.
Содержание
- Спецоценка вместо аттестации
- На кого распространяется требование о спецоценке
- Чем СОУТ отличается от аттестации
- Организации, которые проводят СОУТ
- Декларирование условий труда
- Санкции за нарушение
- Установление дополнительных тарифов в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8»
Спецоценка вместо аттестации
Ранее статья 212 ТК РФ в качестве одной из мер по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности предусматривала аттестацию рабочих мест. Теперь редакция этой статьи изменилась – аттестация заменена на спецоценку. Специальная оценка условий труда (СОУТ) регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Согласно Закону № 426-ФЗ спецоценка условий труда – это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника.На кого распространяется требование о спецоценке
Специальную оценку рабочих мест должны проводить все без исключения компании, а также индивидуальные предприниматели, принявшие на работу сотрудников.
По общему правилу спецоценку необходимо проводить не реже, чем один раз в пять лет. Исключение из этого правила – внеплановая оценка. Она должна быть проведена в течение шести месяцев с момента возникновения причины. Причиной может быть создание нового рабочего места или изменение условий прежнего.
Кроме того, внеплановая спецоценка требуется на рабочем месте, где произошел несчастный случай или выявлено профессиональное заболевание.
Потребовать проведение внеплановой спецоценки также может государственный инспектор труда или профсоюз.
Если же рабочее место было аттестовано, то спецоценку можно назначить через пять лет после завершения аттестации, не позднее 31 декабря 2018 года. Если на некоторых рабочих местах, например в офисах, аттестация до 31 декабря 2013 года не была проведена, то они подлежат спецоценке. Не проводится спецоценка на рабочих местах надомников и дистанционных работников, но в отличие от аттестации нет исключений для офисных рабочих мест.
Чем СОУТ отличается от аттестации
Порядок проведения СОУТ во многом аналогичен порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Он будет регулироваться приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», который сейчас находится на регистрации в Минюсте.
В части исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов методика проведения спецоценки в основном не отличается от бывшей ранее аттестации рабочих мест. По итогам измерений и оценок условия труда будут классифицированы. Предусмотрено четыре возможных класса условий труда: оптимальные; допустимые; вредные; опасные.
Вредные условия в свою очередь делятся на четыре подкласса. Это изменение, скорее, формальное. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса Р 2.2.2006-05, утвержденное 29.07.2005 Главным государственным санитарным врачом РФ, предусматривает аналогичную классификация условий труда при аттестации рабочих мест. Теперь это закреплено на законодательном уровне.
Основные отличия состоят в том, что добавлены новые этапы: идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Цель спецоценки – создание стимулов для обеспечения безопасных производств. По результатам спецоценки устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отдельных категорий застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ.
Организации, которые проводят СОУТ
Требования к организациям, которые проводят специальную оценку условий труда, изменились. Однако организации, аккредитованные ранее в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда вправе проводить специальную оценку условий труда без учета новых требований по 31 декабря 2014 года. Для этого должны быть выполнены условия: в их составе должны быть испытательные лаборатории (центры) и срок действия аттестатов аккредитации не истек.
Декларирование условий труда
Еще одним новшеством становится декларирование соответствий условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» направлен на регистрацию в Минюст России.
Декларацию будут представлять юридические лица и индивидуальные предприниматели, если у них не выявлены опасные или вредные условия труда. Работодателям придется подавать ее в трудовую инспекцию по месту своего нахождения. Сделать это они должны не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Действие декларации будет продлеваться на 5 лет, если не будет производственных травм и профзаболеваний у сотрудников.
По итогам измерений и оценок условия труда будут классифицированы (оптимальные, допустимые, вредные и опасные). С результатами спецоценки работодатель обязан ознакомить работников. Кроме того, по результатам спецоценки определяется размер дополнительных страховых взносов, установленных Федеральными законами от 24.07.2009 № 212-ФЗ и от 15.12.2001 № 167-ФЗ.
В соответствии с этими законами по результатам спецоценки можно освободиться от уплаты взносов по дополнительным тарифам.
Санкции за нарушение
Одновременно с новой процедурой введены и санкции за ее нарушение или отсутствие. Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ меняются правила привлечения к административной ответственности. Частями 2 и 5 новой статьи 5.27.1 КоАП РФ. Так, если правонарушение совершено впервые, то оно будет караться предупреждением или штрафом:
для должностных лиц и лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, – от 5 000 до 10 000 рублей;
для организаций – от 60 000 до 80 000 рублей.
Если лицо уже привлекалось ранее к ответственности, то:
должностные лица будут оштрафованы от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалифицированы на срок от 1 до 3 лет;
лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, будут оштрафованы на сумму от 30 000 до 40 000 рублей, или их деятельность будет приостановлена на срок до 90 суток;
на юридическое лицо будет наложен штраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей, или деятельность организации будет приостановлена на срок до 90 суток.
Установление дополнительных тарифов в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8»
В программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» есть возможность установить тарифы дополнительных страховых взносов по результатам спецоценки условий труда. Для этого нужно установить флаг в Настройках параметров учета на закладке Расчет страховых взносов (см. рис. 1).
В ходе спецоценки может возникнуть следующая ситуация: рабочее место соответствует должности, включенной в списки вредных, предоставляющих право на досрочную пенсию, но в результате испытаний не выявлено вредных факторов. Надо ли платить в этом случае дополнительные страховые взносы и сохраняется ли вредный стаж?
Или обратная ситуация: выявлены вредные факторы в результате спецоценки, а рабочее место не дает права на досрочную пенсию. Как быть в этой ситуации?
Закон о спецоценке вступает в силу поэтапно. В основной части он начал работать уже с 1 января, правда, пока лишь формально. Еще не утверждены необходимые для его реализации подзаконные акты, в частности, правила ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, формы деклараций соответствия условий труда требованиям.
С 1 января 2016 года вступят в силу положения о Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда, отвечать за работу которой будет Минтруд (ст. 18, п. 2 ст. 28 Закона № 426-ФЗ). На текущий момент понятия «вредный стаж» и «уплата дополнительных страховых взносов» связаны между собой.
Таким образом, если не выявлено факторов и класс условий труда – оптимальный, значит на данном рабочем месте фактически другая должность – не дающая права на досрочную пенсию. И, наоборот, в случае выявления вредных и опасных факторов и установления класса вредности следует принять меры либо к устранению этих факторов, либо к изменению фактической должности.
Следовательно, спецоценка меняет тарифы, но не правила начисления дополнительных страховых взносов на пенсионное страхование.
Рис. 1. Настройка в программе учета результатов спецоценки
Люди! Перед тем, как открыть кошелек и оплатить специальную экспертизу условий труда, откройте закон 426-ФЗ от 28.12.2013 года и попытайтесь в нем найти пункт, который обязывает все организации провести эту самую экспертизу. И вы сделаете вывод: Закон от 28.12.2013 года 426-ФЗ не содержит требование для всех провести специальную оценку условий труда. Не спешите! Почитайте сами! Если у Вас не было случая травматизма, если Вы не меняли технологию, если вы не меняли применяемые в производстве материалы, то Вы не обязаны делать экспертизу.