Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Что делать, если налоговая требует представить пояснения к декларации по НДС

06.05.2015
Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Что делать, если налоговая требует представить пояснения к декларации по НДС
Вы впервые отправили декларацию по НДС по новым правилам, а в ответ пришло требование от налоговой инспекции представить пояснения о несоответствии данных и исправить ошибки. Как правильно реагировать на требование налоговой? Как представить объяснение и сдать исправленную декларацию? Ответы на эти вопросы – в материале экспертов 1С. Подборка материалов об изменениях в отчетности по НДС размещена на сайте. В программах "1С:Бухгалтерия" планируется поддержать отправку ответа в электронном виде в рекомендуемом формате на требование налогового органа при проведении камеральной проверки декларации по НДС. О сроках реализации смотрите на сайте.

Содержание


Материалы по подготовке и представлению отчетности

  • Автоматическая сверка счетов-фактур с контрагентом>>>
  • Чем новая декларация по НДС отличается от старой и какие сведения она должна содержать>>>
  • Новая форма декларации в «1С:Предприятии»>>>
  • НДС-2015: хранение истории изменений КПП в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)>>>
  • Ответы на вопросы по НДС-2015>>>
  • Консолидация отчетности по НДС для организаций, имеющих обособленные подразделения и не использующих РИБ>>>
  • Сервис компании Такском «Сверься!»>>>
  • Что делать, если налоговая требует представить пояснения к декларации по НДС>>>
  • НДС-2015: как представить уточненную декларацию>>>
  • «1С:Бухгалтерия 8»: как сформировать уточненную декларацию по НДС>>>

Действия налогового органа

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган может выявить:

  • ошибки, противоречия между сведениями об операциях, содержащихся в декларации по НДС;
  • несоответствия между сведениями об операциях, содержащихся в декларации по НДС налогоплательщика, и сведениями об указанных операциях в декларации по НДС другого налогоплательщика или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в соответствии с п. 5.2 ст. 174 НК РФ.

Как указано в Рекомендациях, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, то налоговый орган в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ направляет налогоплательщику сообщение с требованием представления пояснений (далее – Требование), к которому прикладывает специальные табличные формы, приведенные в приложениях 2.1 - 2.9 к Рекомендациям.

Каждое из приложений к Требованию, размещенное в приложениях 2.1 – 2.7 к Рекомендациям, по форме и формату практически повторяет соответствующие разделы 8 – 12 (приложения к разделам 8, 9) декларации по НДС, но в отличие от разделов декларации, таблицы этих приложений содержат еще дополнительную графу 20 «Справочно: Код возможной ошибки». В этой графе налоговый орган планирует размещать подсказку о том, какие именно расхождения содержит "непонравившаяся" регистрационная запись. 

В соответствии с разъяснениями А.С. Катяева, советника государственной гражданской службы РФ 2-го класса, заместителя начальника Межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю (см. видео), и форматом Требования, предполагается, что кодам будут соответствовать следующие значения:

  • код "1" - отсутствие аналогичной записи об операции у контрагента;
  • код "2" - несоответствие данных об операции между разделом 8 «сведения из книги покупок» или приложением 1 к разделу 8 «сведения из дополнительных листов книги покупок» и разделом 9 «сведения из книги продаж» или приложением 1 к разделу 9 «сведения из дополнительных листов книги продаж» декларации налогоплательщика;
  • код "3" - несоответствие данных об операции между разделом 10 «сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» декларации налогоплательщика;
  • код "4 [a; b]" - возможно допущена ошибка при регистрации счета-фактуры в тех показателях, которые указаны в графах с номерами "a", "b".

Пример 1

Налоговый орган при сопоставлении данных раздела 8 покупателя с разделами 9 продавцов обнаружил расхождения в дате и номере счетов-фактур, что позволило предположить наличие технических ошибок, допущенных покупателем при регистрации счетов-фактур в книге покупок. Налогоплательщику вместе с Требованием направляется таблица из приложения 2.1 к Рекомендациям, в которую полностью переносятся данные из соответствующих строк раздела 8 декларации с указанием в графе 20 кодов возможных ошибок «4[3]» и «4[4]» (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

Если налоговый орган выявит несоответствие отраженных данных в разделах 1 - 7 декларации или отсутствие тех или иных данных в соответствующих разделах декларации, то он направит налогоплательщику Требование вместе с приложениями 2.8 или 2.9 к Рекомендациям.

Действия налогоплательщика

Налогоплательщику, получившему от налогового органа Требование, необходимо выполнить следующие действия.

Прежде всего, нужно передать в налоговый орган квитанцию о приеме поступившего из налогового органа Требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня отправки его налоговым органом (п. 5.1. ст. 23 НК РФ). Несоблюдение этого требования чревато негативными последствиями в виде приостановления операций по счетам в банке и переводов электронных средств (п. 1, п. 11 ст. 76 НК РФ).

Затем в течение пяти дней нужно представить пояснения или внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ). Несмотря на то, что ответственность за нарушения пятидневного срока представления уточнений налоговым законодательством не предусмотрена, затягивать с представлением пояснений не стоит, поскольку согласно п. 8.1 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе также истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, при отражении которых выявлены противоречия (несоответствия), приводящие к занижению обязательств перед бюджетом.

Форма и порядок представления пояснения налоговым законодательством не определены. Поэтому налогоплательщик может представить пояснения в любой форме, передав их в налоговую инспекцию любым способом (лично, по почте и т.д.). В то же время в пункте 2.7 Рекомендаций (в ред. письма ФНС России от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752) налогоплательщикам предлагается использовать разработанные налоговым органом формы и электронные форматы ответа, приведенные в приложении 2.11 к Рекомендациям.

Ответ, составленный по рекомендуемой форме, направляется налогоплательщиком в установленном формате по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота с приложением описи документов, утвержденной приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@.

Рекомендованные ФНС России формы ответа на Требование построены следующим образом. Для уточнения сведений каждого раздела декларации с 8 по 12 и приложений к разделам 8 и 9 ФНС России предложила две таблицы, содержащие графы, полностью идентичные строкам соответствующих разделов декларации:

  • таблица № 1 «Сведения соответствуют первичным учетным документам» – заполняется в том случае, когда вызвавшие сомнение у налоговых органов регистрационные сведения полностью соответствуют учетным данным и документам налогоплательщика. В этом случае налогоплательщик просто еще раз повторяет в таблице те сведения, которые отразил в декларации по НДС и которые были ему направлены налоговым органом для уточнений, тем самым подтверждая их достоверность;
  • таблица № 2 «Сведения, поясняющие расхождение (ошибки, противоречия, несоответствия)» - заполняется в том случае, когда налогоплательщик обнаружил у себя ошибки, связанные с регистрацией счетов-фактур. В таблице № 2 для каждой регистрационной записи предусматривается наличие двух строк: «Расхождение» и «Пояснение». При подготовке ответа в строку «Расхождение» налогоплательщик переносит сведения, которые поступили ему из налогового органа в Требовании и которые он должен уточнить, а в строке «Пояснение» - указывает правильные значения. Причем в строке «Пояснение» заполняются только те графы, в которых обнаружены ошибки, а остальные графы с правильными показателями не дублируются.

В самом письме ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 отсутствует порядок заполнения форм ответа на Требование, однако такие разъяснения по обработке Требования приведены на сайте ФНС России.

Пример 2

Налогоплательщик получил от налогового органа Требование с приложением таблицы 2.1 к Рекомендациям «Раздел 8 «Сведения из книги покупок» налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в котором выявлены ошибки или несоответствия» (рис. 1). Удостоверившись, что в строке под номером 11 при регистрации счета-фактуры все сведения указаны правильно, а в строке 23 допущена техническая ошибка в указании номера счета-фактуры, налогоплательщик должен отправить ответ на Требование, приложив к нему таблицу № 1 с повторением сведений строки 11 и таблицу № 2 с указанием для строки 23 правильного номера зарегистрированного счета-фактуры (рис 2).

Рис. 2

Рис. 2

Если в ходе проверки сведений, указанных в Требовании налогового органа, обнаруживается ошибка, приводящая к необходимости уточнения итоговых показателей налоговой декларации (строк 040, 050 раздела 1 налоговой декларации), то ответ на Требование не формируется, а составляется уточненная налоговая декларация по НДС, которая представляется в налоговый орган в обычном порядке. Эти пояснения также приведены на сайте ФНС России.

Для подтверждения своих аргументов налогоплательщик может дополнительно представить в инспекцию выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и иные документы (п. 4 ст. 88 НК РФ).

И последнее. Предоставив налоговому органу ответ с уточнением ошибочных показателей разделов 8 – 12 и тем самым скорректировав имеющиеся у налогового органа сведения, налогоплательщик должен внести исправления в данные своего учета.

Порядок внесения таких исправлений в налоговый учет в настоящее время нормативно не урегулирован. Проблема состоит в том, что необходимость внесения исправлений в книгу покупок, книгу продаж или журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур возникает уже после представления налоговой отчетности по НДС, т. е. по окончании соответствующего налогового периода. Согласно правилам, приведенным в постановлении Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее – Постановление № 1137), при необходимости внесения исправлений в книгу покупок и(или) книгу продаж по окончании налогового периода применяются дополнительные листы.

Но для книги покупок применение дополнительных листов связывается с аннулированием записи по счету-фактуре, потребность в котором возникает, главным образом, из-за внесения в счет-фактуру исправлений (п. 9 Правил ведения книги покупок). Для книги продаж – с аннулированием записи по счету-фактуре, в который внесены исправления, и регистрацией исправленного счета-фактуры (п. 11 Правил ведения книги продаж). При этом ФНС России в письме от 06.09.2006 № ММ-6-03/896@ указывает на возможность применения дополнительных листов и в тех случаях, когда по каким-либо причинам вообще не была проведена своевременная регистрация счета-фактуры либо когда выявлена ошибка в самом факте регистрации. Но в любом случае предлагаемый порядок не связан с ситуацией, когда и сам счет-фактура в исправлении не нуждается, и регистрация проведена правомерно, но при этом допущены технические ошибки при переносе данных из счета-фактуры в книгу покупок или книгу продаж. Что касается журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, то для него возможность исправления регистрационных записей Постановлением № 1137 не предусмотрена.

Поэтому для отражения в учетных документах изменений, которые были направлены налоговому органу в ответ на Требование, до внесения соответствующих уточнений в Постановление № 1137 или до представления уполномоченными органами разъяснений возможны следующие варианты:

  • исправляются ошибочные показатели регистрационных записей книги покупок, книги продаж или журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. Для этого книга покупок, книга продаж или журнал учета в электронном виде просто переформировываются. Если же эти отчеты составлены на бумажных носителях, то они исправляются в соответствии с правилами документооборота: зачеркиванием одной чертой неверного значения, внесением правильного показателя, проставлением отметки «исправленному верить», подписи и даты исправления. Очевидно, что такой порядок исправлений не изменяет количества регистрационных записей в книгах и в журнале;
  • исправление ошибочных показателей производится с применением дополнительных листов книги покупок или книги продаж, в которых производится аннулирование записей, содержащих ошибочные показатели, и повторная регистрация тех же самых счетов-фактур, но уже с правильными показателями. Этот способ максимально приближен к правилам ведения книги покупок и книги продаж, но совершенно не применим к исправлению журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, так как Постановлением № 1137 такой документ, как дополнительный лист журнала учета, не предусмотрен;
  • исправление ошибочных показателей производится непосредственно в книге покупок, книге продаж или журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур отчетного периода посредством аннулирования записей, содержащих ошибочные показатели, и повторной регистрации тех же самых счетов-фактур, но уже с правильными показателями. Такой способ исправления, безусловно, приводит к увеличению количества регистрационных записей в книгах покупок и продаж или в журнале учета, так как для каждой ошибочной строки появляются еще две дополнительные.

Важно отметить, что любой из выбранных вариантов не приведет к негативным налоговым последствиям, так как в налоговом законодательстве отсутствуют меры ответственности за нарушение порядка ведения книги покупок, книги продаж и журнала учета. Более того, в ходе мероприятий налогового контроля налоговый орган не вправе запрашивать эти отчетные документы, так как сведения из них уже были представлены в составе налоговой декларации по НДС.

Рекомендации пользователям программ "1С:Предприятия"

  • Тщательно изучить все изменения в правилах оформления счетов-фактур, регистрации их в книгах продаж  и книгах покупок.
  • Уделить особое внимание учету НДС по посредническим операциям, расчетам по авансам, формированию  книг покупок и продаж.
  • Ознакомиться с порядком заполнения новой декларации по НДС, понять для себя какие разделы необходимо сдавать в зависимости от совершаемых операций.
  • Организовать взаимодействие с ФНС напрямую, без длительных выгрузок и загрузок в сторонние приложения прямо в «1С:Бухгалтерии 8» и других программах, в которые включен сервис 1С-Отчетность.
  • Использовать системы электронного документооборота (1С-Такском), встроенные в программы "1С:Предприятия". Это существенно снизит риск расхождения сведений книг покупок и продаж у взаимодействующих контрагентов.
  • Регулярно проводить сверку по НДС с контрагентами с помощью новой возможности подсистемы НДС по автоматической сверке счетов-фактур.
  • Проводить тщательную проверку контрагентов по базам ФНС с помощью сервиса 1С:Контрагент: при включении нового контрагента в справочник «1С:Бухгалтерии 8», при оформлении документов, при формировании деклараций.
  • Следить за наиболее значимыми изменениями законодательства в части НДС.
  • Быть в курсе новостей, получать актуальную и надежную информацию по поддержке нового порядка в информационной системе 1С:ИТС, на сайте buh.ru, в журнале БУХ.1С.

Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Ставка НДФЛ для нерезидентов

Нужно ли снижать ставку НДФЛ для трудовых доходов нерезидентов?

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги