Бухгалтерский учет, налогообложение, отчетность, МСФО, анализ бухгалтерской информации, 1С:Бухгалтерия

Вход или Регистрация

Что делать, если налоговая требует представить пояснения к декларации по НДС

Бухгалтерский ДЗЕН подписывайтесь на наш канал

Что делать, если налоговая требует представить пояснения к декларации по НДС
Вы впервые отправили декларацию по НДС по новым правилам, а в ответ пришло требование от налоговой инспекции представить пояснения о несоответствии данных и исправить ошибки. Как правильно реагировать на требование налоговой? Как представить объяснение и сдать исправленную декларацию? Ответы на эти вопросы – в материале экспертов 1С. Подборка материалов об изменениях в отчетности по НДС размещена на сайте. В программах "1С:Бухгалтерия" планируется поддержать отправку ответа в электронном виде в рекомендуемом формате на требование налогового органа при проведении камеральной проверки декларации по НДС. О сроках реализации смотрите на сайте.

Содержание


Материалы по подготовке и представлению отчетности

  • Автоматическая сверка счетов-фактур с контрагентом>>>
  • Чем новая декларация по НДС отличается от старой и какие сведения она должна содержать>>>
  • Новая форма декларации в «1С:Предприятии»>>>
  • НДС-2015: хранение истории изменений КПП в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0)>>>
  • Ответы на вопросы по НДС-2015>>>
  • Консолидация отчетности по НДС для организаций, имеющих обособленные подразделения и не использующих РИБ>>>
  • Сервис компании Такском «Сверься!»>>>
  • Что делать, если налоговая требует представить пояснения к декларации по НДС>>>
  • НДС-2015: как представить уточненную декларацию>>>
  • «1С:Бухгалтерия 8»: как сформировать уточненную декларацию по НДС>>>

Действия налогового органа

При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган может выявить:

  • ошибки, противоречия между сведениями об операциях, содержащихся в декларации по НДС;
  • несоответствия между сведениями об операциях, содержащихся в декларации по НДС налогоплательщика, и сведениями об указанных операциях в декларации по НДС другого налогоплательщика или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в соответствии с п. 5.2 ст. 174 НК РФ.

Как указано в Рекомендациях, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, то налоговый орган в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ направляет налогоплательщику сообщение с требованием представления пояснений (далее – Требование), к которому прикладывает специальные табличные формы, приведенные в приложениях 2.1 - 2.9 к Рекомендациям.

Каждое из приложений к Требованию, размещенное в приложениях 2.1 – 2.7 к Рекомендациям, по форме и формату практически повторяет соответствующие разделы 8 – 12 (приложения к разделам 8, 9) декларации по НДС, но в отличие от разделов декларации, таблицы этих приложений содержат еще дополнительную графу 20 «Справочно: Код возможной ошибки». В этой графе налоговый орган планирует размещать подсказку о том, какие именно расхождения содержит "непонравившаяся" регистрационная запись. 

В соответствии с разъяснениями А.С. Катяева, советника государственной гражданской службы РФ 2-го класса, заместителя начальника Межрегиональной инспекции ФНС России по камеральному контролю (см. видео), и форматом Требования, предполагается, что кодам будут соответствовать следующие значения:

  • код "1" - отсутствие аналогичной записи об операции у контрагента;
  • код "2" - несоответствие данных об операции между разделом 8 «сведения из книги покупок» или приложением 1 к разделу 8 «сведения из дополнительных листов книги покупок» и разделом 9 «сведения из книги продаж» или приложением 1 к разделу 9 «сведения из дополнительных листов книги продаж» декларации налогоплательщика;
  • код "3" - несоответствие данных об операции между разделом 10 «сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур» и разделом 11 «сведения из журнала учета полученных счетов-фактур» декларации налогоплательщика;
  • код "4 [a; b]" - возможно допущена ошибка при регистрации счета-фактуры в тех показателях, которые указаны в графах с номерами "a", "b".

Пример 1

Налоговый орган при сопоставлении данных раздела 8 покупателя с разделами 9 продавцов обнаружил расхождения в дате и номере счетов-фактур, что позволило предположить наличие технических ошибок, допущенных покупателем при регистрации счетов-фактур в книге покупок. Налогоплательщику вместе с Требованием направляется таблица из приложения 2.1 к Рекомендациям, в которую полностью переносятся данные из соответствующих строк раздела 8 декларации с указанием в графе 20 кодов возможных ошибок «4[3]» и «4[4]» (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1

Если налоговый орган выявит несоответствие отраженных данных в разделах 1 - 7 декларации или отсутствие тех или иных данных в соответствующих разделах декларации, то он направит налогоплательщику Требование вместе с приложениями 2.8 или 2.9 к Рекомендациям.

Действия налогоплательщика

Налогоплательщику, получившему от налогового органа Требование, необходимо выполнить следующие действия.

Прежде всего, нужно передать в налоговый орган квитанцию о приеме поступившего из налогового органа Требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня отправки его налоговым органом (п. 5.1. ст. 23 НК РФ). Несоблюдение этого требования чревато негативными последствиями в виде приостановления операций по счетам в банке и переводов электронных средств (п. 1, п. 11 ст. 76 НК РФ).

Затем в течение пяти дней нужно представить пояснения или внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 НК РФ). Несмотря на то, что ответственность за нарушения пятидневного срока представления уточнений налоговым законодательством не предусмотрена, затягивать с представлением пояснений не стоит, поскольку согласно п. 8.1 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе также истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, при отражении которых выявлены противоречия (несоответствия), приводящие к занижению обязательств перед бюджетом.

Форма и порядок представления пояснения налоговым законодательством не определены. Поэтому налогоплательщик может представить пояснения в любой форме, передав их в налоговую инспекцию любым способом (лично, по почте и т.д.). В то же время в пункте 2.7 Рекомендаций (в ред. письма ФНС России от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752) налогоплательщикам предлагается использовать разработанные налоговым органом формы и электронные форматы ответа, приведенные в приложении 2.11 к Рекомендациям.

Ответ, составленный по рекомендуемой форме, направляется налогоплательщиком в установленном формате по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота с приложением описи документов, утвержденной приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@.

Рекомендованные ФНС России формы ответа на Требование построены следующим образом. Для уточнения сведений каждого раздела декларации с 8 по 12 и приложений к разделам 8 и 9 ФНС России предложила две таблицы, содержащие графы, полностью идентичные строкам соответствующих разделов декларации:

  • таблица № 1 «Сведения соответствуют первичным учетным документам» – заполняется в том случае, когда вызвавшие сомнение у налоговых органов регистрационные сведения полностью соответствуют учетным данным и документам налогоплательщика. В этом случае налогоплательщик просто еще раз повторяет в таблице те сведения, которые отразил в декларации по НДС и которые были ему направлены налоговым органом для уточнений, тем самым подтверждая их достоверность;
  • таблица № 2 «Сведения, поясняющие расхождение (ошибки, противоречия, несоответствия)» - заполняется в том случае, когда налогоплательщик обнаружил у себя ошибки, связанные с регистрацией счетов-фактур. В таблице № 2 для каждой регистрационной записи предусматривается наличие двух строк: «Расхождение» и «Пояснение». При подготовке ответа в строку «Расхождение» налогоплательщик переносит сведения, которые поступили ему из налогового органа в Требовании и которые он должен уточнить, а в строке «Пояснение» - указывает правильные значения. Причем в строке «Пояснение» заполняются только те графы, в которых обнаружены ошибки, а остальные графы с правильными показателями не дублируются.

В самом письме ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 отсутствует порядок заполнения форм ответа на Требование, однако такие разъяснения по обработке Требования приведены на сайте ФНС России.

Пример 2

Налогоплательщик получил от налогового органа Требование с приложением таблицы 2.1 к Рекомендациям «Раздел 8 «Сведения из книги покупок» налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в котором выявлены ошибки или несоответствия» (рис. 1). Удостоверившись, что в строке под номером 11 при регистрации счета-фактуры все сведения указаны правильно, а в строке 23 допущена техническая ошибка в указании номера счета-фактуры, налогоплательщик должен отправить ответ на Требование, приложив к нему таблицу № 1 с повторением сведений строки 11 и таблицу № 2 с указанием для строки 23 правильного номера зарегистрированного счета-фактуры (рис 2).

Рис. 2

Рис. 2

Если в ходе проверки сведений, указанных в Требовании налогового органа, обнаруживается ошибка, приводящая к необходимости уточнения итоговых показателей налоговой декларации (строк 040, 050 раздела 1 налоговой декларации), то ответ на Требование не формируется, а составляется уточненная налоговая декларация по НДС, которая представляется в налоговый орган в обычном порядке. Эти пояснения также приведены на сайте ФНС России.

Для подтверждения своих аргументов налогоплательщик может дополнительно представить в инспекцию выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и иные документы (п. 4 ст. 88 НК РФ).

И последнее. Предоставив налоговому органу ответ с уточнением ошибочных показателей разделов 8 – 12 и тем самым скорректировав имеющиеся у налогового органа сведения, налогоплательщик должен внести исправления в данные своего учета.

Порядок внесения таких исправлений в налоговый учет в настоящее время нормативно не урегулирован. Проблема состоит в том, что необходимость внесения исправлений в книгу покупок, книгу продаж или журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур возникает уже после представления налоговой отчетности по НДС, т. е. по окончании соответствующего налогового периода. Согласно правилам, приведенным в постановлении Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее – Постановление № 1137), при необходимости внесения исправлений в книгу покупок и(или) книгу продаж по окончании налогового периода применяются дополнительные листы.

Но для книги покупок применение дополнительных листов связывается с аннулированием записи по счету-фактуре, потребность в котором возникает, главным образом, из-за внесения в счет-фактуру исправлений (п. 9 Правил ведения книги покупок). Для книги продаж – с аннулированием записи по счету-фактуре, в который внесены исправления, и регистрацией исправленного счета-фактуры (п. 11 Правил ведения книги продаж). При этом ФНС России в письме от 06.09.2006 № ММ-6-03/896@ указывает на возможность применения дополнительных листов и в тех случаях, когда по каким-либо причинам вообще не была проведена своевременная регистрация счета-фактуры либо когда выявлена ошибка в самом факте регистрации. Но в любом случае предлагаемый порядок не связан с ситуацией, когда и сам счет-фактура в исправлении не нуждается, и регистрация проведена правомерно, но при этом допущены технические ошибки при переносе данных из счета-фактуры в книгу покупок или книгу продаж. Что касается журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, то для него возможность исправления регистрационных записей Постановлением № 1137 не предусмотрена.

Поэтому для отражения в учетных документах изменений, которые были направлены налоговому органу в ответ на Требование, до внесения соответствующих уточнений в Постановление № 1137 или до представления уполномоченными органами разъяснений возможны следующие варианты:

  • исправляются ошибочные показатели регистрационных записей книги покупок, книги продаж или журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. Для этого книга покупок, книга продаж или журнал учета в электронном виде просто переформировываются. Если же эти отчеты составлены на бумажных носителях, то они исправляются в соответствии с правилами документооборота: зачеркиванием одной чертой неверного значения, внесением правильного показателя, проставлением отметки «исправленному верить», подписи и даты исправления. Очевидно, что такой порядок исправлений не изменяет количества регистрационных записей в книгах и в журнале;
  • исправление ошибочных показателей производится с применением дополнительных листов книги покупок или книги продаж, в которых производится аннулирование записей, содержащих ошибочные показатели, и повторная регистрация тех же самых счетов-фактур, но уже с правильными показателями. Этот способ максимально приближен к правилам ведения книги покупок и книги продаж, но совершенно не применим к исправлению журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, так как Постановлением № 1137 такой документ, как дополнительный лист журнала учета, не предусмотрен;
  • исправление ошибочных показателей производится непосредственно в книге покупок, книге продаж или журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур отчетного периода посредством аннулирования записей, содержащих ошибочные показатели, и повторной регистрации тех же самых счетов-фактур, но уже с правильными показателями. Такой способ исправления, безусловно, приводит к увеличению количества регистрационных записей в книгах покупок и продаж или в журнале учета, так как для каждой ошибочной строки появляются еще две дополнительные.

Важно отметить, что любой из выбранных вариантов не приведет к негативным налоговым последствиям, так как в налоговом законодательстве отсутствуют меры ответственности за нарушение порядка ведения книги покупок, книги продаж и журнала учета. Более того, в ходе мероприятий налогового контроля налоговый орган не вправе запрашивать эти отчетные документы, так как сведения из них уже были представлены в составе налоговой декларации по НДС.

Рекомендации пользователям программ "1С:Предприятия"

  • Тщательно изучить все изменения в правилах оформления счетов-фактур, регистрации их в книгах продаж  и книгах покупок.
  • Уделить особое внимание учету НДС по посредническим операциям, расчетам по авансам, формированию  книг покупок и продаж.
  • Ознакомиться с порядком заполнения новой декларации по НДС, понять для себя какие разделы необходимо сдавать в зависимости от совершаемых операций.
  • Организовать взаимодействие с ФНС напрямую, без длительных выгрузок и загрузок в сторонние приложения прямо в «1С:Бухгалтерии 8» и других программах, в которые включен сервис 1С-Отчетность.
  • Использовать системы электронного документооборота (1С-Такском), встроенные в программы "1С:Предприятия". Это существенно снизит риск расхождения сведений книг покупок и продаж у взаимодействующих контрагентов.
  • Регулярно проводить сверку по НДС с контрагентами с помощью новой возможности подсистемы НДС по автоматической сверке счетов-фактур.
  • Проводить тщательную проверку контрагентов по базам ФНС с помощью сервиса 1С:Контрагент: при включении нового контрагента в справочник «1С:Бухгалтерии 8», при оформлении документов, при формировании деклараций.
  • Следить за наиболее значимыми изменениями законодательства в части НДС.
  • Быть в курсе новостей, получать актуальную и надежную информацию по поддержке нового порядка в информационной системе 1С:ИТС, на сайте buh.ru, в журнале БУХ.1С.

Поделиться с друзьями:

Подписаться на комментарии
Отправить на почту
Печать
Написать комментарий

 
Число рабочих дней в неделе

Возможен ли в России переход на четырехдневную рабочую неделю?

Предложения партнеров
Обучение пользователей продуктов 1С

1С бесплатно 1С-Отчетность 1С:ERP Управление предприятием 1С:Бесплатно 1С:Бухгалтерия 8 1С:Бухгалтерия 8 КОРП 1С:Бухгалтерия автономного учреждения 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 1С:Бюджет муниципального образования 1С:Бюджет поселения 1С:Вещевое довольствие 1С:Деньги 1С:Документооборот 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 1С:Зарплата и управление персоналом 1С:Зарплата и управление персоналом КОРП 1С:Комплексная автоматизация 8 1С:Лекторий 1С:Предприятие 1С:Предприятие 7.7 1С:Предприятие 8 1С:Розница 1С:Управление нашей фирмой 1С:Управление производственным предприятием 1С:Управление торговлей 1СПредприятие 8

Все теги