Содержание
Примечание:
* Полный перечень изменений опубликован в номере 9 (сентябрь) "БУХ.1С" за 2010 год в материале И.А. Баймаковой "Очередные изменения Налогового кодекса РФ".
Материальные расходы (п. 2 ст. 254 НК РФ)
Стоимость материально-производственных запасов (МПЗ), полученных при модернизации, реконструкции, техническом перевооружении и частичной ликвидации ОС, признается доходами и определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 20 части 2 статьи 250 НК РФ.
Минфин России в письме от 17.02.2010 № 03-03-06/1/75 разъяснял, что учет в расходах стоимости имущества, образовавшегося при модернизации и реконструкции, Налоговым кодексом РФ не предусмотрен. Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-Ф (далее - Закон № 229-ФЗ) расширил перечень затрат, учитываемых с 01.01.2010 в составе материальных расходов. Теперь в эту группу расходов входят МПЗ и иное имущество, полученное при модернизации, реконструкции, техническом перевооружении и частичной ликвидации основных средств (абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ).
Данные изменения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года (п. 5 ст. 10 Закона № 229-ФЗ). Поскольку они вступают в силу со 2 сентября 2010 года (п. 1 ст. 10 Закона № 229-ФЗ), то стоимость таких МПЗ можно учесть в составе материальных расходов в декларации за девять месяцев 2010 года.
В экономических программах фирмы "1С" это изменение отражается документом Оприходование товаров.
Расходы по страховым взносам
В связи с отменой с 01.01.2010 ЕСН и введением вместо него страховых взносов в ПФР, ФСС России и ФОМС возник вопрос о том, в соответствии с какой статьей для целей налога на прибыль учитывать подобные затраты.
Минфин России предлагал признавать такие взносы то на основании статьи 263 НК РФ, то в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Закон № 229-ФЗ внес дополнения в Налоговый кодекс РФ, согласно которым эти взносы признаются прочими расходами как обычные налоги и сборы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Эти дополнения также распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. (п. 5 ст. 10 Закона № 229-ФЗ).
При этом изменения в статью 272 НК РФ, в которой регулируется дата признания прочих расходов, Законом № 229-ФЗ не внесены. Однако в подпункте 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ указано, что датой осуществления прочих расходов в виде сумм налогов, сборов и иных обязательных платежей является дата начисления налогов (сборов). Поскольку страховые взносы относятся к обязательным платежам, то они учитываются на дату их начисления. Такое же мнение высказано в письмах Минфина России от 25.05.2010 № 03-03-06/2/101, 12.05.2010 № 03-03-06/1/323 и др.
Отметим, что это изменение носит уточняющий характер и на практике уже применяется. Изменения соответствуют методологии работы экономических программ фирмы "1С", заложенной изначально, и не требуют выпуска обновлений.
Курсовые разницы при авансах в иностранной валюте
С 2010 года для целей исчисления налога на прибыль авансы, выданные (полученные) в иностранной валюте, не переоцениваются, поэтому по ним доход (расход) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы не образуется. Это положение введено Федеральным законом от 25.11.2009 № 281-ФЗ, который внес изменения в пункт 11 статьи 250 и подпункт 5 пункта 1 статьи 265 НК РФ.
Эти положения согласуются с нормами подпункта 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ, согласно которым суммы уплаченного аванса расходами или доходами не признаются. Поэтому и курсовые разницы по ним не признаются для целей исчисления налога на прибыль.
Указанная мера была направлена на сближение порядка переоценки сумм авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте, в налоговом и бухгалтерском учете. В соответствии с Основными направлениями налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, которые одобрены Правительством РФ 25.05.2009, "предполагается отказаться в налоговом учете от переоценки полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте. В этом случае доходы, расходы, а также стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, оплаченных в порядке предварительной оплаты в иностранной валюте, при применении метода начисления будут определяться по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату перечисления суммы аванса (в части, приходящейся на аванс или задаток)". На данный факт Минфин России обратил внимание в письме от 28.09.2009 № 03-03-06/1/624.
Однако специалисты отмечали, что одновременно соответствующие изменения не были внесены в текст пункта 8 статьи 271 НК РФ и пункта 10 статьи 272 НК РФ. Согласно действующей редакции указанных пунктов доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения прибыли пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату признания соответствующего дохода (расхода), и никаких исключений для случаев предварительной оплаты не предусмотрено.
Иными словами, обязанность производить переоценку авансовых платежей в налоговом учете у организации осталась, но результаты такой переоценки для целей налога на прибыль не учитываются.
Такая правовая коллизия стала результатом технических погрешностей, допущенных законодателем, который преследовал цель вывести из состава требований и обязательств в иностранной валюте, подлежащих переоценке, полученные и выданные в иностранной валюте авансы. Ввиду неоднозначности ситуации Минфин России вынужден был давать многочисленные разъяснения по данному вопросу - в частности, в письмах от 22.04.2010 № 03-03-06/1/281, от 02.06.2010 № 03-03-06/1/369, от 12.04.2010 № 03-03-06/1/253 О, от 18.03.2010 № 03-03-06/1/149, от 24.02.2010 № 03-03-06/1/86 и др.
И вот, Законом № 229-ФЗ данная оплошность исправлена, внесены изменения в порядок признания доходов и расходов (подп. 7 п. 1 ст. 271 и подп. 6, п. 7 ст. 272 НК РФ). С учетом данных изменений курсовая разница не возникает в отношении полученных (выданных) авансов, стоимость которых выражена в иностранной валюте.
Однако, и в этот раз законодатели исправили текст НК РФ не до конца. Следует сказать, что не внесены изменения в пункт 8 статьи 271, пункт 10 статьи 272, статью 316, которые определяют сумму доходов и расходов в иностранной валюте. По-прежнему в них указано, что пересчет осуществляется на дату перехода права собственности. Об авансах в них не сказано ни слова.
Эта поправка НК РФ также на практике уже применялась. Изменения соответствуют методологии работы экономических программ фирмы "1С", заложенной изначально.
Проценты по долговым обязательствам
Существенные изменения внесены Законом № 229-ФЗ в статью 269 НК РФ, которая дополнена пунктом 1.1. Он разъясняет, как определять предельную величину процентов, учитываемых в расходах, если отсутствуют долговые обязательства перед российскими организациями, выданные в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика.
Пункт 1.1 статьи 269 НК РФ предусматривает следующий порядок для расходов, осуществленных с 1 января 2010 года (п. 9 ст. 10 Закона № 229-ФЗ).
По долговым обязательствам, возникшим после 1 ноября 2009 года, норматив составляет:
- с 1 января по 31 декабря 2010 г. включительно - равен ставке процента, установленного соглашением сторон, но не должен превышать ставку рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равный 15 % - по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено этим пунктом,
- с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно - равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка РФ и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
По долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 года, предельная величина процентов принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной пятнадцати процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте. Такой порядок применяется с 1 января по 30 июня 2010 г. С 1 же июля 2010 г. к процентам по таким долгам применяется общий порядок, предусмотренный пунктом 1.1 статьи 269 НК РФ.
Напомним, что введение особого порядка признания расходов рассматривается как антикризисная мера и впервые такой порядок был введен с сентября 2008 года.
Как видно, поправки направлены на то, чтобы зарубежные кредиты с 2011 года сделать менее привлекательными. 0,8 процента от ставки рефинансирования Центробанка составляет примерно 6 % годовых при сегодняшнем уровне ставки. Тогда как по отечественным кредитам уменьшить налог на прибыль можно будет почти в 14 % годовых.
Организациям кинематографии
Таким организациям следует учесть положения новых пункта 4.2 статьи 271 и пункта 2.2 статьи 273 НК РФ, которые распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года (п. 5 ст. 10 Закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ).
Суть их в следующем. Средства, полученные организациями кинематографии из Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии на производство, прокат, показ и продвижение национального фильма, источником которых являются бюджетные ассигнования, учитываются в составе внереализационных доходов пропорционально предусмотренным условиями получения указанных средств расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более трех налоговых периодов с момента получения указанных средств.
Данный порядок учета этих средств не распространяется на случаи приобретения за счет этого источника амортизируемого имущества. Если последнее имеет место, то полученные средства отражаются в составе доходов по мере признания расходов на приобретение амортизируемого имущества.
В случае нарушения условий получения средств, предусмотренных новым положением, полученные средства в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных средств, о которых идет речь, превысит сумму учтенных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе внереализационных доходов этого налогового периода.
Налог на прибыль организаций
Примечание:
* Полный перечень изменений опубликован в номере 9 (сентябрь) "БУХ.1С" за 2010 год в материале И.А. Баймаковой "Очередные изменения Налогового кодекса РФ".
Материальные расходы (п. 2 ст. 254 НК РФ)
Стоимость материально-производственных запасов (МПЗ), полученных при модернизации, реконструкции, техническом перевооружении и частичной ликвидации ОС, признается доходами и определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 20 части 2 статьи 250 НК РФ.
Минфин России в письме от 17.02.2010 № 03-03-06/1/75 разъяснял, что учет в расходах стоимости имущества, образовавшегося при модернизации и реконструкции, Налоговым кодексом РФ не предусмотрен. Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-Ф (далее - Закон № 229-ФЗ) расширил перечень затрат, учитываемых с 01.01.2010 в составе материальных расходов. Теперь в эту группу расходов входят МПЗ и иное имущество, полученное при модернизации, реконструкции, техническом перевооружении и частичной ликвидации основных средств (абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ).
Данные изменения распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года (п. 5 ст. 10 Закона № 229-ФЗ). Поскольку они вступают в силу со 2 сентября 2010 года (п. 1 ст. 10 Закона № 229-ФЗ), то стоимость таких МПЗ можно учесть в составе материальных расходов в декларации за девять месяцев 2010 года.
В экономических программах фирмы "1С" это изменение отражается документом Оприходование товаров.
Расходы по страховым взносам
В связи с отменой с 01.01.2010 ЕСН и введением вместо него страховых взносов в ПФР, ФСС России и ФОМС возник вопрос о том, в соответствии с какой статьей для целей налога на прибыль учитывать подобные затраты.
Минфин России предлагал признавать такие взносы то на основании статьи 263 НК РФ, то в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Закон № 229-ФЗ внес дополнения в Налоговый кодекс РФ, согласно которым эти взносы признаются прочими расходами как обычные налоги и сборы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Эти дополнения также распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. (п. 5 ст. 10 Закона № 229-ФЗ).
При этом изменения в статью 272 НК РФ, в которой регулируется дата признания прочих расходов, Законом № 229-ФЗ не внесены. Однако в подпункте 1 пункта 7 статьи 272 НК РФ указано, что датой осуществления прочих расходов в виде сумм налогов, сборов и иных обязательных платежей является дата начисления налогов (сборов). Поскольку страховые взносы относятся к обязательным платежам, то они учитываются на дату их начисления. Такое же мнение высказано в письмах Минфина России от 25.05.2010 № 03-03-06/2/101, 12.05.2010 № 03-03-06/1/323 и др.
Отметим, что это изменение носит уточняющий характер и на практике уже применяется. Изменения соответствуют методологии работы экономических программ фирмы "1С", заложенной изначально, и не требуют выпуска обновлений.
Курсовые разницы при авансах в иностранной валюте
С 2010 года для целей исчисления налога на прибыль авансы, выданные (полученные) в иностранной валюте, не переоцениваются, поэтому по ним доход (расход) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы не образуется. Это положение введено Федеральным законом от 25.11.2009 № 281-ФЗ, который внес изменения в пункт 11 статьи 250 и подпункт 5 пункта 1 статьи 265 НК РФ.
Эти положения согласуются с нормами подпункта 1 пункта 1 статьи 251 НК РФ, согласно которым суммы уплаченного аванса расходами или доходами не признаются. Поэтому и курсовые разницы по ним не признаются для целей исчисления налога на прибыль.
Указанная мера была направлена на сближение порядка переоценки сумм авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте, в налоговом и бухгалтерском учете. В соответствии с Основными направлениями налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, которые одобрены Правительством РФ 25.05.2009, "предполагается отказаться в налоговом учете от переоценки полученных и выданных авансов и задатков, выраженных в иностранной валюте. В этом случае доходы, расходы, а также стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, оплаченных в порядке предварительной оплаты в иностранной валюте, при применении метода начисления будут определяться по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату перечисления суммы аванса (в части, приходящейся на аванс или задаток)". На данный факт Минфин России обратил внимание в письме от 28.09.2009 № 03-03-06/1/624.
Однако специалисты отмечали, что одновременно соответствующие изменения не были внесены в текст пункта 8 статьи 271 НК РФ и пункта 10 статьи 272 НК РФ. Согласно действующей редакции указанных пунктов доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, для целей налогообложения прибыли пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату признания соответствующего дохода (расхода), и никаких исключений для случаев предварительной оплаты не предусмотрено.
Иными словами, обязанность производить переоценку авансовых платежей в налоговом учете у организации осталась, но результаты такой переоценки для целей налога на прибыль не учитываются.
Такая правовая коллизия стала результатом технических погрешностей, допущенных законодателем, который преследовал цель вывести из состава требований и обязательств в иностранной валюте, подлежащих переоценке, полученные и выданные в иностранной валюте авансы. Ввиду неоднозначности ситуации Минфин России вынужден был давать многочисленные разъяснения по данному вопросу - в частности, в письмах от 22.04.2010 № 03-03-06/1/281, от 02.06.2010 № 03-03-06/1/369, от 12.04.2010 № 03-03-06/1/253 О, от 18.03.2010 № 03-03-06/1/149, от 24.02.2010 № 03-03-06/1/86 и др.
И вот, Законом № 229-ФЗ данная оплошность исправлена, внесены изменения в порядок признания доходов и расходов (подп. 7 п. 1 ст. 271 и подп. 6, п. 7 ст. 272 НК РФ). С учетом данных изменений курсовая разница не возникает в отношении полученных (выданных) авансов, стоимость которых выражена в иностранной валюте.
Однако, и в этот раз законодатели исправили текст НК РФ не до конца. Следует сказать, что не внесены изменения в пункт 8 статьи 271, пункт 10 статьи 272, статью 316, которые определяют сумму доходов и расходов в иностранной валюте. По-прежнему в них указано, что пересчет осуществляется на дату перехода права собственности. Об авансах в них не сказано ни слова.
Эта поправка НК РФ также на практике уже применялась. Изменения соответствуют методологии работы экономических программ фирмы "1С", заложенной изначально.
Проценты по долговым обязательствам
Существенные изменения внесены Законом № 229-ФЗ в статью 269 НК РФ, которая дополнена пунктом 1.1. Он разъясняет, как определять предельную величину процентов, учитываемых в расходах, если отсутствуют долговые обязательства перед российскими организациями, выданные в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика.
Пункт 1.1 статьи 269 НК РФ предусматривает следующий порядок для расходов, осуществленных с 1 января 2010 года (п. 9 ст. 10 Закона № 229-ФЗ).
По долговым обязательствам, возникшим после 1 ноября 2009 года, норматив составляет:
- с 1 января по 31 декабря 2010 г. включительно - равен ставке процента, установленного соглашением сторон, но не должен превышать ставку рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равный 15 % - по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено этим пунктом,
- с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно - равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка РФ и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
По долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 года, предельная величина процентов принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной пятнадцати процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте. Такой порядок применяется с 1 января по 30 июня 2010 г. С 1 же июля 2010 г. к процентам по таким долгам применяется общий порядок, предусмотренный пунктом 1.1 статьи 269 НК РФ.
Напомним, что введение особого порядка признания расходов рассматривается как антикризисная мера и впервые такой порядок был введен с сентября 2008 года.
Как видно, поправки направлены на то, чтобы зарубежные кредиты с 2011 года сделать менее привлекательными. 0,8 процента от ставки рефинансирования Центробанка составляет примерно 6 % годовых при сегодняшнем уровне ставки. Тогда как по отечественным кредитам уменьшить налог на прибыль можно будет почти в 14 % годовых.
Организациям кинематографии
Таким организациям следует учесть положения новых пункта 4.2 статьи 271 и пункта 2.2 статьи 273 НК РФ, которые распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года (п. 5 ст. 10 Закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ).
Суть их в следующем. Средства, полученные организациями кинематографии из Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии на производство, прокат, показ и продвижение национального фильма, источником которых являются бюджетные ассигнования, учитываются в составе внереализационных доходов пропорционально предусмотренным условиями получения указанных средств расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более трех налоговых периодов с момента получения указанных средств.
Данный порядок учета этих средств не распространяется на случаи приобретения за счет этого источника амортизируемого имущества. Если последнее имеет место, то полученные средства отражаются в составе доходов по мере признания расходов на приобретение амортизируемого имущества.
В случае нарушения условий получения средств, предусмотренных новым положением, полученные средства в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных средств, о которых идет речь, превысит сумму учтенных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе внереализационных доходов этого налогового периода.
НДФЛ
С 01.01.2010 не признается доходом заемщика (его правопреемника) задолженность по кредитному договору, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям, пеням, погашаемая кредитором-выгодоприобретателем за счет страхового возмещения. Речь идет о договорах страхования, заключенных заемщиком на случай смерти или наступления инвалидности, а также договорам страхования имущества, являющегося обеспечением обязательств заемщика (залогом).
Предусмотрено, что освобождение от НДФЛ применяется только в пределах суммы задолженности заемщика, начисленным процентам и признанным судом штрафным санкциям (новый п. 48.1 ст. 217 НК РФ).
Данное изменение не касается работодателей как налоговых агентов, а поэтому не должно отражаться в "зарплатных" программах.
НДС
Электронные счета-фактуры - в перспективе
Налоговым кодексом РФ теперь предусмотрена возможность составления и выставления счета-фактуры в электронном виде. Законом № 229-ФЗ внесены изменения в статью 169 НК РФ.
Счета-фактуры могут составлятся в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у них совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.
Для того, чтобы документы, переданные в электронном виде, приобрели юридическую значимость, они должны быть подписаны электронной цифровой подписью (ЭЦП) руководителя организации или другого уполномоченного лица.
Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи будет устанавливаться Минфином России, а форматы - ФНС России. На момент подписания номера в печать такие документы не были утверждены в установленном порядке. Также пока нет ясности, как будет осуществляться обмен - напрямую или через спецоператоров.
В экономических программах фирмы "1С" планируется реализация электронного обмена счетами-фактурами по мере утверждения нормативно-правовой базы.
Дополнительные полномочия Правительства
Дополнительно уточнено, что форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж правомочно устанавливать Правительство РФ. Это положение направлено на устранение противоречий между требованиями, предусмотренными НК РФ, и требованиями, определенными в Постановлении Правительства РФ от 02.12.2000 № 914. Напомним, что ряд требований, предусмотренных в Постановлении № 914, в НК РФ отсутствовал (например, об обязательном указании КПП).
Указание в счете-фактуре наименование валюты
Согласно дополнениям, внесенным в пункты 5 и 5.1 статьи 169 НК РФ, счет-фактура дополняется новым реквизитом - "наименование валюты". Как было указано выше, форма счета-фактуры порядок ее заполнения должны быть утверждены Правительством (п. 8 ст. 169 НК РФ в новой редакции). Эта форма будет обязательна для составления счета-фактуры как на бумаге, так и в электронном виде.
Однако в пункте 4 статьи 10 Закона № 229-ФЗ сказано, что до утверждения Правительством РФ документов, предусмотренных пунктом 8 статьи 169 НК РФ, составление и выставление счетов-фактур, ведение журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж осуществляются с учетом требований, установленных до дня вступления в силу новых правил. Это означает, что после 2 сентября до утверждения новой формы должны применяться старые формы счета-фактуры.
При этом, обращаем внимание, что в экономических программах фирмы "1С" наименование валюты выводится в шапке счета-фактуры.
От редакции. Отметим также, что в НК РФ были внесены изменения еще и Федеральным законом от 30.07.2010 № 242-ФЗ, которые направлены на дальнейшее совершенствование законодательства о подготовке к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 году в г. Сочи.