Налоговый мониторинг: кто может участвовать и как взаимодействовать с инспекцией
Контроль в форме налогового мониторинга начал работать с 01.01.2015. При такой форме контроля инспекторы получают доступ к данным бухгалтерского и налогового учета компаний, которые заключили с ФНС специальное соглашение. Переход к налоговому мониторингу позволяет организациям избежать налоговых проверок, а также сэкономить значительные средства на уплате налоговых штрафов и пеней.
Рассказываем, что собой представляет эта форма налогового администрирования, кто может подключиться к налоговому мониторингу и как это сделать.

Что такое налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг является разновидностью налогового контроля, проводимого с согласия и по заявлению самого налогоплательщика (ст. 105.26 НК РФ).

Отличительной чертой данного вида контроля является то, что он проводится путем предоставления налоговым органам онлайн-доступа к учетной системе налогоплательщика, включая бухгалтерскую и налоговую отчетность организации. Налоговики сами контролируют учет и отчетность плательщика и выявляют ошибки.

Налоговые проверки (выездные и камеральные) в рамках мониторинга не проводятся. Проверки заменяются на оперативное взаимодействие с самим налогоплательщиком. Причем вместо сплошных проверок налоговики выявляют в ходе мониторинга операции с высокими рисками. В частности, контролируют вычеты по НДС, обоснованность расходов.

При обнаружении каких-либо противоречий в отчетности инспекция запрашивает у плательщика дополнительные пояснения и документы. Если налоговики установят, что организация неправильно посчитала и не доплатила в бюджет налоги, она потребует исправить допущенные ошибки и погасить задолженность. При этом пени не начисляются. 

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Налоговый мониторинг - разновидность налогового контроля, проводимого с согласия и по заявлению самого налогоплательщика. Налоговым органам предоставляется онлайн-доступ к учетной системе налогоплательщика, включая бухгалтерскую и налоговую отчетность организации. Налоговики сами контролируют учет и отчетность и выявляют ошибки.

2. Налоговые проверки (выездные и камеральные) в рамках мониторинга не проводятся.

3. Подключиться к налоговому мониторингу могут только крупнейшие налогоплательщики с миллиардными доходами.

4. Не исключено, что в ближайшем времени требования к претендентам на подключение к налоговому мониторингу смягчат.

Все это происходит оперативно в режиме реального времени, без выездов к налогоплательщику и без применения к нему традиционных мер воздействия, практикуемых налоговиками.

При этом переход на налоговый мониторинг способствует значительному снижению финансовых издержек бизнеса и экономии на налоговых санкциях. Так, по данным ФНС, организации, которые перешли на налоговый мониторинг, на 30% сократили затраты на сопровождение налоговых проверок. А общая экономия по пеням при этом составила 31,2 млн руб. 

Кто может участвовать в налоговом мониторинге

Закон ограничивает число плательщиков, которые могут подключиться к налоговому мониторингу. Таким правом наделяются только крупнейшие налогоплательщики с миллиардными доходами.

Организация вправе обратиться с заявлением о проведении налогового мониторинга только при одновременном соблюдении следующих условий (п. 3 ст. 105.26 НК РФ):

  • совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, подлежащих уплате за предыдущий год, составляет не менее 300 млн руб.;
  • суммарный объем полученных доходов составляет не менее 3 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации составляет не менее 3 млрд руб.

Здесь учитываются данные за год, предшествующий году подачи заявления о проведении мониторинга. Всего в России этим критериям отвечают чуть более 1 800 компаний.

Если организация не соответствует хотя бы одному из указанных выше критериев, в проведении мониторинга ей откажут.

За последние годы количество участников налогового мониторинга выросло с 7 до 44 компаний.

При этом не исключено, что в ближайшем времени требования к претендентам на подключение к налоговому мониторингу смягчат.

Заявление о проведении мониторинга

Налоговый мониторинг проводится налоговым органом исключительно в заявительном порядке с добровольного согласия плательщика (ст. 105.26 НК РФ). Форма заявления утверждена приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».

Заявление подается в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 1 июля года, предшествующего году, в котором будет проводиться налоговый мониторинг. Если организация уже подключена к мониторингу и хочет его продлить, заявление нужно подать не позднее 1 сентября текущего года (ст. 105.27 НК РФ).

К заявлению необходимо приложить комплект следующих документов:

  • регламент информационного взаимодействия. В этом документе указывается порядок учета доходов и расходов, порядок предоставления налоговикам документов и сведений, а также данные о налоговых регистрах организации;
  • сведения об организациях и физлицах, которые прямо или косвенно участвуют в организации (при доле участия более 25%);
  • учетную политику организации;
  • документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Документы представляются на рассмотрение налогового органа. Если у налоговиков возникнут какие-либо вопросы по документам, представленным организацией, они сообщат об этом не позднее 1 месяца со дня получения заявления о проведении налогового мониторинга.

В свою очередь, организация должна будет в 10-дневный срок представить в инспекцию необходимые пояснения (дополнительные документы и информацию). В противном случае в проведении мониторинга будет отказано.

При этом до принятия решения о проведении мониторинга организация вправе отозвать свое заявление. В случае отзыва заявления оно не будет считаться поданным.

Решение по заявлению принимается до 1 ноября текущего года. Решение о проведении налогового мониторинга (решение об отказе в его проведении) направляется организации в течение 5 дней со дня его принятия. При этом сам мониторинг начнется с 1 января следующего года.

Регламент информационного взаимодействия

Регламент информационного взаимодействия налогоплательщиков с налоговым органом в рамках мониторинга утвержден приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@.

В Регламенте должны быть прописаны:

  1. Порядок доступа налогового органа к данным налогоплательщика.
  2. Порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов, объектов налогообложения, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета.
  3. Информация о системе внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

Порядок доступа налогового органа к данным налогоплательщика

shutterstock_372070504.jpg

В Регламенте должен быть указан способ информационного взаимодействия организации с налоговым органом (предоставление доступа к информационным системам (ресурсам) и (или) передача документов (информации) по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота).

Это может быть прямой доступ на просмотр информационной базы либо доступ к «Витрине данных». Технических требований к «Витрине данных» в настоящее время не предусмотрено.

На практике «Витрина данных» – это информационная система, позволяющая хранить данные и раскрывать их налоговому органу с целью проведения налогового мониторинга.

В Регламенте необходимо перечислить, какое программное обеспечение используется, порядок подключения. Налогоплательщику необходимо создать рабочее место налогового органа, которое может представлять собой персональный компьютер, расположенный на территории налогоплательщика, либо виртуальную машину, расположенную в информационном пространстве общества.

Штатные средства системы «1С:Предприятие 8» уже сейчас позволяют организовать доступ налогового инспектора к информационной системе с ограничением прав. Ряд компаний уже реализовали налоговый мониторинг с использованием возможностей «1С:Предприятия». Например, компания ООО «Комацу СНГ», входящая в крупный японский машиностроительный холдинг Komatsu, присоединилась с 01.01.2019 к режиму налогового мониторинга в России. С помощью корпоративной информационной системы на базе «1С:Предприятия» организован удаленный доступ специалистов налоговой службы к данным бухгалтерского и налогового учета. 

В рамках налогового мониторинга налоговые органы должны получить доступ к отчетности налогоплательщика, при этом отчетность по НДС, налогу на прибыль и налогу на имущество должна расшифровываться по всем показателям до первичного документа. В настоящее время штатные средства «1С:Бухгалтерии 8» поддерживают полную расшифровку декларации по НДС и налогу на имущество. Декларация по налогу на прибыль полностью расшифровывается в части расходов, в части доходов полную расшифровку планируется реализовать до конца 2019 года.

Фирма «1С» в 2019 году планирует автоматизировать информационное взаимодействие налогового органа и налогоплательщика в программных продуктах «1С:Управление холдингом 8», «1С:Управление холдингом. ERP» и новом специализированном решении «1С:Налоговый мониторинг». В июне 2019 года фирма «1С» планирует выпустить бета-версию «1C:Налоговый мониторинг». Подробнее читайте в информационном письме фирмы «1С» от 09.04.2019 № 25730.

Описание функциональных возможностей информационной системы

В соответствии с приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ дополнительно необходимо описать порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов, объектов налогообложения, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета.

Подробное описание функциональных возможностей «1C:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) и инструкция по использованию описаны в выпускаемых издательством «1С-Паблишинг» книгах:

  • «1С:Бухгалтерия 8. Конфигурация "Бухгалтерия предприятия", ред. 3.0. Руководство по ведению учета»;
  • «Бухгалтерский и налоговый учет в "1С:Бухгалтерии 8" (ред. 3.0)»;
  • «1С:Предприятие 8.3. Руководство пользователя».

Полагаем, что потенциальным участникам налогового мониторинга полезно будет приложить книги к представляемым в налоговый орган документам.

В рамках представляемых в налоговый орган документов необходимо направить учетную политику организации.

Система внутреннего контроля

В отдельной статье Регламента приводится описание системы внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.

В «1С:Бухгалтерии 8» предусмотрены различные инструментальные средства, позволяющие проверить правильность ведения учета и выявить допущенные ошибки. В состав таких средств, в частности, входят: Экспресс-проверка ведения учета, отчет Анализ состояния бухгалтерского учета, отчет Анализ состояния налогового учета по налогу на прибыль. Подробнее о проверке ведения учета и возможностях отчетов читайте в статье «Проверка ведения учета: возможности "1С:Бухгалтерии 8"».

Эти инструменты позволят отчасти выполнить необходимые контрольные мероприятия.

В планируемом к выпуску решении «1С:Налоговый мониторинг» будет реализована подсистема внутреннего налогового контроля, которая обеспечит:

  • ведение паспортов налоговых рисков,
  • планирование контрольных процедур,
  • регистрацию результатов контрольных процедур,
  • регистрацию инцидентов,
  • регистрацию мероприятий по совершенствованию системы внутреннего контроля,
  • процессы согласования произвольных объектов системы.

shutterstock_1064883233.jpgПредоставление пояснений и документов

По большей части налоговый мониторинг проводится без участия самого плательщика. Но при выявлении в отчетности каких-либо неточностей или ошибок налоговики вправе запросить у проверяемой организации необходимые дополнительные пояснения. Вместе с тем, как отмечает руководитель ФНС России М.В. Мишустин, количество истребованных документов значительно сокращается. По состоянию на февраль 2019 года налоговая служба зафиксировала сокращение требований на 77%.

Представить пояснения организация должна в течение 5 дней, а внести исправления в свои документы – в течение 10 дней с момента получения соответствующего требования (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).

Также в ходе мониторинга инспекция вправе истребовать у организации документы, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов. Истребуемые документы компания обязана направить в налоговый орган лично или через представителя, по почте заказным письмом или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение 10 дней с момента получения требования (п.п. 4, 5 ст. 105.29 НК РФ). Если налогоплательщик перешел на юридически значимый документооборот, то налоговый орган получает доступ к первичным документам в электронном виде и ничего дополнительно не запрашивает.

В рамках информационного взаимодействия может быть предусмотрено прикрепление скан-копий первичных документов в информационную систему.

Мотивированное мнение налоговиков

Мотивированное мнение налогового органа представляет собой позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов (п. 1 ст. 105.30 НК РФ). Форма документа утверждена приказом ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@.

Мотивированное мнение выносится как по инициативе налоговиков, так и по запросу самой организации. Мотивированное мнение позволяет организациям:

  • заранее оценить планируемые сделки с точки зрения налоговых последствий;
  • сориентироваться в спорных ситуациях, когда налогоплательщику непонятен порядок исчисления налогов;
  • избежать доначисления налогов в результате неправильного применения налогового законодательства.

Мотивированное мнение по запросу организации направляется в течение месяца со дня получения инспекцией соответствующего запроса (п. 5 ст. 105.30 НК РФ).

Также мотивированное мнение направляется плательщику во всех случаях, когда инспекция установит, что организация неправильно исчисляет и уплачивает налоги. В таких ситуациях мнение направляется организации в течение 5 дней со дня его составления (п. 3 ст. 105.30 НК РФ). Мнение подлежит обязательному исполнению.

Организация выполняет мотивированное мнение путем учета изложенной в нем позиции налогового органа. При этом исполнение мнения освобождает от налоговой ответственности в тех случаях, когда мнение окажется ошибочным.

Отмена налоговых проверок

По общему правилу в период проведения налогового мониторинга налоговый орган не вправе проводить выездную налоговую проверку. Но мониторинг не всегда освобождает от выездной проверки.

При определенных обстоятельствах налоговой проверки будет не избежать (п. 1.1 ст. 88 НК РФ, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Например, в ходе мониторинга выездная налоговая проверка проводится в следующих случаях:

  • проведение выездной проверки вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей налоговый мониторинг (пп. 1 п. 5.1 ст. 89 НК РФ);
  • невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа (пп. 3 п. 5.1 ст. 89 НК РФ);
  • представление уточненной декларации за период проведения налогового мониторинга, в которой была уменьшена сумма налога по сравнению с ранее представленной декларацией (пп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Кроме того, выездную проверку проведут и при досрочном прекращении налогового мониторинга (пп. 2 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).

Прекращение налогового мониторинга

Длительность налогового мониторинга составляет 1 год и 9 месяцев, глубина мониторинга – 1 год (п.п. 4, 5 ст. 105.26 НК РФ). То есть мониторинг, в ходе которого налоговики проверяют 2019 год, будет длиться с 01.01.2019 до 01.10.2020.

Но в некоторых случаях возможно и досрочное прекращение налогового мониторинга (ст. 105.28 НК РФ).

Налоговый мониторинг прекращается досрочно в случаях:

  • неисполнения организацией регламента информационного взаимодействия;
  • представления организацией в ходе мониторинга недостоверной информации;
  • неоднократного (два раза и более) непредставления инспекции документов, информации или пояснений.

Налоговики обязаны уведомить организацию о досрочном прекращении налогового мониторинга не позднее 1 сентября года, следующего за периодом, за который он проводится.

Комментарии