Новый обзор налоговых споров от ФНС: однодневки, спецрежимы и доначисление налогов
ФНС опубликовала обзор своих правовых позиций, сформированных по результатам рассмотрения жалоб налогоплательщиков на действия налоговиков. Обзор представлен в письме ФНС от 03.10.2023 № БВ-4-9/12603@ и направлен в нижестоящие налоговые органы для использования при проведении мероприятий налогового контроля. Рассказываем, какими правилами теперь будут руководствоваться налоговики при осуществлении проверок и доначислении налогов.

Расходы на товары, приобретенные через фирмы-однодневки, могут уменьшить налогооблагаемую прибыль

В п. 1.1 письма от 03.10.2023 № БВ-4-9/12603@ ФНС рассмотрела спор о доначислении организации налога на прибыль по сделкам, заключенным с фирмами-однодневками. Основанием для доначисления налога явилось необоснованное уменьшение налогооблагаемой прибыли на стоимость продукции, приобретенной через технические компании (фирмы-однодневки), которые в действительности не осуществляли поставок спорной продукции. По результатам проведенной проверки налоговая инспекция, установив у контрагентов организации признаки фирм-однодневок, сняла с нее расходы на приобретение продукции в полном объеме.

ФНС признала действия налоговиков недопустимыми и отменила доначисление налога (решение ФНС от 29.06.2022 № КЧ-4-9/8076@). Налоговое ведомство пояснило, что приобретение товаров, работ и услуг через фирмы-однодневки не является основанием для отказа в получении налоговой выгоды и не мешает учесть произведенные расходы в целях уменьшения налогооблагаемой прибыли. Главное условие здесь – подтверждение факта реальности совершенной сделки со стороны действительного поставщика (продавца) продукции. 

В спорном случае организация действительно приобретала продукцию у реального поставщика-импортера, но делала это через подконтрольных проблемных контрагентов, у которых имелись признаки фирмы-однодневок. Целью заключения сделок через фирмы-однодневки было искусственное увеличение стоимости продукции для необоснованно завышенного уменьшения налогооблагаемой прибыли.

Сотрудники импортера подтвердили, что взаимодействие с организацией осуществлялось напрямую, минуя технических контрагентов. Товар от реального поставщика доставлялся организации, также минуя контрагентов, что подтверждалось представленными в ходе налоговой проверки транспортными накладными. Вместе с тем данное обстоятельство не позволяет налоговикам снять с налогоплательщика все осуществленные по спорным сделкам расходы в полном объеме. Реальность совершенных операций налоговики не опровергли. Поэтому, заключила ФНС, инспекция должна была попросту скорректировать уменьшенную налогоплательщиком прибыль, учтя в составе расходов только реальную стоимость продукции, указанную фактическим импортером.

Срок на получение вычета по НДС можно продлить из-за невыставленного поставщиком счета-фактуры

В п. 1.4 Обзора налоговым ведомством был рассмотрен спор об отказе в вычете по НДС из-за пропуска срока на его получение. Причиной для пропуска 3-летнего срока на представление заявления о получении налогового вычета явилось несвоевременное получение организацией, которая приобрела работы у контрагента-подрядчика, счета-фактуры. Подрядчик затягивал с выставлением счета-фактуры, и организация была вынуждена истребовать его в судебном порядке. Заявление на оформление вычета она представила только после завершения судебных разбирательств с подрядчиком, который все же выставил в адрес организации спорный счет-фактуру. Вместе с тем налоговая инспекция отказала организации в предоставлении налогового вычета, сославшись на пропуск ею 3-летнего срока, который отведен для реализации права на вычет по НДС.

ФНС признала действия налоговиков необоснованными и отменила решение об отказе в вычете НДС. Налоговое ведомство в решении от 29.03.2022 № КЧ-4-9/3740@ разъяснило, что пропуск 3-летнего срока не является основанием для отказа в получении налоговой выгоды, если данный срок был пропущен из-за действий контрагентов налогоплательщика.

Налоговый вычет по НДС

 Налогоплательщик имеет право на вычет, если одновременно выполняются следующие условия:

  • приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС;

  • товары (работы, услуги) приняты к учету;

  • имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура от поставщика.

В спорном случае все условия для получения вычета организацией были соблюдены, за исключением одного – наличия счета-фактуры. Данный счет-фактуру организация не смогла своевременно получить из-за неправомерных действий подрядчика, который целенаправленно затягивал с его выставлением. 

Таким образом, право на принятие к вычету НДС по спорным работам (оказанным услугам) возникло у организации не ранее, чем вступили в силу решения судов и после получения счета-фактуры от подрядчика. Поэтому, заключила ФНС, в подобных случаях срок на получение вычетов НДС не может считаться пропущенным.

Непредставление уведомления о применении УСН не исключает возможности применения спецрежима

К данному выводу ФНС пришла в решении от 14.11.2022 № КЧ-3-9/12619@ (п. 13.2 Обзора), рассмотрев спор о доначислении плательщику УСН налогов по ОСНО. Причиной доначисления налогов по ОСНО явилось то, что организация с момента своей регистрации применяла УСН, но уведомления о применении спецрежима не представляла. 

Доначисляя налоги, налоговая инспекция исходила из того, что применение УСН носит исключительно уведомительный характер. Поэтому налогоплательщик не вправе применять УСН, если не представит в инспекцию уведомление о применении УСН или нарушит срок представления такого уведомления. ФНС с подобными доводами налоговиков не согласилась и отменила доначисление налогов.

Налоговое ведомство указало, что применение УСН зависит от волеизъявления налогоплательщика, которое не поставлено в зависимость от разрешающих действий налогового органа. Вновь созданная организация вправе уведомить о переходе на УСН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). В этом случае организация признается налогоплательщиком, применяющим УСН, с даты ее постановки на налоговый учет. 

Непредставление уведомления или его несвоевременное представление само по себе не исключает возможности применения УСН. Применение УСН носит уведомительный, а не разрешительный характер. Правовое значение уведомления состоит не в получении согласия налогового органа на применение данного специального налогового режима, а в выражении волеизъявления организации на добровольное применение УСН.

Когда организация фактически применяет этот специальный налоговый режим (сдает налоговую отчетность, уплачивает авансовые и налоговые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления при доначислении налогов по ОСНО. Принудительный перевод организации с УСН на общую систему налогообложения в таких ситуациях является незаконным. 

Поскольку организация с момента своего создания применяла УСН и не нарушала условия применения данного спецрежима, перевод ее на ОСНО с доначислением соответствующих налогов является недопустимым, заключила ФНС.

Перерасчет ПСН при переезде налогоплательщика

В п. 13.1 Обзора ФНС рассмотрела спор об отказе в перерасчете налога, уплаченного в связи с применением ПСН, при изменении адреса места деятельности ИП. Основанием для отказа в перерасчете налога послужило то, что ИП не представил заявление о прекращении деятельности, в отношении которой применялась ПСН, а направил в инспекцию заявление о перерасчете в свободной форме. С точки зрения налоговиков, перерасчет налога, уплаченного за патент, возможен только на основании заявления о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась ПСН, по форме, утвержденной приказом ФНС России от 04.12.2020 № КЧ-7-3/882@. Поданное в налоговый орган заявление в свободной форме об уменьшении суммы налога по причине переезда ИП не является основанием для перерасчета налога.

ФНС признала доводы налоговиков несостоятельными и отменила решение об отказе в перерасчете налога. В решении от 10.02.2023 № КЧ-3-9/1960@ ФНС отметила, что ИП обязан заявить в налоговый орган о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется ПСН, в течение 10 календарных дней со дня прекращения такой деятельности (п. 8 ст. 346.45 НК РФ). Данное заявление подают по форме, утвержденной приказом ФНС России от 04.12.2020 № КЧ-7-3/882@. 

В случае прекращения предпринимательской деятельности до истечения срока действия патента сумма налога пересчитывается в порядке, установленном п. 1 ст. 345.51 НК РФ. Таким образом, перерасчет налога на основании вышеуказанного заявления производят только в случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой был выдан соответствующий патент. Переезд ИП и смена места осуществления деятельности не являются прекращением предпринимательской деятельности. Соответственно, заключила ФНС, при изменении адреса места осуществления предпринимательской деятельности перерасчет налога по ПСН, уплаченного по ранее выданному патенту, может осуществляться на основании заявления ИП, представленного в произвольной форме.

Наличие записи в ЕГРН - не повод для доначисления земельного налога

Спор, представленный в п. 14 Обзора, возник по поводу доначисления земельного налога из-за наличия в ЕГРН записи о том, что земельный участок принадлежит организации на праве постоянного бессрочного пользования. На самом деле участок был ранее передан администрацией по договору другой компании, но запись в ЕГРН об этом внесена не была. По сути организации данный участок уже давно не принадлежал, она его не использовала, и единственным основанием для доначисления налога являлись неактуальные сведения ЕГРН.

Вместе с тем, с точки зрения налоговиков, плательщиком земельного налога является именно та организация, которая указана в ЕГРН в качестве владельца земельного участка. Доначисляя налог, инспекция указала, что обязанность уплачивать земельный налог возникает у компании с момента внесения в ЕГРН записи о регистрации соответствующего права и прекращается только со дня внесения в ЕГРН записи о прекращении права на земельный участок. Поскольку в реестре в качестве владельца участка значилась организация, то именно она и должна платить налог за данный участок, несмотря на то, что его она не использует.

ФНС признала действия нижестоящего налогового органа неправомерными и отменила доначисление налога. В решении от 11.08.2023 № БВ-4-9/10392@ ФНС пояснила, что любые налоги должны иметь экономическое основание. Для экономического основания взимания земельного налога является достаточным наличие у налогоплательщика земельного участка на праве, предусматривающем возможность извлекать доход от использования такого участка. То есть участок должен обладать способностью приносить экономическую выгоду его владельцу. В случае отсутствия у налогоплательщика указанной возможности ФНС расценивает взимание с него земельного налога как не имеющее экономического основания.

В спорном случае в результате передачи земельного участка другой компании организация утратила возможность использовать данный земельный участок и, как следствие, получать экономическую выгоду. Поэтому возложение обязанности по уплате земельного налога на организацию, которая фактически не обладает земельным участком и не имеет возможности извлекать доход от его использования, является незаконным. Наличие в ЕГРН записи о праве на участок не свидетельствует об обратном и само по себе не позволяет доначислять налог.

Комментарии