Экономия детских пособий
Жесткой критике в марте подвергся законопроект Минтруда о запрете выплаты детских пособий обеспеченным семьям и семьям с так называемым «серым» доходом. В частности, речь идет о ежемесячном пособии на детей в возрасте от 3 до 7 лет. Для того, чтобы пресечь выплату пособий обеспеченным семьям, законопроект предлагает установить новые критерии «бедности» семьи, которые не позволят получать детские пособия семьям при наличии существенного имущества и формально низкого дохода.
Бедной не будет считаться семья, у которой одновременно есть несколько домов площадью более 40 кв. м на человека. Также новым критерием для получения пособий станет наличие исключительно легального дохода. Если члены семьи получают неофициальный доход по устным и письменным договорам, получать пособие они уже не смогут.
Противники законопроекта считают его несправедливым, поскольку, по их мнению, пособия должны выплачиваться не на родителей, а на их детей. При этом принятие законопроекта в конечном счете накажет именно детей, которые не несут никакой ответственности за то, в каком объеме и как именно их родители получают свои доходы.
Забота о должниках
Неоднозначно была воспринята и президентская законодательная инициатива о защите имущественных прав должников. Согласно ей, предлагается ввести запрет на списание в ходе исполнительного производства со счетов граждан-должников денежных средств, составляющих минимальный доход таких граждан. В качестве ежемесячного минимального дохода будет выступать прожиточный минимум трудоспособного населения в целом по РФ.
Критики законопроекта полагают, что его принятие является излишним и необоснованным. Они отмечают, что в настоящее время закон об исполнительном производстве уже гарантирует при взыскании долгов неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи. Введение же новых ограничений в виде установления неприкосновенного минимального дохода еще больше осложнит процедуру взыскания долгов и затянет данный процесс на неопределенное время.
Освобождение от НДФЛ низких доходов
Откровенное раздражение и недоверие вызвал в марте законопроект № 1126364-7 об освобождении от НДФЛ. Законопроект в целях поддержки малообеспеченных слоев населения полностью освобождает от НДФЛ доходы граждан в размере до 17 000 рублей в месяц (204 000 рублей в год).
Для налогоплательщиков с доходами от 17 000 рублей до 417 000 рублей в месяц (от 204 000 до 5 млн рублей в год) предусматривается снижение налоговой базы на 204 000 рублей в год и установление ставки 13% в отношении доходов, превышающих 204 000 рублей в год. А для налогоплательщиков с доходами свыше 5 млн рублей в год предусматривается действующая с 2021 года налоговая ставка 15%.
Противники законопроекта считают его откровенно несправедливым, популистским и нереализуемым. Сами авторы законопроекта не объясняют, почему граждане, получающие 17 000 рублей в месяц не должны платить НДФЛ, а те, кто зарабатывает, скажем, 17 500 рублей – должны. Не объясняют они и того, за чей счет в итоге планируется компенсировать выпадающие в результате принятия законопроекта бюджетные доходы.
Пособия для всех нуждающихся
С еще одной крайне неоднозначной законодательной инициативой выступила в марте Счетная Палата России. Ее председатель Алексей Кудрин направил в правительство предложение об увеличении числа получателей социальных пособий. Суть предложения сводится к тому, чтобы выплачивать пособия всем нуждающимся в этом семьям, в том числе и тем, у кого нет детей.
«Мы считаем возможным рассматривать пособия по социальной поддержке, которые исходили бы из дефицита семьи, и распространять их на другие категории населения, не только имеющие детей. В таком случае мы видим пути снижения бедности», – заявил Кудрин. При этом он не назвал источников финансирования новых пособий и не указал, сколько денег на их выплату в конечном итоге может быть затрачено из федерального бюджета.
Дистанционные медосмотры
С непониманием был встречен в марте и законопроект Минтруда об упрощении порядка проведения обязательных медосмотров работников. Законопроект разрешает проведение обязательных медосмотров сотрудников самими работодателями без привлечения квалифицированных специалистов. Для этого работодатели смогут использовать специальные медицинские изделия с автоматизированной дистанционной передачей информации о состоянии здоровья работников.
Одновременно разрешается дистанционный контроль состояния здоровья работников. Речь идет о предсменных, предрейсовых медицинских осмотрах, проводимых перед началом рабочего дня (смены, рейса), а также послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, проводимых по окончании рабочего дня (смены, рейса). Скептики полагают, что принятие законопроекта приведет к тому, что обязательные медосмотры станут пустой формальностью и уже не смогут обеспечивать должного контроля за состоянием здоровья работников.