Актуальные вопросы работы с маркируемой продукцией в программах 1С
Актуальные вопросы работы с маркируемой продукцией в программах 1С
12.05.2022
Предлагаем вашему вниманию материал экспертов 1С о работе с маркировкой товаров в программах 1С на примере программы "1C:Управление торговлей 8" (ред. 11.5). В этой статье представлен обзор часто задаваемых вопросов пользователей о работе с маркируемой продукцией в программах 1С.
О поддержке обязательной маркировки товаров в учетных решениях "1С:Предприятие 8" можно узнать в разделе "Маркировка" в "Мониторинге законодательства".
Что делать, если возникли сложности с передачей документа "Отгрузка ИС МП"?
У пользователей часто возникают вопросы, касающиеся сложностей при передаче в систему маркировки "Честный знак" документа Отгрузка товаров ИС МП. Это связано с тем, что передача кодов маркировки между участниками оборота данным документом не поддерживается с 01.01.2022 (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2464).
Необходимо использовать электронный документооборот (ЭДО).
Что делать, если коды маркировки не перешли покупателю после завершения ЭДО?
Регулярно поступают вопросы: "Почему покупатель не получил коды маркировки после завершения оформления ЭДО?" Обмен по электронному документообороту (ЭДО) завешен успешно, но код маркировки не перешел к покупателю. Возможные причины на стороне поставщика:
Поставщик мог некорректно оформить документ ЭДО. Нужно проверить в форме представления электронного документа у поставщика и покупателя, что в электронном документе указаны передаваемые коды маркировки.
Поставщик мог передать некорректные коды маркировки (например, не в статусе "в обороте" или не принадлежащие ему). Оператор ЭДО не проверяет передаваемые коды маркировки, но некорректные коды или коды с неправильным статусом не будут отработаны в системе маркировки "Честный знак". Для исключения такой проблемы рекомендуем поставщикам не отключать контроль статусов и принадлежности кодов маркировки.
У некоторых операторов ЭДО передача кодов маркировки является отдельной услугой. В этом случае нужно убедиться, что услуга подключена.
Если проверены и исключены указанные причины, то, возможно, имеются технические проблемы при передаче кодов маркировки от оператора ЭДО в систему "Честный знак".
Если через сутки после отправки документов коды не перешли к получателю, то следует обращаться в службу поддержки 1С-ЭДО, запросить транспортную квитанцию и далее обратиться в техническую поддержку системы "Честный знак" для дальнейшего расследования вопроса.
Что делать, если возникли сложности при проверке статусов кодов маркировки поступившей продукции?
В графе Статус проверки формы Подбор и проверка маркируемой продукции отражается результат проверки физического наличия кода маркировки среди отгружаемых или принимаемых кодов, а также результат проверки статуса и владельца кода маркировки в системе маркировки. Задача этих проверок - предупредить пользователя о возможных проблемах как можно раньше, до фактического выполнения операции на этапе подготовки документов, когда расследовать и решать возникшие вопросы проще. Если код маркировки имеет корректный для данной операции статус и владельца, то в графе Статус формы подбора и проверки указывается результат проверки фактического наличия кода (в наличии, отсутствует, не проверялся). Если код маркировки не проходит проверку статуса и/или владельца в системе маркировки, то выдается соответствующее сообщение, в том числе о некорректной принадлежности кодов маркировки. Наиболее частые причины ошибки:
Если указан ИНН организации-покупателя, то это значит, что поступление кодов маркировки покупателю уже было оформлено. Например, это могло быть сделано во внешней программе или документ поступления уже был принят до проверки кодов. Выполнение проверки в этом случае уже не требуется.
В течение переходного периода отражение движения кодов по всей цепочке поставок не является обязательным. В таком случае код может принадлежать, например, производителю и не передаваться следующим участникам оборота. Такая ситуация не является ошибочной, и проверку кодов для определенного вида продукции в течение переходного периода можно отключить.
В остальных случаях требуется расследовать, кому фактически принадлежит код маркировки.
Это операция является однократной, но требует определенных технических знаний, поэтому для выполнения настроек рекомендуем обращаться к специалистам обслуживающей организации - официальным партнерам фирмы "1С".
Следует убедиться, что сканирование кодов производится правильно:
при оформлении операций с маркируемой продукцией между участниками оборота (Поступление товаров и услуг, Реализация товаров и услуг) код нужно сканировать из формы Подбор и проверки маркируемой продукции. Если выполняется загрузка из внешнего файла, нужно убедиться в корректности кодов;
при оформлении розничных продаж сканирование выполняется в форме рабочего места кассира (РМК).
При маркировке отдельных видов продукции предусмотрена передача отчета о верификации нанесенных кодов маркировки. При передаче этого отчета требуется полный код с "криптохвостом" и служебными символами, поэтому коды нужно именно сканировать и передавать в формате Base64. Указание визуально отображаемых символов кода маркировки вручную для данного отчета не подойдет.
Как работать с кодами маркировки, получение которых не было отражено в программе?
В программе 1С можно работать с маркируемыми товарами, даже если код маркировки был заказан и получен не из программы. Например, это могло быть сделано напрямую через личный кабинет системы маркировки "Честный знак". Вносить, сопоставлять или проверять эти коды до момента фактического выполнения операций с маркированным товаром не требуется.
При фактическом выполнении операции код нужно просто считать или указать иным предусмотренным способом в форме подбора и проверки маркируемой продукции или в РМК. Статус кода и его принадлежность проверяются по данным "Честного знака". Если статус и принадлежность кода организации верные, то проблем с проведением операции не будет.
Если программа не сможет автоматически сопоставить считанный код маркировки с номенклатурой организации, то потребуется дополнительно указать номенклатуру или считать штрихкод EAN13.
Может ли покупатель вести товарный учет с большей детализацией, чем продавец?
Иногда детализация товарного учета у поставщика не совпадает с детализацией, принятой у организации-покупателя. Например, поставщик не делит обувь по размерам, все размеры - это одна номенклатурная позиция.
Детализация учета определяется производителем или импортером продукции, который выполняет маркировку, а также принципами и требованиями к описанию товаров в Национальном каталоге. Так, например, размер обуви является обязательным полем описания при получении кода GTIN, и на каждый размер требуется получить свой код GTIN. Сделать детализацию учета маркируемой продукции больше, чем предполагают GTIN поставщика, не получится. Если есть сомнения в корректности выбранной детализации со стороны производителя или импортера, то рекомендуется провести с ним переговоры относительно корректности его позиции.
В некоторых случаях детализация описания товаров верная, но в учете поставщика товары с разными кодами GTIN учитываются как одна номенклатурная позиция. Текущая реализация механизмов ЭДО предполагает сопоставление одной позиции поставщика с одной позицией собственной номенклатуры (и одной характеристики, если ведется) организации. После получения документа по ЭДО для отражения в учете нужно выполнить сопоставление каждой позиции поставщика ровно с одной собственной номенклатурой и характеристикой. Это может быть служебная позиция, например характеристика "Все размеры".
При оформлении приобретения товаров и услуг в форме подбора и проверки поступившей маркируемой продукции на закладке вида продукции указывается соответствие конкретного GTIN и конкретной номенклатуры и характеристики в учете организации. Если под одним наименованием поставщика пришла продукция с разными GTIN, то для нужд учета маркируемой продукции ее можно сопоставить с разными позициями номенклатуры (разными характеристиками) организации вручную в этой форме. После проверки можно утвердить электронный документ.
Как описать товары в национальном каталоге непосредственно из программы?
Описание маркируемых товаров для национального каталога выполняется в сервисе 1С:Номенклатура.
На ранних этапах внедрения маркировки обувной продукции для получения кодов GTIN использовалась выгрузка товарных позиций в файл Excel. В настоящее время такой порядок работы не поддерживается.
Как отражать в системе маркировки дистанционную продажу маркируемых товаров?
При дистанционной торговле маркируемыми товарами необходимо передавать сведения о движении таких товаров в систему маркировки "Честный знак" в момент их передачи в доставку.
Если сделка не состоялась (покупатель отказался от товара), то нужно оформить Возврат в оборот.
Как передать в ФТС сведения об импортируемой маркируемой продукции?
При импорте товаров, подлежащих обязательной маркировке, товары должны быть промаркированы до прохождения таможенных процедур, а сведения о кодах маркировки необходимо передать в Федеральную таможенную службу (ФТС России) при таможенном декларировании товаров.
Для подготовки таких сведений необходимо заранее, еще до ввоза товаров, сделать документ Маркировка товаров ИС МП с операцией Импорт с ФТС. В документе выбирается вариант предоставления сведений в ФТС: агрегированные таможенные коды (АТК), коды маркировки товаров или коды упаковок. На закладке Товары указывается перечень кодов маркировки планируемых к ввозу товаров. Заполнить их можно согласно выполненному ранее заказу кодов маркировки. В зависимости от выбранного варианта предоставления сведений в ФТС на этом этапе можно выполнить агрегацию упаковок или формирование АТК, после чего сформировать отчет Коды маркировки для декларации ИС МП и передать подготовленные сведения в ФТС.
После фактического ввоза и прохождения таможенных процедур следует вернуться к редактированию данного документа: указать в нем реквизиты таможенной декларации и передать данные в систему маркировки для ввода товаров в оборот.
Как организовать работу на нескольких рабочих местах без отдельных сертификатов ЭП?
Как правило, получить сертификат электронной подписи (ЭП) на каждого сотрудника и установить на каждое рабочее место не представляется возможным. На таких рабочих местах работа может быть организована следующим образом:
Оформление розничных продаж без авторизации по сертификату на рабочих местах, оснащенных контрольно-кассовой техникой (ККТ) с фискальным накопителем формата фискальных данных (ФФД) версии 1.2, которые предоставляют возможность проверки кода средствами ККТ.
Работа в клиент-серверной архитектуре с установкой программы-криптопровайдера и сертификата электронной подписи на сервере.
Использование на рабочих местах (без доступа к сертификату) ранее полученного и сохраненного в информационной базе токена авторизации. На таких рабочих местах можно выполнять проверку текущего статуса и владельца кода маркировки и получить структуру логистической упаковки.
Без авторизации в системе маркировки можно осуществлять проверку кодов маркировки и оформлять розничные продажи средствами ККТ с фискальным накопителем ФФД 1.2.
Как отразить возврат товаров с поврежденным кодом маркировки?
При возврате товара с неповрежденным кодом маркировки этот код указывается при оформлении возврата товаров и также возвращается с товаром в оборот.
Однако если при оформлении возврата код считать сканером нельзя, например он утрачен или поврежден, то возврат оформляется без указания кода, а товар подлежит последующей перемаркировке. Основанием для перемаркировки в данном случае будет оформленный в системе документ Возврат товаров. Оформить документы перемаркировки можно из формы Обмен с ИС МП (обувь, одежда, табак...) по ссылке Оформить в строке Перемаркировка товаров ИС МП. Перезаполнить табличную часть можно по кнопке Заполнить - Перезаполнить по основанию на закладке Товары.
Каждая единица товара заполняется в документе отдельной строкой, и для каждой единицы товара требуется указание нового кода. Указание старых кодов в данном случае не требуется.
Как отразить в программе операции трансграничной торговли?
Страны - участники ЕАЭС в настоящее время активно внедряют маркировку отдельных групп товаров. Коды маркировки товаров должны взаимно признаваться другими странами - членами ЕАЭС. Взаимное признание означает, что в случае продажи маркируемого товара участнику оборота в другой стране - участнике ЕАЭС коды маркировки, выпущенные в стране нахождения продавца, будут также приниматься для контроля за оборотом маркируемого товара и в стране нахождения покупателя.
Повторная маркировка в этом случае не потребуется, достаточно, чтобы сведения о кодах маркировки были переданы национальным оператором маркировки в стране, из которой вывозится товар, национальному оператору в стране, в которую ввозится товар. В этом случае товар будет автоматически выведен из оборота в одной стране и введен в оборот в другой стране.
Если на первых этапах внедрения маркировки товаров у компании возникли вопросы и затруднения, оказать помощь готовы в том числе партнеры фирмы "1С". Выбрать партнера с компетенциями по маркировке можно на сайте фирмы "1С".
Также см. видеозаписи лекций в 1С:Лектории по вопросам маркировки различных товаров, поддержке в 1С с участием представителей Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператора системы маркировки) и экспертов 1С. В частности, см. видеозапись онлайн-лекции "Маркировка упакованной воды в программах "1С:Предприятие" с участием К. Волкова (руководитель товарной группы ЦРПТ) и эксперта 1С. Подробнее - на сайте 1С:ИТС на странице 1С:Лектория по ссылкам:
На странице 1С:Лектория можно найти актуальное расписание мероприятий.
Партнеры 1С по всей стране по единой специальной цене оказывают комплекс услуг по запуску в продажу маркированного товара: подключение к системе электронного документооборота (1С-ЭДО); регистрация в национальном каталоге GS1; создание или обновление справочника номенклатуры; обучение пользователей работе с маркированным товаром; подключение и настройка торгового оборудования; настройка программы 1С для работы с маркированным товаром.