Актуальные изменения в правилах маркировки и новое в программах 1С
Актуальные изменения в правилах маркировки и новое в программах 1С
13.03.2023
По закону, если на 01.03.2023 в обороте имеются обувные товары с кодами маркировки, полученными в порядке упрощенной маркировки остатков, введенной в оборот до 01.07.2020, до 31.03.2023 такие товары требуется перемаркировать. Также с 01.03.2023 правила обязательной маркировки легкой промышленности распространяются на маркетплейсы. Они становятся участниками оборота и обязаны передавать сведения об обороте и выводе товара из оборота в систему маркировки. В актуальных версиях программ 1С "1C:Управление торговлей 8", "1С:Комплексная автоматизация 8", "1С:ERP Управление предприятием" с выходом очередных версий доступна новая функциональность - возможность работы с маркируемой продукцией в мобильном рабочем месте кладовщика. Эксперты 1С рассматривают порядок работы в части интеграции с системой маркировки товаров "Честный знак" на примере программы "1C:Управление торговлей 8" (ред. 11.5).
Перемаркировка нераспроданных остатков обуви
Изначально при запуске маркировки обуви с 01.07.2020 был предусмотрен упрощенный порядок маркировки остатков, который вместо описания каждого товара в национальном каталоге с присвоением отдельного кода GTIN предполагал использование служебных кодов GTIN. Такая возможность установлена подпунктом "б" пункта 34 Постановления Правительства РФ от 05.07.2019 № 860.
Для получения кода маркировки для упрощенной маркировки остатков достаточно было указать вид обуви: мужская, женская, детская, унисекс; способ ввода в оборот: производство в РФ, импорт в РФ; ИНН собственника и код ТНВЭД. Такие коды маркировки начинаются с цифр "01029", а при проверке кода в рабочем месте Обмен с ИС МП - См. также - Проверка кодов маркировки или с помощью мобильного приложения компании "Честный знак" не будет содержаться подробное описание продукции.
Постановлением Правительства РФ от 19.10.2022 № 1862 внесены изменения в Постановление № 860. В частности, пунктом 2.1 установлено, что при наличии на 01.03.2023 остатков продукции с кодами маркировки, полученными в упрощенном порядке, их следует описать по общим правилам (пп. "а" п. 34 Постановления № 860) и промаркировать в срок до 31.03.2023.
1С:ИТС
Комментарий экспертов 1С к изменениям в маркировке обуви в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.10.2022 № 1862 см. в разделе "Консультации по законодательству".
Для перемаркировки потребуется описать товары в Национальном каталоге, если это не было сделано ранее. Для описания товаров могут применяться технические карточки - в этих карточках указываются служебные коды GTIN из диапазона "02..." без регистрации товара в GS1 Rus.
Описание товаров в Национальном каталоге можно выполнить непосредственно из программы. Функциональность работы с техническими карточками доступна в актуальных версиях программы. Для создания технической карточки необходимо в форме Выгрузка данных номенклатуры по ссылке Выбрать режим получения новых штрихкодов установить переключатель в положение Технические. Технические карточки можно также создать в личном кабинете Национального каталога.
Код GTIN прописывается в список Штрихкоды в карточке Номенклатуры. Если для товара получено несколько кодов GTIN, которые используются для различных упаковок товара, то для каждого из них необходимо уточнить упаковку в карточке номенклатуры в списке Маркируемая продукция ГИС МТ - Виду упаковок по GTIN.
Далее требуется заказать новые коды маркировки документом Заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ с указанием способа ввода в оборот Перемаркировка. В документе необходимо указать коды GTIN, полученные при описании товаров в национальном каталоге, как описано выше. Если коды GTIN на товары были получены и указаны в списке Штрихкоды в карточке номенклатуры, то они автоматически подставляются в соответствующую графу в таблице Товары.
После того как заполнены обязательные реквизиты в таблице Товары документа Заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ, в том числе коды GTIN и коды ТНВЭД, можно запросить коды маркировки по ссылке Запросите коды маркировки. До момента успешного окончания эмиссии документ будет в статусе Обрабатывается в СУЗ (генерация кодов). Документы в этом статусе можно увидеть в списке Заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ - Ожидайте. Если возникла ошибка в процессе эмиссии, то статус документа меняется на Ошибка, а по ссылке Причина можно прочитать подробное описание. Документы в этом статусе можно увидеть в списке Заказ на эмиссию кодов маркировки СУЗ - Отработайте. После успешной эмиссии статус заказа на эмиссию меняется на Коды маркировки эмитированы. Если заказано одновременно большое количество кодов, то их эмиссия может выполняться по частям, в этом случае нужно дождаться полного окончания эмиссии.
Сгенерированные коды маркировки загружаются в Пул кодов маркировки - специализированный список, предназначенный для хранения кодов маркировки с криптохвостом до момента печати и нанесения. Открыть эту таблицу можно из формы Обмен с ИС МП (обувь, одежда, табак...) - см. также - Пул кодов маркировки СУЗ. Из этого списка можно распечатать полученные коды маркировки.
После нанесения кодов маркировки нужно для ввода в оборот передать в систему маркировки документ Перемаркировка товаров ИС МП с указанием причины Выявлены ошибки описания товара. Подробное описание работы с документом приведено в документации к программному продукту на сайте 1С:ИТС (см. далее).
Маркировка товаров легкой промышленности для маркетплейсов с 01.03.2023
С 01.03.2023 вступили в силу изменения в правила обязательной маркировки товаров легкой промышленности (утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 № 1956), согласно которым требования распространены на участников оборота, осуществляющих продажи товаров дистанционным способом, в частности, на маркетплейсы (Постановление Правительства РФ от 29.07.2022 № 1351). То есть маркетплейсы становятся участниками оборота и должны передавать сведения об обороте и выводе товара из оборота в систему маркировки.
1С:ИТС
Подробнее об изменениях правил маркировки товаров легкой промышленности в 2023 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.07.2022 № 1351 см. в разделе "Консультации по законодательству".
Ранее мы уже рассматривали порядок маркировки на ордерных складах в "1С:Предприятии". В актуальных версиях "1C:Управления торговлей 8", "1С:Комплексной автоматизации 8", "1С:ERP Управления предприятием" появилась возможность работы с маркируемой продукцией с использованием мобильного рабочего места.
Мобильное рабочее место предназначено для упрощения процессов оформления складских операций при помощи мобильных устройств под управлением операционных систем Android и iOS. В основу работы в мобильном рабочем месте положено сканирование штрихкодов товаров, а также штрихкодов ячеек хранения для подтверждения выполнения операций. Камера мобильного устройства используется в качестве сканера штрихкодов. Мобильное рабочее место используется в режиме мобильного клиента с автономным режимом работы, что обеспечивает возможность работы на складских территориях с неустойчивой связью. Это позволяет при относительно небольших затратах автоматизировать процессы для рядовых сотрудников склада, увеличить скорость и оперативность выполнения складских операций, снизить количество ошибок. Мобильное рабочее место работника склада может использоваться на складах (в помещениях) с адресным хранением, справочным хранением в ячейках и на складах с ордерной схемой документооборота без адресного хранения. Подробное описание работы в мобильном рабочем месте приведено в документации к программному продукту (см. далее).
В частности, в мобильном рабочем месте можно создавать документы Приходный ордер на товары, Расходный ордер на товары, Отбор и размещение. В этих документах предусмотрена кнопка сканирования кодов, которая позволяет сканировать как непосредственно код маркировки, так и штрихкод EAN-13.
Если отсканирован непосредственно код маркировки и в базе есть товар с соответствующим кодом GTIN, на экране мобильного устройства отображается карточка отсканированного товара с количеством "1".
В карточке необходимо подтвердить подбор или проверку данного товара, после чего он добавляется в документ.
Если вначале сканируется одномерный штрихкод маркируемого товара EAN-13, то выводится дополнительная форма, в которой требуется либо отсканировать код маркировки товара, либо выбрать вариант Добавить без кода маркировки. Этот вариант, в частности, позволяет указать данные объемно-сортового учета (ОСУ), которые предусмотрены для отдельных товарных групп (молочная продукция, упакованная вода). В этом случае нужно указать количество товара, после чего будет сформирован код сведений ОСУ.
Все отсканированные коды маркировки можно посмотреть в специальной форме, которую можно открыть из формы документа или карточки товара по кнопке Коды маркировки с логотипом маркировки "Честный знак" (см. рис. 1).
Рис. 1
В случае необходимости код можно удалить из данного списка. Для удаления отсканированного кода требуется сделать сдвиг ("свайп") влево по строке с кодом и нажать команду Удалить в списке Кодов маркировки (рис. 2).
Рис. 2
Открыть карточку справочника можно из списка Коды маркировки одним нажатием на строку с кодом маркировки (рис. 3).
Рис. 3
После завершения работы с документом контролируется заполнение всех кодов маркировки. Если для какого-то товара не указаны все коды маркировки, документ не будет переведен в завершающий статус и проведен. Если код маркировки не считывается при приемке, то рекомендуется отложить этот товар и передать информацию менеджеру для составления акта о расхождениях с поставщиком. Об отражении расхождений см. в документации к программному продукту (см. ниже). При отгрузке товаров в случае невозможности считать код маркировки при наличии достаточного остатка следует заменить единицу товара, а если замена невозможна, то также передать вопрос на уровень менеджера.
В 1С:Лектории проводятся лекции по маркировке товаров, поддержке в 1С. В частности, см. онлайн-лекцию "Объемно-сортовой учет молочной продукции и упакованной воды" от 01.09.2022: