На повестке дня: определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 10.05.2023 № 88-7703/2023.
Предыстория: сотрудника приняли в организацию для оказания платных услуг на условиях договора гражданско-правового характера. При этом никакого договора (ни трудового, ни договора ГПХ) с сотрудником не заключали. Сотрудник выполнял устные поручения работодателя – заказчика услуг, получая вознаграждение на руки на основании расписок. Полагая, что заказчик нарушает его права, сотрудник обратился с иском в суд. В иске он потребовал признать сложившиеся отношения трудовыми и обязать работодателя оформить с ним письменный трудовой договор с момента начала оказания платных услуг.
Задействованные нормы: ст. ст. 16 и 67 ТК РФ.
За что спорили: заключение трудового договора.
Выступая в суде против заявленных исковых требований, представитель работодателя указывал, что сотрудник не вправе требовать заключения трудового договора, поскольку с ним не было заключено даже гражданско-правового договора. Свои обязанности сотрудник выполнял на основании устных распоряжений заказчика и никаких возражений и претензий по поводу оформления с ним трудовых правоотношений в процессе оказания услуг не предъявлял. По мнению работодателя, оказание услуг без заключения каких бы то ни было договоров не противоречит действующему законодательству. При этом отсутствие заключенного гражданско-правового договора не свидетельствует о наличии сложившихся трудовых отношений между заказчиком и исполнителем услуг.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции отклонил доводы работодателя и встал на сторону сотрудника. Судьи разъяснили, что по общему правилу трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора. Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.
Вместе с тем отсутствие трудового договора не свидетельствует о том, что между исполнителем и заказчиком отсутствуют трудовые отношения. Это обусловлено тем, что трудовые отношения между работником и работодателем могут возникать на основании фактического допущения сотрудника к работе с ведома или по поручению работодателя (ст. 16 ТК РФ).
Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее 3 рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе (ст. 67 ТК РФ). То же самое касается и случаев, когда с сотрудником был заключен гражданско-правовой договор, который фактически регламентирует трудовые отношения.
При отсутствии гражданско-правового договора наличие трудовых правоотношений предполагается и трудовой договор считается заключенным, если сотрудник фактически выполняет работы по поручению работодателя. Причем сотрудник не обязан доказывать, что между ним и заказчиком услуг (работ) сложились именно трудовые правоотношения. Доказательства отсутствия трудовых отношений должен представить сам работодатель.
Работник, являясь более слабой стороной в спорах с работодателем, по объективным причинам ограничен в возможностях представления доказательств факта его трудовых отношений с работодателем. Поэтому факт трудовых отношений работника при обращении в суд с соответствующим иском всегда предполагается, пока работодателем не доказано обратное.
Поскольку работодатель не доказал, что с сотрудником был заключен гражданско-правовой договор, суд признал доказанным факт наличия трудовых отношений между исполнителем и заказчиком услуг. Иск сотрудника о заключении с ним трудового договора с момента начала оказания платных услуг был удовлетворен.
Норм =)