Семинар ориентирован на слушателей, желающих повысить квалификацию по вопросам ведения бухгалтерского и бюджетного учета операций с основными средствами, а также подготовиться к переходу с 1 января 2018 года на бухгалтерский учет по новым федеральным стандартам для организаций государственного сектора согласно Приказам Минфина России от 31.12.2016 № 257н, от 31.12.2016 № 258н, от 31.12.2016 № 259н. На семинаре представлены практические примеры применения "1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8" для отражения в бухгалтерском учете операций с основными средствами.
В программе семинара:
Обзор федеральных стандартов и проектов федеральных стандартов по бухгалтерскому учету в госсекторе, применяющихся с 2018 г.
Федеральный стандарт "Основные средства" (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н):
- классификация основных средств
- оценка основных средств
- операции с основными средствами
- подготовка к переходу на учет согласно стандарту "Основные средства"
Федеральный стандарт "Аренда" (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н):
- классификация объектов учета аренды
- отражение объектов учета аренды в бухгалтерском учете арендатора
- отражение объектов учета аренды в бухгалтерском учете арендодателя
- подготовка к переходу на учет согласно стандарту "Аренда"
Федеральный стандарт "Обесценение активов" (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 259н):
- термины и понятия, определяемые стандартом "Обесценение активов"
- выявление признаков обесценения/снижения убытков от обесценения актива, классификация таких признаков и их состав
- признание убытка/восстановление убытка от обесценения актива в бухгалтерском учете
Практические примеры ведения учета операций с основными средствами в КУ, БУ и АУ с применением "1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8" (1 и 2 редакции). Подготовка к переходу на новые федеральные стандарты "Основные средства", "Аренда", "Обесценение активов" с 1 января 2018 года.
Ответы на вопросы
Наибольшее количество слушателей в городах России собрали семинары, проведенные фирмами:
ЛВС (Тихвин, Ленинградская обл.) – 210 чел.;
Руна-С (Нижний Новгород) – 138 чел.;
ИП Полухин (Воронеж) – 133 чел.;
ИНФОРМПОВОЛЖЬЕ (Нижний Новгород) – 126 чел.;
НПВФ «Интерсофт» (Краснодар) – 97 чел.;
ОМНИТЕК-Программные решения (Тверь) – 86 чел.;
ИНФО-Комплекс (Курск) – 80 чел.;
Лаборатория Форт Крым (Симферополь) – 75 чел.;
Аспект (Вичуга) – 72 чел.;
Гелиос-С (Кострома) – 70 чел.;
ГК «Форус» (Иркутск) – 69 чел.;
ГК Бизнес Архитектор (Пенза) – 56 чел.;
Миллениум сервис (Тольятти) – 56 чел.;
ЭЛСОФ (Пенза) – 50 чел.;
ОнЛайн-Сервис (Орел) – 47 чел.;
РИЦ-1С (Екатеринбург) – 46 чел.;
Аксиома (Абакан) – 45 чел.;
ИП Гороховская С.Л. (Ахтубинск) – 45 чел.;
АРМ-Плюс (Якутск) – 42 чел.;
ГК СТАТУС (Ставрополь) – 40 чел.;
ЛИДЕР СОФТ (Чебоксары) – 40 чел.;
Лоцман Бизнес-Технологий (Владимир) – 39 чел.
Методическая поддержка участников семинара
К семинарам, независимо от того, где они проводятся, предъявляются одинаковые требования по методическому обеспечению участников, по тематическому наполнению и полноте раскрытия рассматриваемых вопросов. Всем слушателям семинара предоставляются методические материалы фирмы «1С», в которых отражены материалы выступлений и практические примеры.
Первый раздел пособия содержит обзор федеральных стандартов по бухгалтерскому учету для госсектора.
Во втором и третьем разделах рассмотрены практические примеры ведения учета основных средств в КУ, БУ и АУ в 2017 году с использованием 1 и 2 редакции программного продукта «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».
Четвертый раздел посвящен особенностям применения в 2017 году общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-2014.
В пятом разделе пособия рассмотрены актуальные вопросы подготовки к переходу на федеральные стандарты для государственного сектора с 01.01.2018 года на практических примерах в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8».
Представленные в настоящем пособии рекомендации будут полезны бухгалтерам государственных учреждений в практической работе и помогут вести качественный учет с применением «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8».
1. Какие учреждения подпадают под определение организации госсектора?
Определение «организации госсектора» не содержится ни в ГК РФ, ни в БК РФ.
В целях бухгалтерского учета (п. 9 ст. 3 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете») «организации государственного сектора – государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов».
В целях бюджетного учета приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета …» распространяется на:
а) Госкорпорацию по атомной энергии «Росатом», Госкорпорацию по космической деятельности "Роскосмос" в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий ГРБС, ПБС, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при передаче на безвозмездной основе на основании соглашений своих полномочий госзаказчика по заключению и исполнению от имени РФ госконтрактов, в том числе в рамках гособоронзаказа, от лица указанных корпораций при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капстроительства государственной собственности РФ (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной собственности РФ) и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ федеральным государственным унитарным предприятиям, в отношении которых указанные корпорации осуществляют от имени РФ полномочия собственника имущества, в соответствии с бюджетным законодательством;
б) государственные (муниципальные) унитарные предприятия в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица органов государственной власти (государственных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, являющихся государственными (муниципальными) заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности и получающие бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности в порядке, установленном для получателей бюджетных средств (п. 3.1 приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н).
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности государственного сектора» (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н) ввел понятие «Субъект бухгалтерского учета»:
«3. В целях настоящего Стандарта под субъектами бухгалтерского учета (далее - субъекты учета) понимаются:
- государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, иные организации государственного сектора, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации, осуществляющие согласно бюджетному законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета (далее - учреждения);
- органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - финансовые органы);
- органы государственной власти, органы местного самоуправления, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных и (или) автономных учреждений (далее - органы, осуществляющие кассовое обслуживание).»
2. В ФСБУ не предусмотрено включать дополнительные реквизиты в формы первичных документов. Как быть с формой, например 0504210? «Проверяющие» уже в 2017 г. писали в актах, что форма из редакции 1 БГУ не соответствует утвержденной форме по ОКУД. Будет ли эта форма в 1С в 2018 г. соответствовать ОКУД? Или можно как-то по другому «выкрутиться» при списании, например, материалов?
Формы первичных документов и регистров учета, применяемые государственными учреждениями, утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н, далее – Приказ № 52н.
Форма 0504210 “Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения” применяется для традиционного складского бумажного учета. Она полностью ориентирована на ручной учет – подписи лиц, получивших МЦ, указываются в таблице формы 0504210.
Программа “1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8” предназначена для автоматизации бухгалтерского учета. Вместе с тем ее можно использовать и для ведения оперативного складского учета. Выбытие материальных запасов и основных средств стоимостью до 3000 рублей за единицу в установленном порядке с баланса учреждения при выдаче в эксплуатацию оформляется в программе документами “Списание материалов” (операция “Списание на собственные нужды (401.20.272 - 105.00)”), “Внутреннее перемещение ОС и НМА” (операция “Ввод в эксплуатацию”), которые могут оформляться как в бухгалтерии, так и на складе учреждения.
По многочисленным просьбам пользователей программы в указанных документах предусмотрено формирование Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения, адаптированной для ведения учета на компьютере.
Согласно части 1 Приложения 5 к Приказу № 52н в целях обеспечения полноты отражения в бухгалтерском учете информации об активах, обязательствах и фактах хозяйственной жизни, их изменяющих, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, методических указаний по бухгалтерскому учету, в том числе с учетом особенностей автоматизированной технологии обработки учетной информации, субъект учета вправе включить в первичный (сводный) учетный документ, сформированный на основе унифицированной формы документа, дополнительные реквизиты (данные). Удаление субъектами учета отдельных реквизитов из форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, утвержденных настоящим приказом, не допускается. Форматы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета носят рекомендательный характер и, при необходимости, могут быть изменены. При изготовлении бланочной продукции на основе унифицированных форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета является допустимым изменение (сужение, расширение) размеров граф и строк с учетом значности показателей, а также включение дополнительных строк и создание вкладных листов для удобства размещения и обработки информации.
Следует отметить, что адаптированная 1С форма Ведомости содержит все реквизиты, которые предусмотрены типовой формой.
3. Как изменить срок полезного использования объекта ОС? У введенных ранее в эксплуатацию зданий указаны сроки полезного использования 30 лет (группа 10). Сейчас понятно, что это неверно. Как поменять в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» сроки полезного использования? По этим объектам уже есть начисленная амортизация, некоторые даже полностью самортизированы.
Изменить срок полезного использования (далее - СПИ) и сумму амортизации можно документом «Изменение стоимости, амортизации ОС и НМА» (пункт меню «ОС, НМА, НПА – Прочие операции» главного меню программы, интерфейс Полный).
В шапке документа «Изменение стоимости, амортизации ОС и НМА» следует выбрать операцию «Изменение амортизации (106, 109, 401.20 – 104)», указать КФО, также можно указать вид НФА и другие параметры отбора объектов (по гиперссылке в поле «Отбор»).
В поле «Вид движения НФА» следует установить значение, необходимое для отражения оборота по изменению суммы амортизации в форме регламентированной отчетности 0503168 (0503768). Рекомендуем указать значение «Прочее изменение».
Далее следует подобрать в таблицу объекты ОС (кнопка «Подбор»), чей срок полезного использования требуется уточнить.
По каждому объекту будут указаны его балансовая стоимость и амортизация на дату документа, а также в подстроках до изменения и после изменения будет указан учтенный в программе СПИ.
В строке после изменения следует установить верный срок полезного использования.
Если нажать кнопку «Пересчитать амортизацию», амортизация за период использования объекта будет пересчитана по новой норме.
В период эксплуатации, за который производится расчет амортизации, не включается месяц даты документа.
Предполагается, что в конце этого месяца амортизация будет начислена в общем порядке.
Если за время эксплуатации объекта была изменена его балансовая стоимость (в связи с переоценкой, реконструкцией, достройкой, частичной ликвидацией и т.п.), сумму амортизации следует рассчитать вручную за каждый отрезок времени, когда произошло изменение стоимости, рассчитанную сумму амортизации следует указать в строке после изменения.
Документ следует провести.
При проведении документа формируются бухгалтерские записи по изменению суммы амортизации на сумму разницы между новой суммой амортизации, указанной в документе, и учтенной на счете 104.ХХ.
Также новый срок полезного использования, оставшийся срок полезного использования и остаточная стоимость объекта ОС на дату документа «Изменение стоимости, амортизации ОС и НМА» записываются в регистр сведений «Расчет амортизации ОС» для дальнейшего начисления амортизации по уточненной норме.
Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "Красное сторно" оформляются первичным учетным документом, составленным субъектом учета - Справкой ф. 0504833. Поэтому из документа «Изменение стоимости, амортизации ОС и НМА» следует сформировать Справку ф. 0504833.
Применение документа «Изменение стоимости, амортизации ОС и НМА» для изменения СПИ и суммы амортизации подробно рассмотрено на примере в статье «Как изменить срок полезного использования объекта ОС», публикуемой в ресурсах ИТС-БЮДЖЕТ.
4. При заполнении документа «Корректировка расчетов с учредителем» программа не включает недвижимое имущество, учитываемое по КФО 7. Если провожу документ поступления ОС по КФО 2, то в документе «Корректировка расчетов с учредителем» табличная часть заполняется суммой остатка по счету 2.101.13, т.е. документ работает, а по КФО 7 не работает, хотя порядок отражения расчетов с учредителем на счете 210.06 в отношении недвижимого имущества по КФО 7 аналогичен КФО 2. Это сделано намеренно или это ошибка программы?
Это сделано намеренно. Обоснование приведено в письмах Минфина:
от 14.12.2012 № 02-06-10/5194;
от 17.01.2013 № 02-06-07/111;
и других.
Цитата из писем:
"по виду деятельности "7"показатели по счету 0 210 06 000 "Расчеты с учредителем", предназначенному для расчетов с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, в части прав по распоряжению ОЦИ в объеме основных средств, принятых к учету по соответствующему счету аналитического учета счета 7 101 20 000 "Основные средства - особо ценное движимое имущество учреждения" в рамках деятельности учреждения как получателя субсидии (после изменения типа), формированию не подлежат."
При этом в отношении особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением при изменении его типа (в том числе имущества, приобретенного за счет средств обязательного медицинского страхования, учтенных по виду деятельности "7"), показатель счета 7 210 06 000 "Расчеты с учредителем", сформированный на дату изменения типа учреждения, в объеме прав по распоряжению особо ценным имуществом в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости ОЦИ (письмо Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798), с отражением в Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) в графе "На начало года", аналогично положениям, применяемым в отношении ОЦИ, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности до изменения типа учреждения и закрепленного за учреждениями.
При этом обращаем внимание, что операции по корректировке показателей счета 7 210 06 000 "Расчеты с учредителем" в 2012 году осуществляются только в части выбывшего из распоряжения учреждения ОЦИ, закрепленного при изменении типа учреждения."
Таким образом, стоимость имущества, приобретенного после изменения типа учреждения по КФО 7, не должна включаться в сумму счета 7 210 06 000.
Операции по корректировке показателей счета 7 210 06 000 "Расчеты с учредителем" осуществляются только в части выбывшего из распоряжения учреждения ОЦИ, закрепленного при изменении типа учреждения.
То есть сумма счета 7 210 06 000 может только уменьшаться на сумму выбывшего ОЦИ, учитываемого по КФО 7.
Поэтому в документ "Корректировка расчетов с учредителем" не включаются обороты по поступлению ОЦИ и недвижимого имущества, учитываемые по КФО 7.
5. Какое может быть основание для перенумерации инвентарных карточек? Старые номера были присвоены вразнобой (и с префиксами, и без). Хочется навести порядок в номерах, но без перенумерации для старых ОС не получается.
Если речь идет о нумерации именно инвентарных карточек (не инвентарных номеров), то к их нумерации нормативными документами требования не установлены. Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н) установлены требования к формированию инвентарных номеров: инвентарный порядковый номер должен быть уникальным, инвентарные номера выбывших с балансового учета инвентарных объектов основных средств вновь принятым к учету объектам не присваиваются.
Таким образом, учреждение может установить локальным актом порядок нумерации инвентарных карточек и перенумеровать их.
6. С какой периодичностью рекомендуется распечатывать Карточки количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041)? Их можно хранить в электронном виде, подписанными ЭЦП?
Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее - Закон № 402-ФЗ, не регламентирует порядок и технологию хранения регистров учета, а только определяет их форму – «на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью», и состав обязательных реквизитов.
При этом приоритет отдается бумажному носителю. Согласно пунктам 6, 7 статьи 10 Закона №402-ФЗ «Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. В случае если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учета другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счет на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учета, составленного в виде электронного документа».
В Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н в ред. приказа Минфина России от 29.08.2014 № 89н), далее - Инструкции № 157н, приоритет за электронным документом: «При комплексной автоматизации бухгалтерского учета информация об объектах учета формируется в базах данных используемого программного комплекса. Формирование регистров бухгалтерского учета осуществляется в форме электронного регистра, а при отсутствии технической возможности - на бумажном носителе» (п. 19 Инструкции № 157н).
Аналогичное положение содержится в Методических указаниях по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета (часть 1 Приложения 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н):
«Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью (далее - электронный первичный учетный документ, электронный регистр, вместе - электронные документы), и (или) на бумажном носителе, в случае отсутствия возможности их формирования и хранения в виде электронных документов, и (или) в случае, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе.»
В редакции 1 «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» нет штатных средств для формирования электронной подписи (ЭП). Вместе с тем файл с печатной формой можно подписать ЭП внешними средствами (криптографическое программное обеспечение) и хранить в архиве, например в программе «1С:Документооборот 8».
В редакции 2 типовой конфигурации программы «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» печатную форму любого регистра учета можно подписать электронной подписью непосредственно в программе и хранить в архиве электронных документов программы.
Согласно Методическим указаниям по применению и формированию регистров бухгалтерского учета (часть 3 Приложения 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н) заполнение Карточки (ф. 0504041) начинается с переноса остатков на начало года. Записи в Карточке (ф. 0504041) ведутся на основании первичных (сводных) учетных документов, приложенных к Журналам операций (ф. 0504071), в количественном и стоимостном выражении с выведением остатков на конец периода и составляются по каждому материально ответственному лицу отдельно. Другой информации в части периодичности формирования регистров учета Методические указания по применению и формированию регистров бухгалтерского учета не содержат.
В соответствии с пунктом 19 Инструкции № 157н «формирование регистров бухгалтерского учета на бумажном носителе в случае отсутствия возможности их хранения в виде электронных документов, подписанных электронной подписью, и (или) необходимости обеспечения их хранения на бумажном носителе, осуществляется с периодичностью, установленной в рамках формирования учетной политики субъектом учета, но не реже периодичности, установленной для составления и представления субъектом учета бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируемой на основании данных соответствующих регистров бухгалтерского учета».
Данные об остатках и движении материальных запасов отражаются в следующих регламентированных формах бюджетной и бухгалтерской отчетности:
Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130), формируется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.;
Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168), формируется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета в составе годовой отчетности;
Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), формируется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным;
Сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768), периодичность представления - годовая.
Таким образом, Карточки количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) необходимо распечатывать или формировать в электронном виде, не реже, чем по окончании года.
7. Чайники используются сотрудниками, чтобы в перерывах пить чай. Коду 16 2930153 по старому ОКОФ нет соответствия в новом ОКОФ. Поскольку чайники не используются в оказании услуг, не обладают полезным потенциалом (и не будут), можно перевести их в материальные запасы? Какое основание перевода будет? Каковы последствия?
Безопаснее оставить электрические чайники (код 16 2930153 по ОКОФ (ОК 013-94)) в составе основных средств. Все электрические приборы, в том числе для кухонных работ, относятся согласно ОКПД2 к электрическому оборудованию (код 27.51.24.110).
Кроме того, электрочайники удовлетворяют всем критериям отнесения объекта к основным средствам. Срок их службы, как правило, более года.
Позицию, что чайники не обладают полезным потенциалом, можно оспорить. Согласно части 1 статьи 223 ТК РФ обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи.
Так, пунктом 2.49 СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания" предусмотрено, что на предприятиях должны быть столовые или столовые-раздаточные, а при численности смены менее 30 человек вместо столовой может быть оборудована комната для приема пищи. В такой комнате должны быть стационарный кипятильник, электроплита, холодильник (п. 2.52 СНиП 2.09.04-87).
Расходы на приобретение бытовой техники направлены на обеспечение нормального рабочего процесса, создания в помещении надлежащих условий труда. Они могут быть отнесены для целей налогообложения прибыли к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Таким образом, хотя и опосредованно, чайники участвуют в процессе оказания услуг и связаны с производством и реализацией, они удовлетворяют признакам полезного потенциала, приведенным в пункте 37 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н):
«37. Для целей бухгалтерского учета полезный потенциал, заключенный в активе, это его пригодность для:
а) использования субъектом учета самостоятельно или совместно с другими активами в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий) в соответствии с целями создания субъекта учета, осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, не обязательно обеспечивая при этом поступление указанному субъекту учета денежных средств (эквивалентов денежных средств)».
В противном случае покупка чайников вообще не оправдана.
Как правило, электрочайники недорогие, и их стоимость сразу списывается на затраты. ОКОФ можно присвоить условный, наиболее подходящий, например, 330.28.21.13.125. Код ОКОФ на начисление амортизации в данном случае не влияет. Для статистики погрешность также будет невелика.
В любом случае решение о том, принимать те или иные объекты в состав основных средств или материалов, должно быть единообразным независимо от даты приобретения.
8. Просьба разобрать ситуации с ОС, которых нет в новом ОКОФ. Как проводить замену кодов ОКОФ на новые? По всем объектам или на новые ОКОФ переводятся только объекты, приобретенные с 01.01.2017? И что делать, если не находим кода ОКОФ для объекта ОС.
В частности отмечалось, если по назначению какой-либо объект соответствует определенной группировке в ОКОФ, но соответствующей детальной позиции для него и позиции «Прочее» в этой группировке нет, в этом случае можно руководствоваться порядком заполнения Формы № 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций» (утв. приказом Росстата от 24.11.2015 № 563 в ред. от 30.11.2016 № 756), где допускается использование 9-тизначного кода ОКОФ, т.е. группировочного.
Согласно ОКОФ (ОК 013-2014) «Основными фондами являются произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода времени, но не менее одного года, для производства товаров и оказания услуг.» «Для отражения национальных особенностей включен хозяйственный инвентарь, т.е. предметы, непосредственно не используемые в производственном процессе.»
Однако, например, для мебели, которая раньше классифицировалась в ОКОФ (ОК 013-2014) кодами
330.31.01.1
Мебель для офисов и предприятий торговли
330.31.01.11
Мебель металлическая для офисов
330.32.50.30
Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную;
парикмахерские кресла и аналогичные кресла, и их части
330.32.50.30.110
Мебель медицинская, включая хирургическую, стоматологическую или ветеринарную, и ее части
330.32.50.30.120
Кресла парикмахерские и аналогичные кресла с устройствами для поворота, подъема, наклона и их детали
приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 июля 2017 г. № 631-ст оставлены лишь 2 позиции - 330.32.50.30 и 330.32.50.30.110. Вопрос – к какому коду ОКОФ отнести мебель для офисов?
Отсутствие для какого-либо объекта кода в ОКОФ не является поводом для отказа в признании этого объекта в составе основных средств.
Согласно Федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н), если объект предназначен и пригоден для той деятельности, ради которой субъект госсектора был создан, если он для нее полезен, – такой объект является активом, его можно и нужно признавать на балансе.
Согласно Федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства" (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н)
Основные средства - являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено настоящим Стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.
Письмом от 30.12.2016 № 02-08-07/79584 доведена позиция Минфина России:
Объекты основных средств подлежат отражению в бухгалтерском (бюджетном) учете в соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее - Инструкция 157н).
Если материальные ценности, которые в соответствии с Инструкцией 157н относятся к объектам основных средств, не вошли в ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008), то такие объекты принимаются к учету как основные средства с группировкой согласно Общероссийскому классификатору основных средств ОК 013-94.
В соответствии с пунктом 34 Инструкции № 157н принятие к учету объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, осуществляется, если иное не установлено Инструкцией № 157н, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Ответ на вопрос, следует ли присваивать коды по ОКОФ ОК 013-2014 (СНС 2008) объектам, приобретенным до 01.01.2017, - однозначно, да.
Если бы коды по ОКОФ ОК 013-94 не нужно было менять на новые, непонятно, для каких целей разработаны переходные ключи (утв. приказом Росстандарта от 21.04.2016 № 458)? Для чего была проделана такая титаническая работа?
Классификаторы вводятся для стандартизации. Эта цель не достигается, если для одних и тех же видов объектов применяются разные коды. Статистические формы по основным средствам утверждены приказом Росстата от 26.06.2017 № 428. В форме № 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций" действительно не требуется указывать код по ОКОФ. Его нужно ставить в форме № 11 (сделка) "Сведения о сделках с основными фондами на вторичном рынке и сдаче их в аренду". Однако согласно Указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 11 (краткая) (п. 4 части 1 Приложения 2 к приказу Росстата от 30.11.2017 № 799) для классификации основных фондов в отчете за 2017 отчетный год используется классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008), введенный в действие с 01.01.2017 приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст с изменениями, утвержденными приказом Росстандарта от 10.11.2015 № 1746-ст.
В программе «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8», редакции 1 и редакции 2, автозаполнение строк регламентированного отчета «Форма 11 (краткая)» производится в соответствии с указанными у объектов ОС кодами по ОК 013-2014 (СНС 2008).
9. Учреждению «Спортшкола» подарили бывший в употреблении боксерский ринг. Новый ринг стоит 150 000 руб. Как правильно определить стоимость, по которой нужно принять к учету ОС?
В соответствии с законодательством 2017 года (п. 25 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н), далее – Инструкция № 157н)
«Первоначальной (фактической) стоимостью объектов нефинансовых активов, полученных учреждением безвозмездно, в том числе по договору дарения, признается их текущая оценочная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.
Для целей настоящей Инструкции под текущей оценочной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к учету.
Определение текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности документального подтверждения - экспертным путем.
При определении текущей оценочной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансового актива комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, используются данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, а также в средствах массовой информации и специальной литературе, экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.»
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке. Она определяется с учетом износа объекта.
Если в открытых источниках не удалось обнаружить данные о стоимости ринга, стоимость ринга по данным дарителя следует уменьшить на суму его износа (амортизации), начисленного дарителем.
В 2018 году вступил в действие Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства" (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н), далее – ФСБУ ГС "Основные средства".
Согласно пункту 7 ФСБУ ГС "Основные средства" операции по передаче (получению) активов безвозмездно (без взимания платы) являются необменными.
Согласно пунктам 22-23 ФСБУ ГС "Основные средства"
22. Первоначальной стоимостью объекта основных средств, приобретенного в результате необменной операции, является его справедливая стоимость на дату приобретения.
23. В случае если объект основных средств, приобретенный путем необменной операции, не может быть оценен по справедливой стоимости, оценка его первоначальной стоимости производится на основании остаточной стоимости переданного взамен актива.
В случае если данные об остаточной стоимости передаваемого взамен актива по каким-либо причинам недоступны, либо на дату передачи остаточная стоимость передаваемого взамен актива нулевая, субъектом учета отражается приобретенный путем такой необменной операции актив в составе основных средств в условной оценке, равной одному рублю.
Согласно Федеральному стандарту бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н):
52. Оценка отдельных объектов бухгалтерского учета в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляется по справедливой стоимости - в оценке, соответствующей цене, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив между независимыми сторонами сделки, осведомленными о предмете сделки и желающими ее совершить.
53. Определение справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств осуществляется с учетом положений настоящего Стандарта и иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
54. Основными методами определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств являются:
а) метод рыночных цен;
б) метод амортизированной стоимости замещения.
Для определения справедливой стоимости соответствующего вида актива или обязательства используется метод, который наиболее применим и позволяет достоверно оценить справедливую стоимость соответствующего объекта бухгалтерского учета, либо метод, предусмотренный для соответствующего объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
55. При использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива (обязательства) определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа.
59. При определении справедливой стоимости используются документально подтвержденные данные о рыночных ценах, полученные субъектом учета как от независимых экспертов (оценщиков), либо сформированные субъектом учета самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе.
При применении метода рыночных цен для определения справедливой стоимости актива подход, используемый в 2017 г. согласно Инструкции № 157н, применим и в 2018 г., после введения ФСБУ ГС.
При анализе рыночных цен следует руководствоваться пунктом 3 Инструкции № 157н в редакции приказа Минфина России от 27.09.2017 № 148н: «при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает приоритетное признание в бухгалтерском учете расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов (принцип осмотрительности)».
Однако принцип осмотрительности не приведен ни в Инструкции № 157н, ни в ФСБУ ГС «Концептуальные основы».
Согласно пункту 43 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 37 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н, в ред. от 27.06.2016, применяется организациями коммерческого сектора) «При формировании суждений в условиях неопределенности необходима осторожность, с тем чтобы не завысить оценку доходов или активов и не занизить оценку расходов или обязательств».
Поэтому, чтобы не завысить оценку безвозмездно поступившего актива, надо взять не среднюю, а наименьшую стоимость аналогичного актива.
В вашем случае, при определении первоначальной стоимости объекта ОС комиссии по поступлению и выбытию активов также следует учесть его амортизацию предыдущим владельцем.
10. Как отразятся нововведения ФСБУ по основным средствам в налоговом учете, а в частности в налоговом учете в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения»?
Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства" (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н), далее – ФСБУ ГС "Основные средства", введены следующие изменения:
1. Увеличены пределы стоимости основных средств для начисления амортизации (п. 39 ФСБУ ГС "Основные средства"):
на объект основных средств стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;
на объект основных средств стоимостью до 10 000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта основных средств, являющегося объектом движимого имущества, стоимостью до 10 000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта основных средств на забалансовом счете в соответствии с порядком применения Единого плана счетов бухгалтерского учета;
на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию;
на иной объект основных средств стоимостью от 10 000 до 100 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию.
2. В соответствии с учетной политикой субъекта учета начисление амортизации объекта основных средств может производиться не только линейным методом, а также
методом уменьшаемого остатка. При использовании данного метода годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента не выше 3, используемого субъектом учета и установленного им в соответствии с его учетной политикой;
пропорционально объему продукции. Метод заключается в начислении суммы амортизации, основанной на ожидаемом использовании или ожидаемой производительности актива. В соответствии с данным методом сумма амортизации может быть равна нулю во время остановки производства продукции с применением соответствующего объекта основных средств (п. 36 ФСБУ ГС "Основные средства").
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» данные изменения реализованы:
Редакция 1 – релиз 1.0.49.4 и выше;
Редакция 2 – релиз 2.0.53.20 и выше.
Для целей обложения налогом на прибыль объекты основных средств, участвующие в приносящей доход деятельности, классифицируются как амортизируемое имущество (ст. 256 НК РФ). Оценка амортизируемого имущества и начисление амортизации в налоговом учете осуществляется, как и ранее, в соответствии со статьями 257 – 259.3 главы 25 НК РФ. Согласно положениям главы 25 НК РФ классификация, оценка и порядок начисления амортизации амортизируемого имущества не зависят от того, каким образом эти операции отражаются в бухгалтерском учете. Изменений в указанные статьи НК РФ вследствие принятия ФСБУ ГС "Основные средства" не вносилось. Таким образом, нововведения ФСБУ ГС "Основные средства" на налоговый учет не влияют.
Что касается сопоставления и синхронизации данных бухгалтерского и налогового учета, изменения пределов стоимости ОС для начисления амортизации в бухгалтерском учете гармонизированы с налоговым законодательством. А новые возможные способы начисления амортизации применимы только в бухгалтерском учете. В целях гармонизации данных бухгалтерского и налогового учета необходимо применять линейный метод начисления амортизации.
11. Деление недвижимого имущества в 2018 году на недвижимое и инвестиционное. Каким образом делить - по площади, сдаваемой в аренду, и площади, используемой субъектом учета? В этом случае будет 2 карточки ОС?
В соответствии с Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства" (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н), недвижимость классифицируется как занимаемая субъектом учета или инвестиционная недвижимость.
Инвестиционная недвижимость - объект недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимое имущество, составляющее с указанным объектом единый имущественный комплекс, находящийся во владении и (или) пользовании субъекта учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи.
К инвестиционной недвижимости относится полученное (созданное, приобретенное) имущество для целей предоставления его в аренду (субаренду). При этом право осуществления субъектом учета функций (деятельности) по предоставлению государственного (муниципального) имущества в аренду должно быть предусмотрено его учредительными документами (письмо Минфина России от 30.11.2017 № 02-07-07/79257).
Признание объекта основных средств в составе группы "Инвестиционная недвижимость" (счет 0 101 13 000) прекращается с момента прекращения договора аренды и если в дальнейшем его использование в целях получения арендных платежей (платы за пользование (арендной платы)) не предполагается.
Недвижимость, занимаемая субъектом учета - основные средства, являющиеся объектами недвижимого имущества, находящиеся во владении и (или) пользовании субъекта учета, предназначенные для использования:
при выполнении возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций);
при осуществлении деятельности по выполнению работ, оказанию услуг;
для управленческих нужд субъекта учета, в том числе объекты недвижимого имущества (части помещений), признаваемые активами культурного наследия.
К объектам недвижимости, занимаемым субъектом учета, относятся в частности здания, сооружения, отдельные помещения, предоставленные в пользование иным правообладателям в рамках операционных арендных отношений в целях выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления им деятельности по выполнению работ, оказанию услуг, либо для обеспечения его управленческих нужд (письмо Минфина России от 30.11.2017 № 02-07-07/79257).
Таким образом, временно сдаваемое в аренду учреждением помещение не является инвестиционной недвижимостью, а классифицируется как объект основных средств.
Согласно пункту 45 Инструкции № 157н «отдельные помещения зданий, имеющие разное функциональное назначение, а также являющиеся самостоятельными объектами имущественных прав, учитываются как самостоятельные инвентарные объекты основных средств». Таким образом, если помещение сдается в аренду на продолжительный срок, его следует выделить в отдельный инвентарный объект.
В 2018 г. арендодателем в рамках договоров по операционной аренде, как и прежде, передача (возврат) объекта в безвозмездное или возмездное пользование отражается «путем внутреннего перемещения объекта нефинансовых активов с одновременным отражением на забалансовом счете переданного (полученного) объекта по его балансовой стоимости» (п. 33 Инструкции № 157н.)
12. При покупке компьютера (отдельно монитор и системный блок) каким образом правильно принять к учету в 2017 и 2018 году:
принять к учету системный блок и монитор как материальные запасы (на 105 счет), а затем списать на изготовление основного средства (компьютер в сборе)?
или принять к учету отдельно системный блок и отдельно монитор как основные средства и учитывать как отдельные инвентарные объекты?
В 2018 г., как и в 2017 г., компьютер принимается к учету в составе основных средств как единый инвентарный объект.
Если в накладной перечислены составляющие части единого автоматизированного рабочего места, это не значит, что предварительно необходимо учитывать составные части как материальные запасы.
Если системный блок и монитор имеют разные сроки полезного использования, их можно учесть как самостоятельные инвентарные объекты. Инструкцией № 157н (п. 45) предусмотрено: «В случае наличия у одного конструктивно-сочлененного объекта нескольких частей - основных средств, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект».
Аналогичное положение закреплено в Федеральном стандарте бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства" (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н): «Единицей учета основных средств может признаваться часть объекта имущества, имеющая отличный от остальных частей срок полезного использования, и стоимость которой составляет значительную величину от общей стоимости объекта имущества (далее - структурная часть объекта основных средств). При этом такая единица учета основных средств определяется вне зависимости от возможного физического обособления части объекта имущества».
Если в целях самостоятельной сборки компьютера его составные части приобретались по отдельным договорам, то они принимаются к учету на счет 105 00. Затем относятся на счет 106 01. После формирования стоимости объекта и завершения его монтажа – на счет 101 00.
13. Если в аренду в детском саду сдаются бассейн и раздевалка на почасовую оплату в выходные и праздничные дни, считать ли эти объекты инвестиционной недвижимостью и учитывать ли их в 2018 г. по стандарту «Аренда», ведь они будут использоваться как собственником, так и арендатором?
В соответствии с Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства" (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н) Инвестиционная недвижимость - объект недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимое имущество, составляющее с указанным объектом единый имущественный комплекс, находящийся во владении и (или) пользовании субъекта учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи.
Исходя из определения инвестиционной недвижимости – объекты, не предназначенные для осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг, делаем вывод, что в данном случае бассейн и раздевалка не являются инвестиционной недвижимостью, поскольку используются учреждением для оказания услуг по присмотру и уходу за детьми.
С 2018 г. при отражении в бухгалтерском учете активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования (далее - объекты учета аренды), следует руководствоваться Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Аренда" (утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н), далее – ФСБУ ГС "Аренда".
Согласно ФСБУ ГС "Аренда" для целей бухгалтерского учета объекты учета классифицируются как объекты учета операционной аренды или как объекты учета неоперационной (финансовой) аренды.
Предоставление помещение в пользование на несколько часов не подпадает под определение ни объекта учета операционной аренды, ни объекта учета неоперационной (финансовой) аренды (п. 13, 14 ФСБУ ГС "Аренда").
В 2018 г. арендодателем в рамках договоров по операционной аренде, как и прежде, передача (возврат) объекта в безвозмездное или возмездное пользование отражается «путем внутреннего перемещения объекта нефинансовых активов с одновременным отражением на забалансовом счете переданного (полученного) объекта по его балансовой стоимости» (п. 33 Инструкции № 157н.)
Предоставление помещения в пользование на несколько часов не отражается на счетах учета основных средств и на забалансовом счете 25 (26). В учете формируются лишь дебиторская задолженность за услуги по предоставлению помещения в пользование и доходы от предоставления помещения в пользование.
14. Вопрос по переоценке по кадастровой стоимости. Есть ли какая-либо информация, каким образом мы будем формировать налоговые регистры для расчета налога на имущество после переоценки недвижимого имущества. Будет два совершенно разных регистра?
В целях начисления налога на имущество организаций согласно ст. 374 НК РФ: «Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.»
В соответствии со статьей 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Согласно пункту 3 этой статьи, при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. В случае, если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества для целей настоящей главы определяется без учета таких затрат.
Таким образом, не может быть двух отдельных регистров – для бухгалтерского учета и учета налогооблагаемой базы по налогу на имущество.
Ответ на вопрос о применении кадастровой оценки в бухгалтерском учете для зданий и сооружений с 1 января 2018 г. приведен в письме Минфина Росси от 30.11.2017 № 02-07-07/79257:
«Согласно пунктам 15, 19 СГС "Основные средства" балансовая стоимость основных средств, являющихся объектами недвижимости (соответствующих критериям активов), используемых субъектом учета на праве оперативного управления, полученных (созданных) за счет средств бюджетов (средств бюджетных (автономных) учреждений), является их первоначальная стоимость, определенная в сумме фактически произведенных капитальных вложений с учетом последующих изменений в результате достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), замещения (частичной замены в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации) объекта или его составной части, а также переоценки объектов основных средств.
В отношении объектов недвижимости, признанных в составе основных средств балансовыми объектами учета до первого применения СГС "Основные средства" и соответствующих критериям активов, предусмотренным пунктом 8 указанного Стандарта - способных обеспечивать выполнение балансодержателями возложенных на него полномочий (функций), осуществление выполнения работ, услуг, по которым стоимостные оценки определены до первого применения Стандарта, порядок осуществления балансового учета (определения стоимости для целей исчисления налога на имущество организаций) не изменился.»
Таким образом, недвижимость учреждения учитывается по балансовой стоимости – фактической с учетом реконструкции, достройки, переоценки.
Кадастровая оценка применяется только в отношении объектов недвижимости, которые до первого применения стандарта не учитывались в составе основных средств согласно действующим правилам учета:
на условиях лизинга по договорам, условиями которых субъект учета (лизингополучатель) не определен балансодержателем;
иных арендных отношений, относящихся в соответствии с ФСБУ ГС "Аренда" к финансовой аренде.
Согласно пункту 57 ФСБУ ГС "Основные средства" объекты бухгалтерского учета, подлежащие отражению согласно указанному Стандарту в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах, ранее не признававшиеся таковыми в составе основных средств и (или) отражавшиеся на забалансовом учете, признаются субъектом учета в составе основных средств (отражаются в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах) по их первоначальной стоимости, определенной
по их кадастровой стоимости на дату первого применения Стандарта (при ее наличии);
при отсутствии кадастровой стоимости на дату применения:
а) по ранее сформированным оценкам (по балансовой стоимости неотделимых улучшений в используемые объекты недвижимости, сформированной на дату первого применения настоящего Стандарта);
б) в случае, если балансовая стоимость объекта до первого применения не была сформирована, в условной оценке - 1 объект, 1 рубль.
15. 14 июля Учреждение 1 передает Учреждению 2 имущество (ОС, МЗ); 27 июля Учреждение 1 становится филиалом Учреждения 2, и теперь Учреждение 2 передает имущество назад Учреждению 1. Через какие счета делать передачу имущества в первом и во втором случае?
В зависимости от типа учреждений предусмотрены бухгалтерские записи в корреспонденции со следующими счетами:
казенные – счет 304.04.
иные – счета 401.20.241 /401.10.180.
Если передача осуществлялась в момент реорганизации, то применяется счет 304.06.
Затем при передаче обособленному подразделению учреждения применяется счет 304.04.
16. Прошу проконсультировать по подготовке информационной базы БГУ к 2018 году, что необходимо сделать? В частности хочу узнать, нужно ли создавать на 2018 год новую структуру РПС в Учетной политике или можно оставить текущего года, если количество КФО, их тип «АУ и БУ» и КЭК «Бюджетная классификация» остаются без изменений? Потребуется ли переносить остатки на новые рабочие счета?
В 2018 году структура номеров счетов плана счетов для бюджетных учреждений не меняется. Поэтому новую структуру РПС в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» создавать не требуется.
Однако обращаем внимание, что с 1 января 2018 г. начинают применяться Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора:
Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности (приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н);
Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности (приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н);
Основные средства (приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н);
Аренда (приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н);
Обесценение активов (приказ Минфина России от 31.12.2016 № 259н).
В связи с этим в Едином плане счетов бухгалтерского учета появляются новые счета, изменяется назначение некоторых счетов, изменяется порядок учета некоторых объектов. Проект приказа «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации» (№ 01/02/11-17/00075636) опубликован для общественного обсуждения. В связи с изменением назначения счетов потребуется перенос остатков на новые счета.
Обращаем внимание, что с 1 января 2018 г. планируются также изменения в бюджетной классификации и классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ). Приказ Минфина России от 27.12.2017 № 255н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 65н» находится на регистрации в Минюсте России.
Поскольку номер счета бюджетного (бухгалтерского) учета включает коды (части кодов) бюджетной классификации, возможно, потребуется перенос остатков по счетам в связи с изменением бюджетной классификации.
Некоторые аналитические счета ЕПСБУ соответствуют кодам КОСГУ. В связи с изменениями в КОСГУ возможны изменения аналитических счетов ЕПСБУ, что также потребует переноса остатков на соответствующие счета.
Как только будут опубликованы утвержденные приказы по применению планов счетов, соответствующие изменения будут внесены в программу «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», редакции 1 и редакции 2. Также будет предусмотрен Помощник для переноса остатков на новые счета.
Отзывы слушателей и фоторепортажи с семинаров
ЛВС (Тихвин, Ленинградская обл.) – 210 чел.
Руна-С (Нижний Новгород) – 138 чел.
Главный специалист Арбитражного суда Нижегородской области Крылова О. В.: «Отличный семинар! Узнала много нового для себя. Спасибо!»
Главный бухгалтер ГБУЗ НО «Первомайская ЦРБ» Крепкова Т. В.: «Благодарим за организацию семинара. Все точно, грамотно, доступно. Успехов и реализации поставленных целей»
Экономист 1 категории ГУ ЗАГС Нижегородской области Молочкова Я. И.: «Огромное спасибо за семинар. Очень профессионально, доступно, понятным языком и на конкретных примерах»
Главный бухгалтер ГБУЗ НО «Вознесенская ЦРБ» Илюшкина В. А.: «Всегда с удовольствием бываю на ваших семинарах, узнаю что-то новое. Спасибо»
Заместитель главного бухгалтера ГБУ НО «Автобаза УДП НО» Морозова Е. В.: «Большое спасибо за семинар! Ваши семинары всегда актуальны, доступны и своевременны. Большое спасибо Надежде Николаевне за легкое восприятие материала»
ИП Полухин (Воронеж) – 133 чел.
Аспект (Вичуга) – 72 чел.
Гелиос-С (Кострома) – 70 чел.
Лаборатория Форт Крым (Симферополь, Керчь, Евпатория, Феодосия) – 75 чел.
Бизнес Архитектор (Пенза) – 56 чел.
ЭЛСОФ (Пенза) – 50 чел.
НПВФ «Интерсофт» (Краснодар) – 97 чел.
ОнЛайн-Сервис (Орел) – 47 чел.
ИП Гороховская С.Л. (Ахтубинск) – 45 чел.
АРМ-Плюс (Якутск) – 42 чел.
ЛИДЕР СОФТ (Чебоксары) – 40 чел.
АВИКО ВЦ (Волгоград) – 35 чел.
ВЦ Мадьярова (Иркутск) – 20 чел.
Центр консалтинговых проектов (Мурманск) – 12 чел.
СофтЭксперт (Тула) – 18 чел.
Группа компаний «СофтБаланс» (Санкт-Петербург) – 34 чел.