Как отменить или уменьшить штраф СФР из-за технического сбоя
Периодически работодатели теряют возможность своевременного направления сведений в СФР из-за технических сбоев в работе программного обеспечения как фонда, так и самого страхователя. В связи с этим у многих страхователей возникает вопрос, можно ли отменить или уменьшить штрафы СФР за несвоевременное представление сведений в подобных ситуациях. Рассказываем, как суды разрешают такие споры.

Сбой при передаче сведений по форме ЕФС-1

Вероятность отмены штрафа за просрочку сдачи сведений ЕФС-1 зависит от того, на чьей стороне возник сбой в работе системы, отвечающей за передачу данных сведений. Если сбой наблюдался у СФР, то суд в подавляющем большинстве случаев встанет на сторону страхователя и отменит наложенный на него штраф. 

В подобных спорах судьи исходят из того, что страхователи, передавая в СФР сведения по форме ЕФС-1, отвечают только за свои собственные действия. На работу СФР и ПО, которое использует фонд, страхователи повлиять никаким образом не могут. Поэтому если оборудование, используемое СФР для передачи и принятия сведений от страхователей, по каким-либо причинам перестает работать, то страхователи за это отвечать не должны. Если же оборудование страхователя перестает работать, то тогда он должен нести ответственность за несвоевременную подачу данных в фонд.

Например, Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 22.02.2024 №А40-175408/2023 признал, что страхователей нельзя штрафовать за технические сбои, произошедшие в работе оборудования СФР. 

В данном случае организацию оштрафовали за несвоевременную подачу сведений по форме ЕФС-1. При этом задержка передачи сведений была обусловлена тем, что СФР не принял отчетность из-за ошибки в работе сертификата шифрования. Суд установил, что спорные сведения организация направила в фонд в пределах установленного для их направления срока. Это подтверждается уведомлением о доставке, а также представленной в материалы дела переписке с оператором ЭДО. 

Фонд данные не принял, поскольку в оборудовании СФР возникли технические проблемы с расшифровкой сведений. Причем проблемы возникли из-за того, что СФР своевременно не уведомил операторов связи о предстоящей смене сертификата шифрования (по независящим от страхователя причинам). Поэтому суд признал, что у организации объективно отсутствовала возможность своевременной передачи сведений в СФР, и фонд не вправе был ее штрафовать за несдачу ЕФС-1. 

Суды считают, что за работоспособность оборудования, которое передает сведения в электронной форме, отвечает его пользователь (страхователь или СФР). Если оборудование страхователя перестает работать, то он должен нести ответственность за несвоевременную подачу данных в фонд. Если же сбой происходит в работе оборудования фонда, то он не должен накладывать штрафы за несвоевременное представление сведений. 

Сложнее оспорить штраф, если технический сбой случился в работе ПО страхователя или компании, которой он передал полномочия на представление сведений в СФР (например, бухгалтерские компании на аутсорсе). Так, Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 18.03.2024 №Ф07-1747/2024 встал на сторону фонда и пояснил, что СФР не может штрафовать организации за несвоевременную сдачу ЕФС-1 только в случаях, когда технический сбой происходит в работе оборудования самого фонда. Аппаратный же сбой в работе компьютерных систем страхователя - полностью его ответственность. 

В рассмотренном случае СФР оштрафовал компанию за несдачу ЕФС-1 по причине сбоя в работе системы самой компании. Судьи поддержали фонд, хотя компания направила необходимые сведения сразу же после появления технической возможности для сдачи данной отчетности. Суд пояснил, что нарушение работы компьютерного оборудования относится к организационным вопросам хозяйствующего субъекта и не может признаваться основанием для освобождения от ответственности за совершение правонарушения. Страхователь должен обеспечивать стабильную и правильную работу ПО, при помощи которого он представляет сведения в СФР. Также страхователь во всех случаях обязан своевременно устранять неисправность такого ПО.

В свою очередь Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 30.01.2025 №Ф04-5727/24 по делу № А45-25515/2024 признал, что технический сбой на стороне страхователя не освобождает от штрафа за несдачу ЕФС-1, но является смягчающим обстоятельством. Установив, что компания не смогла своевременно представить сведения по причине технического сбоя, суд уменьшил наложенный на нее штраф с 300 000 до 20 000 рублей.

Сбой при передаче сведений для назначения пособий

СФР не считает неполадки в программном обеспечении страхователей, отвечающем за передачу сведений для назначения и выплаты пособий, уважительной причиной для несоблюдения сроков передачи таких сведений. Если работодатель из-за технического сбоя не смог передать сведения в систему электронного документооборота СФР (СЭДО) в течение трех рабочих дней со дня получения запроса СФР, его оштрафуют на 5 000 рублей. Штраф последует на основании ч.3 ст.15.2 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Страхователи могут отменить такой штраф в судебном порядке, если докажут, что не смогли своевременно направить сведения для назначения пособий по причине произошедшего технического сбоя. Например, один из таких споров организации-страхователя с СФР рассмотрел Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 04.03.2024 №Ф09-578/24. Организацию оштрафовали на 5 000 рублей за просрочку подачи сведений, необходимых для назначения и выплаты заболевшему работнику пособия по временной нетрудоспособности. Первоначальный запрос сведений из СФР организация не получила и направила их в фонд, получив повторный запрос спустя 10 дней.

Назначая организации штраф, СФР исходил из того, что технический сбой в ПО, осуществляющем обмен сведениями между страхователем и СФР, не является основанием для освобождения страхователя от ответственности за несвоевременное представление сведений. По мнению СФР, исправность оборудования, отвечающего за передачу сведений, должен контролировать сам страхователь. Если оборудование не работает и не принимает запросы СФР, то виноват в этом только страхователь. Кроме того, в законодательстве нет норм, которые освобождали бы страхователей от ответственности по причине неисправности имеющегося у них оборудования.

Организация оспорила штраф в суде, представив доказательства, что первоначальный запрос СФР к ней действительно не поступал. В спорный период организация регулярно запускала обмен по проактивному процессу, однако никаких сведений и запросов из фонда не получала. Запрос фонда был загружен в систему страхователя только спустя 10 дней с момента формирования СФР первоначального запроса. В этот же день в СФР были направлены все сведения, необходимые для назначения и выплаты работнику пособия.

Арбитражные суды всех трех инстанций поддержали организацию-страхователя, признав, что оснований для наложения штрафа у СФР не имелось. Суды решили, что трехдневный срок для представления таких сведений следует рассчитывать не с момента направления СФР соответствующего запроса, а с момента получения данного запроса организацией-страхователем. В результате штраф был отменен. Схожие решения по подобным спорам принимают и другие арбитражные суды (см., например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.08.2024 №Ф05-16659/24).

Что делать страхователю, получившему штраф от СФР

Накладывая на страхователей штрафы, должностные лица СФР используют преимущественно формальный подход и не могут разбираться в конкретных причинах несдачи сведений той или иной компанией. Поэтому не стоит исключать вероятность привлечения к ответственности за несдачу сведений в СФР по причине технического сбоя.

В то же самое время, как подтверждает судебная практика, шансы отменить такие штрафы СФР в судебном порядке у добросовестных страхователей довольно высоки. Отменить или уменьшить штраф помогут письма и подтверждения о произошедшем сбое от операторов ЭДО, скриншоты ошибок, выдаваемых программным обеспечением, а также письменные ответы самого СФР, касающиеся неполадок, препятствующих своевременному направлению сведений. 


В материале использованы фото: GamePixel / Shutterstock / Fotodom.

Комментарии