Предмет спора: налоговая инспекция приняла решение о проведении в отношении организации выездной налоговой проверки. При этом никаких налоговых нарушений организация не допускала, и в ее деятельности отсутствовали признаки, указывающие на неуплату налогов и получение незаконных налоговых вычетов. Организация посчитала, что у налоговой инспекции отсутствуют основания для проведения проверки и обратилась в суд с иском, в котором потребовала отменить решение ИФНС о назначении и проведении выездной налоговой проверки.
За что спорили: возможность проведения проверки в отношении добросовестного налогоплательщика.
Кто выиграл: налоговая инспекция.
Обосновывая в суде заявленные исковые требования, представитель организации-налогоплательщика указывал, что выездную проверку ИФНС вправе назначить только в отношении недобросовестного налогоплательщика либо налогоплательщика, подозреваемого в совершении налоговых нарушений. Для этого налоговая инспекция должна использовать критерии недобросовестных плательщиков, утвержденные в соответствии с приказом ФНС от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@.
В частности, по мнению организации, выездная проверка может быть назначена при отражении в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов, выплате сотрудникам зарплаты ниже МРОТ или при сотрудничестве с фирмами-однодневками. Если же в деятельности налогоплательщика отсутствуют риски, прямо указанные в приказе ФНС от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@, то выездная проверка в его отношении проводиться не должна. Следовательно, с точки зрения организации, ИФНС необоснованно назначила выездную проверку и должна ее отменить.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции отклонил доводы организации и встал на сторону налоговой инспекции.
Суд пояснил, что право на проведение выездных налоговых проверок налоговым органам гарантировано в соответствии с пп.2 п.1 ст.31 НК РФ. Целью выездной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах (п.2 ст.87 НК РФ).
Положения НК РФ не содержат исчерпывающего перечня оснований для назначения выездной налоговой проверки. НК РФ устанавливает лишь ряд ограничений в отношении порядка проведения таких проверок. Все эти ограничения указаны в п.4 и п.5 ст.89 НК РФ. Так, проверяемый в рамках выездной проверки период не должен превышать трех лет. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Кроме того, инспекции не вправе проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года. Никаких других ограничений и запретов в отношении выездных проверок законодательство не устанавливает.
Суд установил, что в деятельности организации действительно не наблюдалось признаков, перечисленных в приказе ФНС от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». В то же самое время данное обстоятельство не мешает налоговой инспекции провести в отношении организации выездную проверку. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных поверок налоговые органы осуществляют самостоятельно. Несовершение организацией налоговых правонарушений и неиспользование ею незаконных схем по налоговой оптимизации не свидетельствуют о том, что такие нарушения не будут выявлены в ходе выездной проверки.
ИФНС вправе назначить выездную проверку, если у нее возникнут подозрения в нарушении налогоплательщиком действующих норм НК РФ. В свою очередь налогоплательщики не могут оспаривать обоснованность назначенных проверок, поскольку назначение проверки само по себе не нарушает их прав. В связи с этим суд признал решение ИФНС о проведении выездной проверки законным и обоснованным и отказал организации в удовлетворении иска.
В материале использованы фото: Amnaj Khetsamtip / DexonDee/ Shutterstock / Fotodom.