Судебный вердикт: нужно ли платить налог с долга перед контрагентом, исключенным из ЕГРЮЛ
Арбитражный суд Центрального округа от 20.02.2023 № А08-435/2021 разъяснил, обязаны ли организации включать в состав своих доходов задолженность перед контрагентами, исключенными из ЕГРЮЛ, и уплачивать с такой задолженности налог на прибыль.

Предмет спора: по итогам проведенной проверки налоговая инспекция доначислила организации налог на прибыль. Основанием для принятия данного решения послужил вывод инспекции о неправомерном невключении организацией в состав внереализационных доходов невостребованной кредиторской задолженности перед контрагентом, исключенным из ЕГРЮЛ. Посчитав действия налоговиков незаконными, организация обратилась с иском в суд и потребовала отменить доначисление налога на прибыль.

За что спорили: 1 478 227 рублей.

Кто выиграл: налоговая инспекция.

Обосновывая в суде заявленные исковые требования, представитель организации указывал, что в состав внереализационных доходов могут быть включены только долги перед ликвидированными контрагентами. В спорном же случае никакой ликвидации не было. Контрагент был исключен из ЕГРЮЛ по причине указания в реестре недостоверных сведений. Исключение компании из ЕГРЮЛ в административном порядке не является ликвидацией юридического лица. Поэтому, по мнению организации, долги перед исключенным из ЕГРЮЛ контрагентом не являются внереализационным доходом, и с них не требуется платить налог на прибыль.

Суд кассационной инстанции признал доводы организации-налогоплательщика необоснованными и встал на сторону налоговой инспекции, доначислившей налог. Суд указал, что каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. Объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, определяемая как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ).

К доходам относят в том числе внереализационные доходы (пп. 2 п. 1 ст. 248 НК РФ). При этом внереализационными доходами налогоплательщика признают, в частности, доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям.

Перечень оснований для списания кредиторской задолженности является открытым. Следовательно, в состав внереализационных доходов может быть включена как задолженность перед ликвидированным контрагентом, так и задолженность перед контрагентом, исключенным из ЕГРЮЛ по другим основаниям.

Правоспособность организации возникает с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о ее создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о ее прекращении (ст. ст. 49 и 51 ГК РФ). По общему правилу обязательство прекращается ликвидацией организации (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированной организации возлагается на другое лицо (ст. 419 ГК РФ).

Суд установил, что деятельность контрагента налогоплательщика была прекращена путем исключения его из ЕГРЮЛ. В отношении контрагента была внесена запись об исключении из ЕГРЮЛ в связи с наличием в реестре недостоверных сведений. Поэтому обязательства организации перед указанным кредитором были фактически прекращены. Задолженность с организации уже не может быть взыскана. Следовательно, организация была обязана учесть спорную кредиторскую задолженность как невозможную к взысканию во внереализационных доходах и уплатить с данной задолженности налог на прибыль.

В связи с этим, заключил суд, решение ИФНС о доначислении организации налога на прибыль является правомерным и не подлежит отмене. В удовлетворении искового заявления организации было отказано.

Комментарии