Трудовые споры: можно ли с работника взыскать штраф, уплаченный заказчику
Работник компании-подрядчика пронес алкоголь на территорию организации-заказчика, в которой выполнял строительные работы. По данному факту компания-подрядчик уплатила заказчику штраф (договорную неустойку) в размере 200 000 рублей. В связи с этим работника уволили на основании пп. «д» п. 6 ст. 81 ТК РФ (однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей). Также работодатель обратился в суд с иском к уволенному работнику, в котором потребовал взыскать с него договорную неустойку, уплаченную организации-заказчику.

На повестке дня: определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.02.2023 № 88-2472/2023.

Предыстория: работник компании-подрядчика пронес алкоголь на территорию организации-заказчика, в которой выполнял строительные работы. По данному факту компания-подрядчик уплатила заказчику штраф (договорную неустойку) в размере 200 000 рублей. В связи с этим работника уволили на основании пп. «д» п. 6 ст. 81 ТК РФ (однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей). Также работодатель обратился в суд с иском к уволенному работнику, в котором потребовал взыскать с него договорную неустойку, уплаченную организации-заказчику.

Задействованные нормы: ст. ст. 81 и 238 ТК РФ.

За что спорили: 200 000 рублей.

Обосновывая в суде заявленные исковые требования, представитель работодателя указывал, что в результате неправомерных действий сотрудника работодателю пришлось платить штраф компании-заказчику. Причем сотрудник был предупрежден и знал о том, что пронос алкоголя на территорию заказчика запрещен и наказывается штрафом. Нарушив данный запрет, работник причинил работодателю прямой действительный ущерб в виде штрафа, уплаченного в пользу заказчика. Поэтому, по мнению работодателя, уволенный работник обязан возместить организации причиненный ущерб.

Суд кассационной инстанции отклонил доводы организации-работодателя и встал на сторону уволенного сотрудника. Судьи разъяснили, что работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы взысканию с работника не подлежат (ч. 1 ст. 238 ТК РФ).

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (ч.2 ст. 238 ТК РФ). За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере. Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Необходимыми условиями для наступления материальной ответственности работника за причиненный работодателю ущерб являются:

  • наличие прямого действительного ущерба у работодателя;
  • противоправность поведения (действий или бездействия) работника;
  • причинная связь между действиями или бездействием работника и причиненным работодателю ущербом;
  • вина работника в причинении ущерба.

Бремя доказывания наличия совокупности указанных обстоятельств законом возложено на работодателя, который до принятия решения о возмещении ущерба конкретным работником обязан провести проверку с обязательным истребованием от работника письменного объяснения.

Само по себе нарушение работником требований охраны труда не причиняет материального ущерба работодателю, а представляет собой дисциплинарный проступок, за совершение которого работник привлечен к дисциплинарной ответственности. В свою очередь штраф, уплаченный работодателем на основании договора, заключенного между организациями, стороной которого работник не является, по своей правовой природе не является прямым действительным ущербом работодателя.

Выплата работодателем третьему лицу штрафа либо финансовой санкции не относится к сфере материальной ответственности работника (ст. 238 ТК РФ). Штраф, примененный к работодателю, в данном случае является мерой ответственности самого работодателя за неисполнение условий договора возмездного оказания услуг перед третьим лицом.

Понятие прямого действительного ущерба не позволяет отнести к основаниям материальной ответственности работника уплату работодателем штрафа по договору возмездного оказания услуг, заключенному с третьим лицом. Потому, заключил суд, работодатель не вправе требовать взыскания с уволенного работника штрафа, уплаченного заказчику. В удовлетворении иска работодателю было отказано.

Комментарии