Внесенный в Думу правительственный
Изменения потребовались и для регламентации отдельных вопросов налогообложения доходов дистанционных работников, как проживающих в России, так и уехавших за пределы территории страны.
Кроме того, правительственный законопроект расширяет полномочия налоговых органов в сфере ведения бухучета, в сфере налогового мониторинга, в части применения такой обеспечительной меры, как приостановление операций по банковским счетам налогоплательщиков (блокировка счетов). Правительством предложены поправки и в ст. 101 НК РФ, которые позволят налоговикам частично отменять ранее принятые в отношении налогоплательщика обеспечительные меры. Сейчас НК РФ не предусматривает возможности частичной отмены обеспечительных мер. Законопроект наделяет налоговиков полномочиями по обязательному досудебному рассмотрению жалоб имущественного характера (взыскание налоговой переплаты и т.д.). Сейчас на такие споры обязательный досудебный порядок урегулирования не распространяется.
Обращаем ваше внимание, что речь идет не о вступивших в силу законодательных изменениях, а именно о законопроекте, который предлагает закрепить данные изменения в тексте НК РФ. Законопроект еще не принят, но уже рекомендован к принятию.
Уведомления об исчисленных суммах НДФЛ
Правительственный законопроект с поправками в НК РФ предлагает предоставить право организациям и ИП, выступающим налоговыми агентами по НДФЛ, в течение всего 2023 года представлять уведомления об исчисленных суммах НДФЛ дважды в месяц. Первое уведомление налоговые агенты смогут подавать до истечения 12 числа текущего месяца, а второе - не позднее 25 числа месяца, в котором установлен срок уплаты налога.
В первом уведомлении нужно будет указать сумму налога, удержанную в период с 23 числа предыдущего месяца до 9 числа текущего месяца. Во втором уведомлении необходимо будет указать сумму исчисленного налога в полном объеме за период с 23 числа предыдущего месяца по 22 число текущего месяца включительно (новая редакция п. 9 ст. 58 НК РФ).
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. В Госдуму правительством внесен законопроект № 369931-8, который меняет, в том числе порядок уплаты НДФЛ и страховых взносов.
2. Налоговым агентам по НДФЛ предлагается предоставить право в 2023 году представлять уведомления об исчисленных суммах НДФЛ дважды в месяц (до 12 числа текущего месяца и не позднее 25 числа месяца, в котором установлен срок уплаты налога).
3. Предлагается выплаты российскими работодателями в пользу резидентов и нерезидентов, дистанционно работающих и проживающих за пределами России, считать доходами от источников в РФ, и облагать их НДФЛ по ставкам НДФЛ 13 и 15%.
4. Законопроект устанавливает предельные значения для освобождения от обложения НДФЛ и страховыми взносами компенсаций, выплачиваемым дистанционным сотрудникам за выполнение ими работы удаленным способом в сумме 35 рублей в день, либо в сумме документально подтвержденных расходов работника.
Подача двух уведомлений будет являться правом, а не обязанностью налоговых агентов. Если налоговый агент не захочет воспользоваться данным правом, он сможет подавать уведомления в общем порядке не позднее 25 числа месяца уплаты НДФЛ, указывая в них сумму НДФЛ, исчисленную и удержанную за период с 23 числа месяца, предшествующего месяцу, в котором представлено уведомление, по 22 число текущего месяца.
Законодатель не разъяснил, для чего именно предлагается ввести возможность представления уведомления об исчисленных суммах НДФЛ дважды в месяц. Но вполне вероятно, что сделано это будет для более оперативного перечисления НДФЛ в региональные и местные бюджеты и в целях реализации ранее принятого Федерального закона от 29.05.2023 № 196-ФЗ. Согласно данному закону, уплату НДФЛ можно будет производить заблаговременно, не дожидаясь 28 числа месяца при наличии на ЕНС достаточной суммы денежных средств. Для этого налоговому агенту достаточно направить в ИФНС уведомление о рассчитанной сумме НДФЛ. Получив такое уведомление, налоговая инспекция самостоятельно зачтет положительное сальдо ЕНС в счет уплаты предстоящей суммы НДФЛ в автоматическом режиме. Никакого заявления о распоряжении средствами ЕНС от налогового агента при этом не потребуется.
Налоги за уехавших за границу работников
Законопроект предлагает относить вознаграждения и иные выплаты, выплачиваемые российскими компаниями в пользу дистанционных работников, уехавших из России, к доходам от источников в РФ.
Речь идет о вознаграждениях в пользу дистанционных работников за выполнение ими работы и оказание услуг, в том числе через интернет с использованием российских доменных имен, информационных систем или комплексов программно-аппаратных средств.
Сейчас с доходов работника, который уехал за границу, российский работодатель не должен удерживать и платить НДФЛ. Это объясняется тем, что вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ относится к доходам от источников за пределами РФ и работодатель в таких ситуациях не должен исполнять обязанности налогового агента и удерживать НДФЛ. Налог рассчитывает и уплачивает сам работник (письмо Минфина от 16.09.2022 № 03-04-06/89789).
По новым правилам, доходы дистанционных сотрудников, уехавших за границу, но работающих с российскими компаниями, будут считать доходами от источников в РФ. Облагать такие доходы будут по общеустановленной ставке НДФЛ 13% и 15% (в отношении доходов, превышающих 5 млн рублей за год).
Утрата российским работником, переехавшим за границу, статуса налогового резидента РФ не повлечет необходимости обложения его доходов по повышенной ставке НДФЛ 30%. Налог с доходов российских специалистов, уехавших из России, в любом случае станут облагать по ставке НДФЛ 13% и 15% (с дохода свыше 5 млн рублей) при соблюдении хотя бы одного из условий (новая редакция ст. 208 НК РФ):
- сотрудник является налоговым резидентом РФ;
- доходы получены сотрудником на счет, открытый в банке, находящемся на территории РФ;
- источником выплаты доходов являются российские организации, ИП, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.
Таким образом, выплаты российскими работодателями в пользу резидентов и нерезидентов, дистанционно работающих и проживающих за пределами России, будут считать доходами от источников в РФ, и облагать их по ставкам НДФЛ 13 и 15%.
Налоги с компенсаций дистанционным работникам
Законопроект устанавливает предельные значения для освобождения от обложения НДФЛ и страховыми взносами компенсаций, выплачиваемым дистанционным сотрудникам за выполнение ими работы удаленным способом.
Речь идет о денежной компенсации за использование дистанционными работниками личного или арендованного компьютерного оборудования и программно-технических средств, а также расходов, связанных с их использованием. В частности, сюда относят расходы дистанционных работников на электроэнергию, оплату интернета, услуг мобильной связи и т.д.
Сейчас предельная величина таких компенсаций для целей освобождения от НДФЛ и страховых взносов на законодательном уровне не регламентирована. Размер компенсаций разрешается определять коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору. Методика расчета сумм компенсаций расходов дистанционных работников и перечень возмещаемых расходов с указанием документов их подтверждающих, также утверждаются организацией самостоятельно локальным нормативным актом.
По этой причине работодатели могут указать практически любую сумму компенсации, освобождаемой от налогообложения, в результате чего региональные и местные бюджеты лишаются дополнительных поступлений в виде НДФЛ, а бюджет СФР – некоторой части страховых взносов.
В связи с этим правительственный законопроект определяет предельный необлагаемый размер компенсации дистанционным работникам в сумме 35 рублей в день, либо в сумме документально подтвержденных расходов работника (новая редакция ст.ст. 217 и 422 НК РФ). С суммы, превышающей указанный предел, налоговым агентам и страхователям придется уплачивать НДФЛ и страховые взносы.
Дополнительные страховые взносы с вахтовиков
Правительственный законопроект ограничивает и размер надбавки за вахтовый метод работы, не подлежащей обложению страховыми взносами.
В настоящее время размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы в коммерческих организациях устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Предельный размер надбавки, в том числе и для целей уплаты страховых взносов, законодательством не установлен. Поэтому бюджет СФР теоретически может лишаться части поступлений в виде страховых взносов при установлении вахтовикам неоправданно завышенных сумм надбавок.
В связи с этим законопроект устанавливает правило, согласно которому надбавка за вахтовый метод работы не подлежит обложению страховыми взносами в размере не более 700 рублей в день. Такая необлагаемая взносами надбавка сможет устанавливаться вахтовикам за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты и за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя до места выполнения работы и обратно. С надбавки, превышающей 700 рублей, работодатели должны будут уплачивать страховые взносы в общеустановленном порядке, несмотря на порядок, утвержденный в локальных актах.
Точно такие же правила будут установлены и в отношении обложения страховыми взносами сумм суточных и полевого довольствия работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер и которые работают в полевых условиях или участвуют в работах экспедиционного характера (новая редакция п. 2 ст. 422 НК РФ).
Уведомления об исчисленных суммах НДФЛ - а как же каждое последующее уведомление "перекрывает" другое? Как налоговая узнает, я пользуюсь правом подать 2 уведомления или числа эдак 23-го подала "корректирующее"?
Любознательный инспектор, речь идет не о повторных уведомления о рассчитанных суммах ндфл, а всего лишь о промежуточных. в данном случае основные уведомления, которые предлагается представлять в конце месяца не позднее 25 числа, ничего отменять и корректировать не будут. те же уведомления, которые компания будет представлять до 12 числа текущего месяца будут считаться промежуточными. в них нужно будет указывать ндфл, исчисленный за период с удержанную в период с 23 числа предыдущего месяца до 9 числа текущего месяца. во основном же уведомлении будут показывать полную сумму налога за период с 23 числа предыдущего месяца по 22 число текущего месяца.
chitatel, "в конце месяца не позднее 25 числа, ничего отменять и корректировать не будут" - что значит не будут? а есди как раз 25-го я хочу подать уведомление с корректной суммой? оно должно перекрыть все предыдущие
в целом, Ваш ответ мне не понятен
Забывчивый кассир, вы говорили об отмене первоначального уведомления. но здесь о корректировке речи не ведется. первое уведомление не будет являться "первичным". и в случае его подачи ничего корректировать не придется. это промежуточное уведомление, в котором отражается лишь часть налога. верная сумма исчисленного налога за весь период (с 23 числа предыдущего месяца по 22 число текущего) все равно будет значиться во втором уведомлении. пояснять налоговикам, что это корректировка и первое уведомление неправильное не нужно.
БИП! Следует вернуть НДФЛ в правила до 2023 года, а не заниматься рукоблудием!
Счетовод-любитель, И не только НДФЛ. Надо всё вернуть назад!
Счетовод-любитель, никто и ничего возвращать сейчас не планирует и не будет этого делать. енп и енс - это надолго, придется привыкнуть к новым правилам. даже дефицит региональных бюджетов и долги по бюджетным обязательствам на местах, которые непосредственно и обусловлены переходом к енп и енс не заставили власти отказаться от новых правил уплаты налогов. в минфине и правительстве категорически отрицают возможность возвращения старых правил уплаты налогов из-за возникших трудностей и дефицита консолидированного бюджета.