
Внесенный в Думу правительственный
Изменения потребовались и для регламентации отдельных вопросов налогообложения доходов дистанционных работников, как проживающих в России, так и уехавших за пределы территории страны.
Кроме того, правительственный законопроект расширяет полномочия налоговых органов в сфере ведения бухучета, в сфере налогового мониторинга, в части применения такой обеспечительной меры, как приостановление операций по банковским счетам налогоплательщиков (блокировка счетов). Правительством предложены поправки и в ст. 101 НК РФ, которые позволят налоговикам частично отменять ранее принятые в отношении налогоплательщика обеспечительные меры. Сейчас НК РФ не предусматривает возможности частичной отмены обеспечительных мер. Законопроект наделяет налоговиков полномочиями по обязательному досудебному рассмотрению жалоб имущественного характера (взыскание налоговой переплаты и т.д.). Сейчас на такие споры обязательный досудебный порядок урегулирования не распространяется.
Обращаем ваше внимание, что речь идет не о вступивших в силу законодательных изменениях, а именно о законопроекте, который предлагает закрепить данные изменения в тексте НК РФ. Законопроект еще не принят, но уже рекомендован к принятию.
Уведомления об исчисленных суммах НДФЛ
Правительственный законопроект с поправками в НК РФ предлагает предоставить право организациям и ИП, выступающим налоговыми агентами по НДФЛ, в течение всего 2023 года представлять уведомления об исчисленных суммах НДФЛ дважды в месяц. Первое уведомление налоговые агенты смогут подавать до истечения 12 числа текущего месяца, а второе - не позднее 25 числа месяца, в котором установлен срок уплаты налога.
В первом уведомлении нужно будет указать сумму налога, удержанную в период с 23 числа предыдущего месяца до 9 числа текущего месяца. Во втором уведомлении необходимо будет указать сумму исчисленного налога в полном объеме за период с 23 числа предыдущего месяца по 22 число текущего месяца включительно (новая редакция п. 9 ст. 58 НК РФ).
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. В Госдуму правительством внесен законопроект № 369931-8, который меняет, в том числе порядок уплаты НДФЛ и страховых взносов.
2. Налоговым агентам по НДФЛ предлагается предоставить право в 2023 году представлять уведомления об исчисленных суммах НДФЛ дважды в месяц (до 12 числа текущего месяца и не позднее 25 числа месяца, в котором установлен срок уплаты налога).
3. Предлагается выплаты российскими работодателями в пользу резидентов и нерезидентов, дистанционно работающих и проживающих за пределами России, считать доходами от источников в РФ, и облагать их НДФЛ по ставкам НДФЛ 13 и 15%.
4. Законопроект устанавливает предельные значения для освобождения от обложения НДФЛ и страховыми взносами компенсаций, выплачиваемым дистанционным сотрудникам за выполнение ими работы удаленным способом в сумме 35 рублей в день, либо в сумме документально подтвержденных расходов работника.
Подача двух уведомлений будет являться правом, а не обязанностью налоговых агентов. Если налоговый агент не захочет воспользоваться данным правом, он сможет подавать уведомления в общем порядке не позднее 25 числа месяца уплаты НДФЛ, указывая в них сумму НДФЛ, исчисленную и удержанную за период с 23 числа месяца, предшествующего месяцу, в котором представлено уведомление, по 22 число текущего месяца.
Законодатель не разъяснил, для чего именно предлагается ввести возможность представления уведомления об исчисленных суммах НДФЛ дважды в месяц. Но вполне вероятно, что сделано это будет для более оперативного перечисления НДФЛ в региональные и местные бюджеты и в целях реализации ранее принятого Федерального закона от 29.05.2023 № 196-ФЗ. Согласно данному закону, уплату НДФЛ можно будет производить заблаговременно, не дожидаясь 28 числа месяца при наличии на ЕНС достаточной суммы денежных средств. Для этого налоговому агенту достаточно направить в ИФНС уведомление о рассчитанной сумме НДФЛ. Получив такое уведомление, налоговая инспекция самостоятельно зачтет положительное сальдо ЕНС в счет уплаты предстоящей суммы НДФЛ в автоматическом режиме. Никакого заявления о распоряжении средствами ЕНС от налогового агента при этом не потребуется.
Налоги за уехавших за границу работников
Законопроект предлагает относить вознаграждения и иные выплаты, выплачиваемые российскими компаниями в пользу дистанционных работников, уехавших из России, к доходам от источников в РФ.
Речь идет о вознаграждениях в пользу дистанционных работников за выполнение ими работы и оказание услуг, в том числе через интернет с использованием российских доменных имен, информационных систем или комплексов программно-аппаратных средств.
Сейчас с доходов работника, который уехал за границу, российский работодатель не должен удерживать и платить НДФЛ. Это объясняется тем, что вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей за пределами РФ относится к доходам от источников за пределами РФ и работодатель в таких ситуациях не должен исполнять обязанности налогового агента и удерживать НДФЛ. Налог рассчитывает и уплачивает сам работник (письмо Минфина от 16.09.2022 № 03-04-06/89789).
По новым правилам, доходы дистанционных сотрудников, уехавших за границу, но работающих с российскими компаниями, будут считать доходами от источников в РФ. Облагать такие доходы будут по общеустановленной ставке НДФЛ 13% и 15% (в отношении доходов, превышающих 5 млн рублей за год).
Утрата российским работником, переехавшим за границу, статуса налогового резидента РФ не повлечет необходимости обложения его доходов по повышенной ставке НДФЛ 30%. Налог с доходов российских специалистов, уехавших из России, в любом случае станут облагать по ставке НДФЛ 13% и 15% (с дохода свыше 5 млн рублей) при соблюдении хотя бы одного из условий (новая редакция ст. 208 НК РФ):
- сотрудник является налоговым резидентом РФ;
- доходы получены сотрудником на счет, открытый в банке, находящемся на территории РФ;
- источником выплаты доходов являются российские организации, ИП, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ.
Таким образом, выплаты российскими работодателями в пользу резидентов и нерезидентов, дистанционно работающих и проживающих за пределами России, будут считать доходами от источников в РФ, и облагать их по ставкам НДФЛ 13 и 15%.
Налоги с компенсаций дистанционным работникам
Законопроект устанавливает предельные значения для освобождения от обложения НДФЛ и страховыми взносами компенсаций, выплачиваемым дистанционным сотрудникам за выполнение ими работы удаленным способом.
Речь идет о денежной компенсации за использование дистанционными работниками личного или арендованного компьютерного оборудования и программно-технических средств, а также расходов, связанных с их использованием. В частности, сюда относят расходы дистанционных работников на электроэнергию, оплату интернета, услуг мобильной связи и т.д.
Сейчас предельная величина таких компенсаций для целей освобождения от НДФЛ и страховых взносов на законодательном уровне не регламентирована. Размер компенсаций разрешается определять коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору. Методика расчета сумм компенсаций расходов дистанционных работников и перечень возмещаемых расходов с указанием документов их подтверждающих, также утверждаются организацией самостоятельно локальным нормативным актом.
По этой причине работодатели могут указать практически любую сумму компенсации, освобождаемой от налогообложения, в результате чего региональные и местные бюджеты лишаются дополнительных поступлений в виде НДФЛ, а бюджет СФР – некоторой части страховых взносов.
В связи с этим правительственный законопроект определяет предельный необлагаемый размер компенсации дистанционным работникам в сумме 35 рублей в день, либо в сумме документально подтвержденных расходов работника (новая редакция ст.ст. 217 и 422 НК РФ). С суммы, превышающей указанный предел, налоговым агентам и страхователям придется уплачивать НДФЛ и страховые взносы.
Дополнительные страховые взносы с вахтовиков
Правительственный законопроект ограничивает и размер надбавки за вахтовый метод работы, не подлежащей обложению страховыми взносами.
В настоящее время размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы в коммерческих организациях устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Предельный размер надбавки, в том числе и для целей уплаты страховых взносов, законодательством не установлен. Поэтому бюджет СФР теоретически может лишаться части поступлений в виде страховых взносов при установлении вахтовикам неоправданно завышенных сумм надбавок.
В связи с этим законопроект устанавливает правило, согласно которому надбавка за вахтовый метод работы не подлежит обложению страховыми взносами в размере не более 700 рублей в день. Такая необлагаемая взносами надбавка сможет устанавливаться вахтовикам за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты и за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя до места выполнения работы и обратно. С надбавки, превышающей 700 рублей, работодатели должны будут уплачивать страховые взносы в общеустановленном порядке, несмотря на порядок, утвержденный в локальных актах.
Точно такие же правила будут установлены и в отношении обложения страховыми взносами сумм суточных и полевого довольствия работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер и которые работают в полевых условиях или участвуют в работах экспедиционного характера (новая редакция п. 2 ст. 422 НК РФ).