Что такое кадровый ЭДО
Федеральный закон от 22.11.2021 № 377-ФЗ дополнил ТК РФ новыми статьями 22.1–22.3, раскрывающими сущность и устанавливающими порядок внедрения и осуществления электронного документооборота в сфере трудовых отношений. Под электронным документооборотом в сфере трудовых отношений закон понимает создание, подписание, использование и хранение кадровых документов в электронном виде без дублирования их на бумажном носителе (ч. 1 ст. 22.1 ТК РФ).
В частности, закон позволяет оформлять в электронном виде, без дублирования на распечатанном бланке:
- трудовой договор, в том числе срочный;
- ученический договор;
- договор о полной материальной ответственности;
- приказ о предоставлении отпуска;
- распоряжение о направлении в командировку и т.д.
По сути, оформить в электронном виде можно любой кадровый документ, за рядом исключений, прямо указанных в законе.
Какие документы нельзя перевести в электронную форму
Положения закона об ЭДО не применяются в отношении следующих документов (ч. 3 ст. 22.1 ТК РФ):
- трудовых книжек;
- актов о несчастном случае на производстве по установленной форме;
- приказов (распоряжений) об увольнении работника;
- документов, подтверждающих прохождение работником инструктажей по охране труда, в том числе лично подписываемых работником.
Все эти документы, за исключением трудовых книжек, как и прежде, требуют обязательного составления на бумажном носителе. Что касается трудовых книжек, то они также продолжают вестись на бумажном носителе, если работники не изъявили желания перейти на электронную трудовую книжку.
Переход на кадровый ЭДО
Переход к кадровому ЭДО может быть осуществлен любым работодателем – организацией или ИП на основании их добровольного волеизъявления. Заставить работодателя отказаться от бумажного кадрового учета в пользу электронного никто не может.
Чтобы перейти от бумажного к электронному кадровому документообороту, работодатель должен разработать и утвердить специальный локальный нормативный акт, определяющий порядок такого перехода, который в обязательном порядке должен содержать следующую информацию (ч. 2 ст. 22.2 ТК РФ):
- сведения об информационной системе, с помощью которой осуществляется ЭДО;
- порядок доступа к информационной системе работодателя (при необходимости);
- перечень электронных документов и перечень категорий работников, в отношении которых осуществляется ЭДО;
- срок уведомления работников о переходе на взаимодействие с работодателем посредством ЭДО;
- сведения о конкретной дате введения ЭДО.
Определившись с порядком перехода на ЭДО, работодатель должен будет определить и утвердить сам порядок кадрового ЭДО.
Утверждение порядка кадрового ЭДО
Порядок осуществления электронного документооборота утверждается работодателем в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. В данном порядке прописываются (ч. 3 ст. 22.2 ТК РФ):
- сроки подписания работниками электронных документов и ознакомления с ними. Периодичность такого подписания и ознакомления;
- порядок проведения инструктажа работников по вопросам взаимодействия с работодателем через ЭДО;
- исключительные случаи, при которых допускается оформление документов, переведенных в электронный формат, на бумажном носителе.
Утвердив порядок перехода на ЭДО и, собственно, сам порядок осуществления кадрового ЭДО, работодатель должен будет уведомить своих работников и получить их согласие на переход к составлению кадровых документов в электронной форме.
Уведомление работников и получение их согласия
Срок и конкретный порядок уведомления работников о переходе на взаимодействие с работодателем посредством ЭДО устанавливается в локальном акте работодателя, определяющим порядок перехода к ЭДО. Единственное ограничение – дата перехода на ЭДО не может устанавливаться ранее даты уведомления работников. Что касается соискателей, трудоустраивающихся к работодателю, то их также необходимо уведомлять о том, что в компании применяется кадровый ЭДО.
Уведомив работников о переходе на ЭДО, работодатель должен будет получить их письменное согласие на такой переход. Отсутствие письменного согласия работника признается его отказом оформления кадровых документов в электронной форме. При этом за работником сохраняется право дать указанное согласие в последующем.
Согласие не требуется только от лиц, которые приняты на работу после 31 декабря 2021 года и у которых по состоянию на указанную дату отсутствует трудовой стаж (ч. 7 ст. 22.2 ТК РФ). При этом лицо, имеющее по состоянию на 31 декабря 2021 года трудовой стаж, при приеме на работу вправе отказаться от участия в кадровом ЭДО.
Отсутствие согласия работника или соискателя, принимаемого на работу, на переход к ЭДО не может являться основанием для отказа в приеме на работу либо увольнения работника. Не может служить таким основанием и отсутствие у работника/соискателя электронной подписи.
Если работники откажутся от перехода к кадровому ЭДО, то это не лишит их возможности получать документы, связанные с работой, которые ведутся в электронной форме. Работодатель обязан безвозмездно и по первому требованию предоставлять таким работникам все необходимые и надлежащим образом заверенные кадровые документы на бумажном носителе (ч. 9 ст. 22.2 ТК РФ).
При подаче работником заявления о выдаче документов, связанных с работой, или их копий работодатель обязан безвозмездно их предоставить работнику не позднее чем в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления.
Выбор системы кадрового ЭДО
Работодатель вправе самостоятельно выбирать вид информационной системы, которая будет им использоваться в целях составления, формирования, подписания и хранения кадровых документов в электронной форме. В указанных целях работодатель может использовать (ч. 4 ст. 22.1 ТК РФ):
- сервис «Работа в России», доступ к которому обеспечивается в том числе посредством единого портала государственных и муниципальных услуг;
- любую другую информационную систему, применяемую работодателем в целях осуществления ЭДО.
Все расходы на эксплуатацию соответствующей информационной системы, а также на создание, использование и хранение электронных документов берет на себя работодатель. Пользование системой кадрового ЭДО работниками осуществляется на безвозмездной основе.
Подписание кадровых документов
Чтобы иметь возможность подписывать электронные кадровые документы, у работников, перешедших на ЭДО, должна быть в наличии соответствующая электронная подпись – усиленная квалифицированная, усиленная неквалифицированная или простая электронная.
При этом конкретный вид подписи зависит от вида подписываемого документа. Так, при подписании следующих документов работники могут использовать исключительно усиленную электронную подпись – как квалифицированную, так и неквалифицированную (ч. 4 ст. 22.3 ТК РФ):
- трудовой договор;
- договор о материальной ответственности;
- ученический договор;
- договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы;
- согласие на перевод;
- заявление об увольнении;
- отзыв заявления об увольнении;
- уведомление об изменении определенных сторонами условий трудового договора;
- при ознакомлении с приказом (распоряжением) о применении дисциплинарного взыскания.
Другие кадровые документы работниками могут подписываться в том числе простой электронной подписью. По заявлению работника работодатель обеспечивает доступ работника к документам, подписанным простой электронной подписью работника в информационной системе работодателя. Это осуществляется путем направления электронного документа в личный кабинет работника на едином портале госуслуг. Конкретный порядок подобного доступа работников к электронным документам позднее установит Правительство РФ.
Все расходы на получение и использование работниками электронной подписи несут исключительно сами работодатели. Причем работник или лицо, поступающее на работу, вправе использовать ранее полученную самостоятельно усиленную квалифицированную электронную подпись (ч. 13 ст. 22.2 ТК РФ).
Вот интересно если работник не хочет подключаться к эдо при трудоустройстве и хочет заключить трудовой договор на бумаге то ему откажут в приеме на работу? Сомневаюсь в законности такого отказа, его же всегда можно оспорить в суде.
Директор в гневе, нет, если работник уже имеет стаж и трудоустраивается к работодателю, перешедшему на эдо, то он вправе отказаться от такого перехода без каких бы то ни было последствий. такой отказ не повлечет отказа в трудоустройстве. в противном случае права работника будут грубым образом нарушены.
Я бы обязал использовать исключительно сервис «Работа в России». Иначе контра закроется и все ваши электронные подписи никто не подтвердит.
Надменный главбух, оператор ЭДО большого значения не имеет. главное - чтобы было удобно самому работодателю. причем закрытие оператора не повлечет утрату сведений о работе. законодательство обязывает работодателя хранить электронные кадровые документы наряду с традиционными, бумажными.
chitatel, Человек говорит про закрытие работодателя. РВР никто не закроет, а вот ваш работодатель сегодня есть - завтра нет.
Чиновник из Минфина, так закрытие работодателя тоже не грозит безвозвратной утратой кадровых документов независимо от их формы. при закрытии компании все документы обязательно сдаются в архив и там же и хранятся. перевод документов в электронный формат данной обязанности не отменяет.
chitatel, Как сдавать электронные документы в архив? Или их предварительно нужно будет распечатать и уже распечатанные документы сдавать в архив?
Бухгалтер-виртуоз, нет, ничего распечатывать не нужно. смысл электронного архива как раз и заключается в том, что в нем хранятся документы в электронном формате. если срок хранения документов в организации истекает, то они с описью на электронных (флешках, дисках) носителях или по интернету направляются в архив. там файлы проверяются на читаемость и сдаются на хранение
Добрый день. Какой срок хранения установлен для согласия работника о переходе на ЭДО
Герой документооборота, сроки хранения документации установлены сейчас в соответствии с приказом росархива от 20.12.2019 № 236. этот документ утверждает перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности организаций с указанием сроков их хранения. согласие работника о переходе на эдо подпадает под действие пункта 451 перечня - заявления работников о выдаче документов, связанных с работой. срок хранения таких документов - 1 год.