Тотальное упразднение ИП
Широкий общественный резонанс в феврале вызвала законодательная инициатива, касающаяся упразднения в России института индивидуального предпринимательства. С такой инициативой выступили эксперты Института экономики роста им. Столыпина, которых поддержал и бизнес-омбудсмен Борис Титов.
По мнению авторов предложения, в России необходимо сохранить только два вида хозяйствующих субъектов – организации (с возможности найма сотрудников) и самозанятых (без такой возможности). При этом предпринимателей предлагается вовсе упразднить, исключив законодательную возможность регистрации физлиц в качестве ИП.
Одной из причин подобной меры называется то, что государство теряет на ИП значительную часть своих доходов в виде налоговых поступлений. «Есть деньги компании, а есть личные деньги. У ИП все вместе, и он не платит никаких налогов, когда выводит эти деньги на потребление. Конечно, в этом есть некая нелогичность», – пояснил Титов.
Налоговая амнистия для компаний и ИП
Неоднозначно граждане отнеслись и к идее проведения налоговой амнистии, с которой выступило московское отделение «Опоры России». Авторы инициативы предлагают принять закон, который полностью списывает организациям и ИП задолженность по НДФЛ и обязательным страховым взносам, сформировавшуюся за период карантинных ограничений. По их мнению, только данная мера способна сохранить предприятия и существующие рабочие места до восстановления потребительского спроса.
В свою очередь, критики инициативы считают ее не только чрезвычайно убыточной для бюджета, но и несправедливой по отношению к тем организациям и ИП, которые в период кризиса нашли возможность своевременно и в полном объеме платить все полагающиеся налоги и взносы.
Кроме того, проведение налоговой амнистии может привести к тому, что многие компании вообще перестанут платить налоги и страховые взносы, рассчитывая на очередное прощение долгов.
Дополнительные обязанности для работодателей
Не вызвал восторга и законопроект № 1114509-7, расширяющий перечень обязанностей работодателей в части содействия занятости населения.
Законопроект предлагает создать в России единый портал в сфере занятости и трудовых отношений на базе уже действующей базы вакансий Роструда «Работа в России». Новая платформа должна объединить весь функционал по предоставлению государственных услуг в области содействия занятости. Одновременно предлагается обязать работодателей размещать на этой платформе данные обо всех имеющихся у них вакансиях. Такую обязанность предлагается распространить не только на органы государственной власти и местного самоуправления, но и на всех других работодателей с численностью работников выше 25 человек.
Кто будет отвечать за финансирование этой инициативы и во сколько обойдется работодателям публикация вакансий на новом портале, авторы законопроекта пока не уточняют.
Введение цифрового налога
Скептически отнеслись граждане к готовящемуся Минфином законопроекту о введении так называемого «цифрового налога». Речь идет о новом налоге для крупных иностранных компаний, которые оказывают цифровые услуги для российских компаний и пользователей.
Как поясняют в Минфине, в настоящее время прибыль иностранных IT-корпораций, оказывающих цифровые услуги в России, практически не облагается никакими налогами, поскольку у таких корпораций отсутствуют представительства в РФ.
В связи с этим Минфин предлагает ввести отдельный налог на прибыль иностранных цифровых компаний, полученную в России, независимо от наличия или отсутствия в нашей стране их постоянных и временных представительств.
И хотя налог планируют взимать только с иностранных компаний, критики данного предложения уверены, что потеряют от этого в итоге именно отечественные компании и рядовые пользователи, поскольку новый налог существенно повысит стоимость оказываемых цифровых услуг.
Объединение страховых фондов
С откровенным раздражением встретила общественность правительственную законодательную инициативу об объединении ПФР и ФСС. Первым шагом на пути такого объединения называется назначение главой ПФР Андрея Кигима, возглавлявшего до этого ФСС. Объединение фондов, с точки зрения авторов инициативы, позволит повысить эффективность деятельности ПФР и сэкономить на обеспечении деятельности двух этих фондов.
Кроме того, в целях создания в сфере социального обслуживания граждан «единого окна» в правительстве не исключают присоединение к новой структуре ФОМС. Объединение фондов начнется уже через несколько месяцев, а завершиться может уже в 2022 году.
Учитывая то время, которое уже длится пенсионная реформа, скептики не верят, что объединение ПФР с ФСС и ФОМС может привести к какому-либо положительному результату. При этом многие всерьез опасаются, что подобное объединение грозит очередной неразберихой с уплатой и администрированием обязательных страховых взносов, а также возможными проблемами с выплатой гражданам полагающихся пенсий и пособий.
Остается радоваться тому, что февраль это самый короткий месяц в году и боюсь представить, что будет в марте.
А март, кроме того, что он длинный еще и начинает обострения всяческие сезонные..
Думаю к отмене ИП все-таки придут. Не сейчас конечно. Ну в течение 10 лет скорее всего сделают. Оставят организации (с наймом) и самозанятых (без найма). Упростят для себя администрирование.
Любопытно, что за отмену ИП выступил институт им. Столыпина. Личность Петра Столыпина крайне неоднозначна и противоречива, так же, как его методы и результаты, которых он достиг. Прирост сельскохозяйственной продукции в России в 1901 – 1905 гг. составлял в среднем 2,4% в год, а после начала реформы в 1909 – 1913 гг. – 1,4%. Фермерские хозяйства, выделившиеся из общины и нацеленные на получение прибыли, в условиях низкой рентабельности, связанной с российским климатом, стали стремительно разоряться. В ходе реформы Столыпина не произошло технического перевооружения сельского хозяйства – в более чем половине хозяйств не было плугов, а основным орудием труда являлась соха. В 1911-1912 годах в стране начался голод, охвативший 30 миллионов человек. Короче, тот еще "крепкий хозяйственник".