Предмет спора: по итогам выездной налоговой проверки налоговая инспекция предложила организации удержать и перечислить в бюджет не уплаченный ранее НДФЛ с зарплат, выплачиваемых работникам в конвертах. Также организации были доначислены пени и штрафы за несвоевременное перечисление НДФЛ. Основанием для доначислений явился вывод о том, что выплата работникам зарплаты ниже МРОТ свидетельствует о сокрытии реального размера зарплат в целях необоснованного уклонения от уплаты НДФЛ. В результате ИФНС рассчитала НДФЛ, исходя из данных о зарплатах, которые выплачивались на других аналогичных предприятиях региона. Посчитав действия налоговой инспекции необоснованными, организация обратилась в суд с иском, в котором потребовала отменить доначисление НДФЛ, пеней и штрафов.
За что спорили: 54 254 018 рублей.
Кто выиграл: налоговая инспекция.
Обосновывая в суде заявленные исковые требования, представитель организации-работодателя указывал, что законодательство не предусматривает возможности определения суммы НДФЛ расчетным путем. НДФЛ всегда исчисляют с величины выплачиваемой работникам зарплаты. Организация выплачивала зарплаты в размере ниже МРОТ, поскольку работники трудились на условиях неполного рабочего времени и на половину ставки.
НК РФ и ТК РФ не запрещают выплачивать зарплату ниже МРОТ, если сотрудники работают неполное рабочее время. В свою очередь выплата зарплаты ниже МРОТ не является основанием для доначисления НДФЛ. Поэтому, по мнению организации, у налоговой инспекции не было оснований для доначисления налога, пеней и штрафа.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции признал доводы организации несостоятельными и встал на сторону налоговой инспекции.
Суд отметил, что налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате в бюджетную систему, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках. В то же самое время расчетным путем рассчитывать налоги возможно только в тех случаях, когда установить реальные налоговые обязательства налогоплательщиков невозможно либо когда налогоплательщик скрывает сведения о реальной налоговой базе (пп.7 п.1 ст.31 НК РФ).
Суд установил, что в спорном случае у большинства работников организации была установлена продолжительность ежедневной работы в размере 4 рабочих часа в день. Условия трудовых договоров с работниками различных специальностей были идентичными. Трудовые договоры не предусматривали сменного графика работ, денежных поощрений и взысканий. Оплата труда основной части работников производится исходя из 0,5 оклада (тарифной ставки), не учитывая специфику выполняемых работ, их сложность и специальность работников.
Максимальный размер официальной заработной платы, начисляемой большинству работников, не превышал половины МРОТ. Такой уровень зарплат был гораздо ниже заработков, которые получали работники аналогичных предприятий, действующих в регионе. При этом в вакансиях, размещаемых в интернете, организация также указывала величину зарплат, в несколько раз превосходившую ту, что формально получали работники.
Некоторые работники в ходе проведенных опросов подтвердили, что получали зарплаты в конвертах. Все это свидетельствовало о применении организацией агрессивной схемы ухода от уплаты НДФЛ, когда реальные заработки сотрудников в разы превышают те, которые учитываются в бухгалтерии, а налог уплачивается с минимальных выплат, которые к реальной зарплате не имеют никакого отношения.
Исходя из указанных обстоятельств, налоговая инспекция не могла рассчитать реальную величину НДФЛ, опираясь лишь на кадровые и расчетные документы, предоставленные организацией. Соответственно, расчетный метод при исчислении НДФЛ был применен инспекцией обоснованно и законно. В связи с этим суд признал правомерным доначисление организации налогов, пеней и штрафов и отказал в удовлетворении заявленного иска.
В материале использованы фото: Iana Popova / Shutterstock / Fotodom.