Как организации должны вести воинский учет сотрудников и какую отчетность сдавать в военкомат
Все организации, в которых работают военнообязанные сотрудники, обязаны вести воинский учет. В этих целях работодатели должны контролировать наличие у работников документов воинского учета, вести их личные карточки и представлять в военкоматы необходимую отчетность. Рассказываем, как правильно вести воинский учет и отчитываться в военкомат.
Внимание! С 5 августа 2023 года изменен порядок ведения работодателями воинского учета военнообязанных сотрудников. 


Обязанность компаний по ведению воинского учета

Ведение воинского учета сотрудников - обязанность любой организации независимо от ее формы собственности и организационно-правовой формы. Данную обязанность должна исполнять каждая компания, в которой работает хотя бы один военнообязанный работник (пп. 6 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне»).

Ответственность за организацию и ведение воинского учета сотрудников возлагается на руководство организации-работодателя. Все расходы, связанные с ведением воинского учета в организациях, также производятся за счет средств работодателей.

Порядок осуществления воинского учета регламентирован постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, а также «Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях», утв. Генштабом ВС РФ 11.07.2017 года (далее - Рекомендации). 

Учет осуществляют на основании приказа работодателя об организации воинского учета, который подписывает руководитель организации. Приказ оформляется по форме, приведенной в приложение № 4 к Рекомендациям. В приказе необходимо определить ответственных за воинский учет. Число ответственных в каждой организации зависит от общей численности  военнообязанных сотрудников.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Вести воинский учет должны все организации, где работает хотя бы один военнообязанный работник.

2. Воинский учет осуществляется путем ведения личных карточек работников на основании приказа работодателя об организации воинского учета в компании.

3. Компании, ведущие воинский учет, должны регулярно направлять в военкомат необходимые сведения и отчеты, а также проводить не реже раза в год сверку данных о воинском учете с военкоматом.

4. Неисполнение обязанностей по ведению воинского учета сотрудников грозит организациям и их должностным лицам административными штрафами в размере от 300 до 5000 рублей.

Определяя количество работников, осуществляющих воинский учет, работодатели должны руководствоваться нормами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719. Если в компании работает:

  • менее 500 военнообязанных - воинский учет может вести один работник, выполняющий данные обязанности по совместительству;
  • от 2000 до 4000 военнообязанных - воинский учет в качестве своей основной трудовой обязанности должны осуществлять 2 сотрудника. 

При наличии в организациях 2 и более работников, осуществляющих воинский учет, их объединяют в отдельное подразделение – военно-учетный стол. Отдельно в приказе следует прописать, кто из работников будет отвечать за воинский учет в период отсутствия ответственного за учет сотрудника.

Определив ответственных за организацию воинского учета сотрудников, за ними следует закрепить их функциональные обязанности. Совокупность таких обязанностей и функций формирует Инструкция по ведению воинского учета военнообязанных работников. Данную инструкцию работодатель также утверждает отдельным приказом, в котором подробно прописывает, какие именно обязанности и в какие сроки должны исполняться работниками, ответственными за ведение воинского учета. 

Что должна делать компания в целях ведения воинского учета

В целях ведения воинского учета сотрудников, компании должны:

  • получать у военнообязанных соискателей документы воинского учета при заключении с ними трудовых договоров;
  • вести и хранить личные карточки военнообязанных работников;
  • вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья работников, состоящих на воинском учете (об этих изменениях нужно в 2-недельный срок сообщать в военкомат);
  • выявлять граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и принимать необходимые меры к постановке их на воинский учет;
  • направлять в военкомат сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, о приеме их на работу и увольнению (эти сведения нужно направлять в военкомат в 2-недельный срок с момента издания приказа о трудоустройстве или увольнении соответствующего работника по форме, приведенной в приложении № 9 к Рекомендациям);
  • при наличии законной возможности оформлять бронирование военнообязанных работников за организацией-работодателем на период мобилизации и на военное время (для этого работодатель должен находиться в перечне организаций, которые могут бронировать работников от призыва на военную службу);
  • направлять в 2-недельный срок по запросу военкомата необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (эти сведения направляют по форме, приведенной в приложении № 10 к Рекомендациям);
  • представлять в военкомат ежегодно до 1 ноября списки сотрудников мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (при наличии таковых);
  • проводить не реже 1 раза в год (точную дату устанавливает военкомат) сверку сведений о воинском учете, содержащиеся в личных карточках сотрудников со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан и сведениями военкомата (для этого в организации должен быть специальный журнал проверок). 

Кроме того, в перечень обязанностей работодателей и их ответственных должностных лиц, связанных с ведением воинского учета, включается и оповещение военнообязанных работников о вызовах в военкомат по повесткам. 

Если в организацию поступили повестки о явке работников на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, ответственные за воинский учет должны вручить эти повестки работникам. Вручение повесток производится лично работнику под подпись и не позднее, чем за 3 дня до срока, указанного в повестке (п. 7 постановления Правительства РФ от 11.11.2006 № 663).

Какие работники подлежат воинскому учету

Перечень работников, в отношении которых организации-работодатели обязаны вести воинский учет, установлен в соответствии с п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ. К ним относятся следующие работники:

  • уволенные с военной службы с зачислением в запас ВС РФ;
  • успешно завершившие обучение на военных кафедрах по программам военной подготовки офицеров запаса, сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат и матросов запаса;
  • успешно завершившие обучение в военной образовательной организации высшего образования;
  • не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва или предоставлением отсрочек;
  • не подлежавшие призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет;
  • не прошедшие военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет;
  • уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • работники женского пола, имеющие военно-учетную специальность.

Кроме того, обязательному учету в организациях подлежат все призывники - работники мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Какие работники не подлежат воинскому учету

В отношении ряда сотрудников работодатели не должны вести воинский учет. Воинскому учету в организациях не подлежат следующие работники:

  • освобожденные от исполнения воинской обязанности;
  • проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  • отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • работники женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающие за пределами РФ;
  • имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки РФ и ФСБ.

Если работники не относятся к перечисленным выше лицам, в их отношении работодатели обязаны вести воинский учет.

Оформление карточек работников, подлежащих воинскому учету

Воинский учет работников работодатели осуществляют путем ведения их личных карточек (форма № 10). Карточка гражданина, подлежащего воинскому учету, ведется на каждого военнообязанного работника по форме, утв. приказом Минобороны от 22.11.2021 № 700 (приложение № 22). Если работник является призывником, его карточка формируется на основании удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу (приписного свидетельства).

В отношении военнообязанных работников, не являющихся призывниками, карточки ведутся на основании военных билетов, временных удостоверений или справок, выданных вместо военного билета. Работники, осуществляющие воинский учет, обязаны проверять у граждан, принимаемых на работу, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них. 

В карточке работника указывают следующую информацию:

  • наименование организации-работодателя;
  • личные сведения работника – ФИО, паспортные данные, сведения об образовании, профессии, семейном положении, составе семьи, адресе места жительства;
  • сведения о воинском учете;
  • сведения о приеме на работу и увольнении (переводе).

Карточки формируют и ведут в бумажном и электронном виде. В первом случае карточку заполняют чернилами (шариковой ручкой) черного, фиолетового или синего цвета четким, разборчивым почерком без помарок и неустановленных сокращений. Записи о семейном положении, адресе места жительства (места пребывания), в том числе фактического, и номере телефона производятся карандашом. Во втором случае карты заполняют в электронном виде и распечатывают с применением оргтехники. Внесение каких-либо изменений в базу данных электронных карт, а также распечатка их возможны только работником, осуществляющим ведение воинского учета.

Сформированные на работников карточки образуют картотеку, состоящую из четырех или пяти (для крупных компаний) разделов:

  1. Карточки офицеров запаса.
  2. Карточки солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов запаса.
  3. Карточки военнообязанных запаса женского пола.
  4. Карточки призывников.
  5. Карточки военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания и отметки в военных билетах о вручении мобилизационных предписаний (этот раздел заводят, если в компании работает более 500 сотрудников).

Картотека строится в алфавитном порядке. Карточки работников, снятых с воинского учета, хранят отдельно от картотеки до проведения очередной сверки с военкоматом, после чего их уничтожают с составлением акта об уничтожении.

Какую отчетность нужно сдавать в военкоматы

Помимо исполнения обязанности по ведению воинского учета военнообязанных работников, организации должны представлять в военкоматы регулярную отчетность. В первую очередь это касается ежегодного отчета – карточки учета организации, ведущей воинский учет. Данный отчет представляется по форме, приведенной в приложении № 1 к письму Минкультуры от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА. Срок представления отчетности – до 31 декабря каждого года, но военкомат может запросить данный отчет и в любое другое время.

Карточку учета организации заполняют на двух сторонах листа формата А4. В ней указывают общее количество всех работников организации, за исключением совместителей, а также общее количество работников, пребывающих в запасе. Также в карточке указывают общее количество офицеров запаса, прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов запаса.

Еще в качестве ежегодных отчетов в военкомат представляют отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе, а также сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами на период мобилизации и на военное время. Эту отчетность представляют не все организации, а только те, которые вправе бронировать своих работников. Первый отчет представляют по форме, приведенной в письме Минкультуры РФ от 03.11.2003 N 125-01-16/24, второй – по форме, приведенной в приложении № 18 к Инструкции, утв. постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе от 03.02.2015 № 664с.

Кроме того, организации обязаны сообщать в военкоматы о трудоустройстве и увольнении военнообязанных сотрудников и представлять в военкоматы списки сотрудников мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году. 

Отчетность для военкоматов

Отчетность в военкомат

Кто сдает

Сроки сдачи

Карточки учета организации

Все организации, в которых работают военнообязанные сотрудники

Ежегодно, до 31 декабря

Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе

Организации, которые вправе бронировать своих работников от призыва на военную службу

Ежегодно, до 31 декабря

Сведения об обеспеченности трудовыми ресурсами на период мобилизации и на военное время

Организации, которые вправе бронировать своих работников от призыва на военную службу

Ежегодно, до 31 декабря

Сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете

Все организации, в которых работают военнообязанные сотрудники

В течение 2 недель с момента получения соответствующего запроса из военкомата

Сведения о трудоустройстве или увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету

Все организации, в которых работают военнообязанные сотрудники

В течение 2 недель с момента издания приказа о приеме на работу или увольнении 

Списки сотрудников мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году

Все организации, в которых работают военнообязанные сотрудники

Ежегодно, до 1 ноября

Штрафы за неведение воинского учета работников

Неисполнение организациями обязанностей по ведению воинского учета сотрудников грозит административными штрафами как организациям, так и их должностным лицам. Так, непредставление в военкомат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы военнообязанных гражданах влечет наложение на руководство компании административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 рублей (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Непредставление сведений по запросу военкомата влечет наложение на должностных лиц организации штрафа в размере от 300 до 500 рублей, а на саму организацию - от 3000 до 5000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

Неоповещение сотрудников о вызове их по повестке военного комиссариата грозит руководству организации административным штрафом в размере от 1 000 до 3 000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ).

Комментарии