Новые основания для проведения внеплановых проверок ГИТ с 8 января 2024 года
Приказ Минтруда от 28.11.2023 № 836н, вступивший в силу с 8 января 2024 года, расширил действующий перечень индикаторов риска нарушения трудового законодательства для целей осуществления государственного контроля за деятельностью работодателей.
Данные индикаторы риска представляют собой обстоятельства, которые, с точки зрения контролеров, сигнализируют о нарушении работодателями прав и законных интересов работников. В настоящее время такие индикаторы используются для проведения внеплановых проверок работодателей. Выявив у работодателя тот или иной индикатор риска, инспекторы ГИТ организуют и проведут в отношении такого работодателя внеплановую проверку.
Полный перечень указанных индикаторов риска утвержден в соответствии с приказом Минтруда от 30.11.2021 № 838н. Начиная с 8 января 2024 года к уже действующим индикаторам было добавлено два новых риска нарушения трудовых прав работников.
С 8 января 2024 года инспекторы ГИТ вправе инициировать и проводить внеплановые проверки работодателей при выявлении следующих обстоятельств:
- сокращение обязательных отчислений в Социальный фонд России на 50% при отсутствии у работодателя кадровых изменений за квартал;
- среднее значение оплаты труда работника ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Устанавливать среднее значение оплаты труда работника будут путем соотношения размера фонда оплаты труда и количества работников у работодателя за квартал. Если полученное значение окажется ниже МРОТ, у инспекторов появится повод для проведения проверки. При этом в расчет не будут принимать:
- работников, которым в проверяемом квартале предоставлялись отпуска без сохранения зарплаты;
- работников, которые были отстранены от работы без сохранения зарплаты;
- работников, которым была установлена сокращенная продолжительность рабочего дня или сокращенная тарифная ставка (должностной оклад).
Новые индикаторы риска являются самостоятельными основаниями для проведения внеплановых трудовых проверок в период с 8 января 2024 года по 31 декабря 2025 года. Также в указанный период продолжат действовать и все ранее утвержденные основания для внеплановых проверок работодателей.
Какие еще есть основания для проверок работодателей
Наряду с вновь установленными индикаторами риска на протяжении 2024 и 2025 годов инспекторы ГИТ смогут организовывать внеплановые проверки при наличии следующих обстоятельств:
- принятие судом заявления о признании работодателя банкротом, если среднесписочная численность его сотрудников равняется или превышает 50 человек, в том числе работающих по совместительству;
- проведение два и более раз за 6 месяцев одним лицом измерений в целях специальной оценки условий труда у контролируемого лица и иного лица, находящегося в другом субъекте РФ, в течение суток;
- отсутствие в ФГИС СОУТ сведений о результатах оценки условий труда у работодателя, который зарегистрирован в ЕГРЮЛ или ЕГРИП более 12 месяцев назад.
Также самостоятельным основанием для организации внеплановой проверки ГИТ сейчас является увеличение количества несчастных случаев на производстве с легкими последствиями, произошедших в квартале текущего года, по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. Внеплановую проверку проведут при увеличении количества несчастных случаев:
- на 3 и более случаев при среднесписочной численности сотрудников до 50 человек включительно;
- на 4 и более случаев при среднесписочной численности сотрудников до 100 человек;
- на 5 и более случаев при среднесписочной численности сотрудников, равной 100 человек и более.
При наличии в деятельности работодателя любого из указанных выше индикаторов риска (в том числе и вновь установленных) он рискует понести административную ответственность.
Штрафы для работодателей
Обнаружение в деятельности работодателя того или иного индикатора риска еще не доказывает факта нарушения трудового законодательства и не является достаточным основанием для привлечения работодателя к ответственности. Индикаторы риска являются лишь основанием для организации в отношении работодателя внеплановой проверки, но не образуют самостоятельного состава административного правонарушения в сфере трудового законодательства.
Если по итогам проведенной ГИТ проверки в деятельности работодателя действительно будут выявлены трудовые нарушения, его привлекут к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. При этом размер наказания зависит от вида допущенного нарушения. Так, нарушение сроков выплаты зарплаты, равно как и выплата зарплаты ниже МРОТ, повлечет наложение штрафов в размере (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ):
- от 1 000 до 5 000 рублей – для ИП;
- от 10 000 до 20 000 рублей – для должностных лиц организаций;
- от 30 000 до 50 000 – для организаций.
Уклонение работодателя от заключения трудового договора с работниками грозит следующими штрафами (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ):
- от 5 000 до 10 000 рублей – для ИП;
- от 10 000 до 20 000 рублей – для должностных лиц организаций;
- от 50 000 до 100 000 рублей – для организаций.
Нарушение других норм и требований, содержащихся в ТК РФ, является основанием для наложения штрафов в размере (ч. 1 ст. 5. 27 КоАП РФ):
- от 1 000 до 5 000 рублей – для ИП;
- от 1 000 до 5 000 рублей – для должностных лиц организаций;
- от 30 000 до 50 000 рублей – для организаций.