Что такое Реестр воинского учета
С 1 ноября 2024 года вводится в эксплуатацию Единый электронный реестр воинского учета – информационная база данных, при помощи которой государство будет вести воинский учет граждан. Создание реестра предусмотрено Федеральным законом от 14.04.2023 №127-ФЗ, а порядок работы реестра регламентирован Положением, утв. постановлением Правительства РФ от 19.04.2024 №506 (далее - Положение).
Запуск реестра позволит в автоматическом режиме решать сразу несколько задач:
- постановка граждан на воинский учет в соответствующем военкомате на основе сведений государственных информационных ресурсов;
- ведение воинского учета военнообязанных граждан на основании сведений, поступающих, в том числе, от работодателей;
- снятие граждан с воинского учета;
- формирование повесток о вызове в военкомат.
В реестр внесут информацию обо всех гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, о гражданах, состоящих на воинском учете, включая женщин, а также о тех, кто не состоит, но обязан состоять на воинском учете. Помимо общих сведений о гражданах (ФИО, паспортные данные и место жительства), в реестре разместят следующие сведения:
- адрес электронной почты и номер телефона;
- ИНН и СНИЛС;
- сведения о трудовой деятельности, включая сведения о работодателе;
- данные о семейном положении и наличии детей;
- сведения об образовании, специальности и квалификации;
- данные о принадлежащих гражданину транспортных средствах и объектах недвижимого имущества.
Доступ к перечисленным сведениям будет носить закрытый характер, а пользоваться ими сможет Минобороны РФ, ФСБ, ФСО и Служба внешней разведки России (п.6 Положения).
Практическая значимость введения реестра для граждан, в первую очередь, обусловлена автоматическим формированием повесток для вызова в военкомат и изменением порядка направления и вручения данных повесток.
- Как начать ведение воинского учета: инструкция для организаций
- Воинский учет в организациях в 2023 году в вопросах и ответах
- Штрафы за воинский учет с 1 октября 2023 года
- Воинский учет с 5 августа 2023 года: новые штрафы и новые обязанности для работодателей
- Как организации должны вести воинский учет сотрудников и какую отчетность сдавать в военкомат
Как будут вручать повестки о вызове в военкомат с 1 ноября 2024 года
Сформированные при помощи Реестра воинского учета повестки станут автоматически размещать в другой базе данных – Реестре повесток, который также начнет свою работу с 1 ноября 2024 года. В указанном реестре разместят информацию (п.2 ст.8.3 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»):
- о гражданине, которому направлена повестка;
- о военном комиссариате, направившем повестку;
- о дате направления повестки и дате, когда повестка считается врученной;
- о дате явки в военный комиссариат, указанной в направленной повестке.
Доступ к Реестру повесток сможет иметь любой желающий. Такой доступ можно получить из личного кабинета на сайте Реестра повесток (п.36 Положения). Повестки, размещенные в реестре, будут дублироваться на бумажном носителе для передачи военнообязанным гражданам по месту их жительства, через образовательные организации и работодателей, а также направляться в электронном виде в личные кабинеты граждан на портале Госуслуг.
Повестки станут считаться врученными (п.2 ст.31 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ):
- в день доставки заказного письма организацией почтовой связи (при условии наличия подписи гражданина в уведомлении о вручении);
- в день вручения повестки под подпись образовательной организацией или работодателем;
- в день размещения электронной повестки в личном кабинете гражданина на портале Госуслуг;
- по истечении 7 дней с даты размещения повестки в реестре повесток.
Таким образом, если передать бумажную или электронную повестку не удастся (например, по причине отсутствия у гражданина личного кабинета на портале Госуслуг), гражданин все равно будет считаться уведомленным о необходимости прибытия в военкомат по самому факту размещения повестки в Реестре повесток.
Что изменится для работодателей с 1 ноября 2024 года
Главным изменением для работодателей с 1 ноября 2024 года станет возможность сдачи обязательной отчетности, представляемой в военкоматы в рамках ведения воинского учета работников, через Реестр воинского учета.
Напомним, сейчас отчетность в военкоматы работодатели имеют право подавать на бумажном носителе или в электронной форме через портал Госуслуг (при наличии технической возможности). В связи с началом работы Реестра воинского учета передавать в военкоматы все необходимые сведения работодатели смогут, в том числе через данный реестр (Федеральный закон от 08.08.2024 № 270-ФЗ).
Следовательно, запуск реестра воинского учета не отменит обязанности работодателей по сдаче в военкоматы всех необходимых сведений. Будет расширен только перечень способов представления в военкоматы этих сведений. При этом конкретный порядок направления сведений воинского учета через единый реестр позднее утвердит Правительство РФ.
С 1 ноября 2024 года работодатели через Реестр воинского учета смогут передавать в военкоматы следующую информацию:
- план работы по ведению воинского учета (ежегодно не позднее 31 декабря);
- списки сотрудников мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (по запросу военкомата);
- сведения о трудоустройстве или увольнении работников, подлежащих воинскому учету (в течение 5 дней с момента издания приказа о приеме на работу или увольнении работника);
- сведения о неисполнении работниками обязанностей в области воинского учета (в течение 5 рабочих дней со дня выявления данных фактов);
- сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (по запросу военкомата);
- списки работников для сверки данных с военным комиссариатом (по запросу военкомата).
Что касается вручения работникам повесток, то, несмотря на введение электронного Реестра повесток и направление повесток через личные кабинеты физлиц на портале Госуслуг, для работодателей данная обязанность также не отменяется. Такие повестки работодатели по-прежнему должны вручать работникам под подпись не позднее, чем за 3 дня до назначенного срока явки в военный комиссариат, указанного в повестке (п.16.2 и п.16.3 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 №719).
Невручение работнику повестки, либо неявка работника по врученной повестки в военкомат повлечет неблагоприятные последствия как для работника, так и для его работодателя.
Последствия невручения повестки и неявки в военкомат
Если работодатель не вручит повестку работнику, то повестка все равно будет считаться врученной по истечении 7 дней с даты ее размещения в Реестре повесток (если у работника есть личный кабинет на портале Госуслуг – со дня размещения повестки в личном кабинете). При этом работодателя за невручение повестки оштрафуют по ст.21.2 КоАП РФ. Данная норма предусматривает наложение следующих штрафов:
- от 40 000 до 50 000 рублей – для должностных лиц организаций, ответственных за ведение воинского учета;
- от 350 000 до 400 000 рублей – для организаций.
Если гражданин по врученной повестке не явится в военкомат, то по истечении 20 календарных дней со дня, указанного в повестке, к нему будут применены ограничительные меры. К числу таких мер отнесены (п.4 ст.7.1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ):
- запрет на госрегистрацию в качестве ИП и на постановку на учет в налоговом органе в качестве самозанятого;
- приостановка государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
- запрет на государственную регистрацию транспортных средств;
- отказ в заключении кредитных договоров и договоров займа;
- ограничение на пользование гражданином правом на управление транспортными средствами.
Перечисленные меры будут введены в автоматическом режиме в день формирования в Реестре воинского учета сведений о неявке гражданина по врученной повестке по истечении 20 календарных дней.
В случаях, когда ограничительные меры по факту неявки в военкомат по повестке были введены в отношении штатного водителя, работодатель должен отстранить от работы такого сотрудника на основании ст.76 ТК РФ. Отстранение от работы должно действовать на протяжении всего периода действия ограничительных мер.
Если работодатель не отстранит работника, которому временно было запрещено управлять транспортными средствами, то его могут оштрафовать по ч. 1 ст.5.27.1 КоАП РФ за нарушение государственных нормативных требований охраны труда. Данная норма предусматривает наложение административных штрафов в размере:
- от 2 000 до 5 000 рублей – для должностных лиц организаций;
- от 50 000 до 80 000 рублей – для организаций.
В материале использованы фото: Viacheslav Lopatin / Shutterstock / Fotodom.
А в управу за справкой надо идти или уже можно будет без неё подавать сведения в реестр?
Главбухыч, Если вы имеете в виду справку о первоначальной постановке организации на учет, то ее можно будет получить только в военкомате. Для получения справки в военкомат сначала необходимо будет направить приказ об организации воинского учета, утвержденный план по ведению воинского учета, а также карточку учета организации по форме № 18, утв. письмом Минкультуры от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА.
Дополнительно в военкомат представляются сведения о лице. ответственном за ведение воинского учета и копии учредительных документов - устава. Только после согласования плана воинского учета организации выдадут справку. Через реестр такие справки пока что выдаваться не будут.
chitatel, Можете объяснить по народному и простыми словами.Теперь это призыв обязательный для всех военнообязанных или есть какие-то ограничения?
Злобный главбух, Призыв не может быть обязательным для всех военнообязанных. В законе указаны те категории обязанных, которые подлежат призыву и те, которые ему не подлежат (например, уже прошедшие срочную службу в ВС). Также есть много категорий граждан, имеющих отсрочку от призыва на законных основаниях.
В этом смысле в законе ничего не поменялось. Порядок комплектования ВС остался без изменений. Поменялись только правила вручения повесток. Сейчас если военкомат решит кого-то призвать, то избежать вручения повестки уже не удастся. Повестка в любом случае будет считаться врученной.
А что, ПФР не может передавать данные о принятых и уволенных? В ПФР то эти сведения чуть ли не день-в день передаются. Не договорились что-ли? Мафия ПФР послала всех с этим реестром? :-)
Наш мальчик-программист, Это можно было бы организовать и в рамках электронного взаимодействия между военкоматами и отделениями СФР. Но такой отмен данными - это дополнительная нагрузка и на СФР и на военкоматы, которым придется направлять запросы в отделения фонда. Кроме того, это затянет передачу сведений, которые будут идти от работодателей сначала в СФР, а только потом - в военкоматы.
С учетом загруженности фонда это может приводить к тому, что поступающие сведения о работниках часто будут утрачивать свою актуальность. Причем привлечь СФР к ответственности за непередачу данных, в отличие от работодателей, вряд ли удастся.
chitatel, Ну да, дополнительная нагрузка на бедные и несчастные военкоматы и СФР. А дополнительная нагрузка на работодателей - это нормально, это приветствуется.
Подскажите, пожалуйста, а работодатель каким образом будет получать повестки от военкомата для вручения своим сотрудникам?
Кредиторка, Пока что все останется без изменений. Повестки организации-работодатели, а также образовательные организации продолжат получать традиционным способом - из военкоматов на бумажном носителе. Реестр повесток в полной мере еще не работает и порядок вручения электронных повесток работодателям еще не установлен.
Поэтому до внесения необходимых изменений в законодательство все будет работать, как и работало. Повестки будут присылать в бумажном виде. Просто на первых порах работы реестра бумажные повестки будут еще дублироваться и в электронном виде. Но в скором времени вполне вероятно, что от бумажных повесток вообще откажутся.
правильно ли понимаю, что пока по сути для работодателей все остается без изменений? можно так же на бумаге подавать информацию в военкоматы?