На повестке дня: определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.03.2023 № 88-6953/2023.
Предыстория: сотрудника уведомили о сокращении его должности, а также представили ему список вакантных должностей на выбор. Он ознакомился с указанным уведомлением и отказался от предложенных вакантных должностей. Через 2 месяца после получения уведомления о сокращении он был уволен на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации). Посчитав, что его уволили на один день раньше положенного срока, сотрудник обратился с иском в суд. В суде он потребовал признать увольнение незаконным, восстановить его в ранее занимаемой должности, а также взыскать с работодателя невыплаченную зарплату за все время вынужденного прогула в размере более 1 млн рублей.
Задействованные нормы: ст. ст. 81 и 180 ТК РФ.
За что спорили: восстановление на работе и 1 047 349 рублей.
Обосновывая в суде заявленные исковые требования, сотрудник отмечал, что работодатель грубо нарушил процедуру увольнения по сокращению штата. По его мнению, срок предупреждения о предстоящем увольнении необходимо исчислять не с момента получения работником соответствующего уведомления, а со следующего дня после того, как работник получил это уведомление. Уволить работника можно не ранее следующего дня после истечения этого срока. Работодатель этого не учел и произвел увольнение на один день раньше положенного срока. Таким образом, с точки зрения работника, увольнение было незаконным, и потому его необходимо восстановить на работе с выплатой зарплаты за время вынужденного прогула.
Суд кассационной инстанции признал доводы уволенного сотрудника обоснованными и удовлетворил его исковое заявление.
Суд отметил, что о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники должны быть предупреждены работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения двухмесячного срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 ТК РФ).
При этом течение сроков, с которыми ТК РФ связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений. Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока. В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включают и нерабочие дни. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 14 ТК РФ).
Суд установил, что сотрудник был предупрежден о предстоящем увольнении 31 августа. Следовательно, двухмесячный срок предупреждения об увольнении нужно исчислять со следующего дня, то есть с 1 сентября. В таком случае срок предупреждения об увольнении истекает в соответствующее число последнего месяца. А именно – 1 ноября. Поэтому работник подлежал увольнению 2 ноября, однако увольнение состоялось 31 октября, то есть до истечения установленного законом двухмесячного срока предупреждения о предстоящем увольнении.
В связи с этим суд признал увольнение работника незаконным и обязал работодателя восстановить его в ранее занимаемой должности. Также с работодателя была взыскана зарплата работника за все время вынужденного прогула.