Должен ли работодатель в 2021 году оплачивать больничный за 3 дня нетрудоспособности, или теперь за все дни болезни платит ФСС?
На 2021 год и последующие периоды за работодателями сохраняется обязанность по оплате своим работникам первых 3 дней временной нетрудоспособности (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). ФСС оплачивает больничные листки только начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности сотрудника. В этой части переход на прямые выплаты пособий из ФСС для работодателей ничего не изменил.
Необходимо ли работодателю уведомлять ФСС о больничном сотрудника, если период заболевания не превышал 3 календарных дней?
Нет, в подобных случаях уведомлять ФСС о страховом случае не требуется. По закону уведомлять необходимо только о тех страховых случаях, возмещение по которым выплачивает непосредственно ФСС, а обязанность по выплате сотрудникам больничных пособий за первые 3 дня больничного листка лежит на самих работодателях (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поэтому если временная нетрудоспособность ограничивается тремя днями, то сообщать в ФСС по сути не о чем, и законодательство не требует этого делать.
Нужно ли отправлять в ФСС заполненный работодателем электронный больничный или достаточно отправить электронный реестр и заявление на оплату этого больничного?
В целях оформления и выплаты пособия направление в ФСС заполненного работодателем больничного листка (электронного или на бумажном носителе) является обязательным. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, а также по беременности и родам осуществляются исключительно на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Без больничного ФСС откажет в оформлении и выплате пособия.
Работодатели должны заполнять больничные листки в полном объеме с указанием итоговой суммы пособия за все время временной нетрудоспособности?
Нет, работодатели заполняют только свою часть листка временной нетрудоспособности. В частности, работодатель должен указать средний заработок работника, его средний дневной заработок и сумму пособия за первые 3 дня временной нетрудоспособности. Все прочие расчеты произведет уже сам ФСС. Графы «За счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации» и «ИТОГО начислено» работодателем не заполняются.
Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет было выплачено в январе-феврале 2020 года, но документы на возмещение в ФСС не подавались. Можно ли подать документы на возмещение данных расходов в 2021 году?
Да, в текущем году работодатели вправе заявить в ФСС о возмещении ранее понесенных затрат на выплату пособий, в том числе пособий по уходу за ребенком. Предусмотренная с 2021 года отмена зачетного механизма выплаты пособий обратной силы не имеет (ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 243-ФЗ от 03.07.2016). Поэтому, если величина выплаченных до 31 декабря 2020 года пособий превысила величину начисленных взносов, работодатель вправе обратиться в ФСС за возмещением.
Как возместить выплаченные в 2020 году пособия, и в течение какого срока ФСС вернет работодателю деньги?
Для возмещения выплаченных в 2020 году пособий работодатель должен направить в ФСС заявление, расчет осуществленных расходов, а также комплект документов, подтверждающих обоснованность выплаты пособия (больничный лист, сведения о заработке, документы, подтверждающие страховой стаж, и т.д.). Общий срок возмещения – 10 календарных дней с даты представления работодателем всех необходимых документов (ч. 3 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Однако если ФСС решит проверить обоснованность представленного работодателем заявления, срок возврата денег будет продлен на время проведения соответствующей проверки. Если фонд назначит камеральную проверку, срок возмещения может быть продлен на 3 месяца, а если выездную – на 2 месяца (ст. 26.15 и ст. 26.16 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Должен ли работодатель отражать в бухучете выплаты из ФСС и как это делать?
Нет, пособия, напрямую выплачиваемые из ФСС, не подлежат бухгалтерскому учету у организаций-работодателей. Дело в том, что объектом бухучета признаются факты хозяйственной деятельности, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение организации (п. 8 ст. 3 и ст. 5.Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Выплаты же за счет средств ФСС никакого влияния на работодателей не оказывают.
Таким образом, работодатели учитывают и отражают в бухгалтерском учете только те пособия, которые они же и выплачивают. Например, это касается оплаты дополнительных выходных дней лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и по временной нетрудоспособности за первые три дня больничного. Те пособия, которые выплачивает ФСС, не образуют у работодателей объекта бухгалтерского учета.
Попадают ли прямые выплаты из ФСС в форму 6-НДФЛ, которую сдают работодатели?
Работодатели отражают в расчете по форме 6-НДФЛ только суммы налога, исчисленные с доходов, по которым они выступают налоговыми агентами (ст. 226 НК РФ). Иными словами, с доходов, выплачиваемых в пользу работников самими же работодателями. В отношении пособий, выплачиваемых работникам из ФСС, работодатели не признаются налоговыми агентами по НДФЛ. Поэтому суммы НДФЛ, исчисленные с выплат, осуществляемых непосредственно ФСС, не отражаются и в формах 6-НДФЛ, которые оформляют работодатели.
Может ли работник получить в ФСС справку о выплаченных фондом пособиях и удержанных с них суммах НДФЛ?
Да, может. ФСС как налоговый агент обязан выдавать физлицам по их заявлениям справки о полученных доходах и удержанных суммах налога (п. 3 ст. 230 НК РФ). Данные справки выдаются по форме, утв. приказом ФНС от 15.10.2020 № ЕД-7-11/753@. Специальной формы для заявления о предоставлении такой справки не предусмотрено. Поэтому работник вправе заявить в ФСС о предоставлении ему данных сведений в произвольной форме.
Можно ли будет перечислять больничные пособия за первые 3 дня болезни на карты платежных систем Visa и Mastercard после июня 2021 года? Или с этого момента нужно будет платить только на карты «Мир»?
Да, можно. Требование о перечислении пособий с 1 июля 2021 года на карты «Мир» распространяется на пособия, выплачиваемые в связи с наличием детей (п. 4 постановления Правительства РФ от 01.12.2018 № 1466). Больничных пособий это не касается. Их по-прежнему можно будет переводить на банковский счет, обслуживаемый картой любой платежной системы, на счет, к которому вообще не привязана банковская карта, а также через Почту России (п. 11 постановления Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).
Может ли ИП получать больничные пособия из ФСС?
По общему правилу ИП не платят за себя страховые взносы в ФСС, поэтому не могут рассчитывать и на получение пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Однако получение таких пособий все же возможно в случаях, когда ИП добровольно вступает в отношения по обязательному социальному страхованию (ст. 4.5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Для этого предприниматель должен встать на учет в ФСС. Чтобы встать на учет в качестве застрахованного лица, ИП должен подать соответствующее заявление в территориальный орган ФСС по месту своего жительства. Также потребуется заплатить за себя фиксированный страховой взнос. Взнос нужно успеть заплатить до начала года, в котором ИП хочет получить право на получение пособий. Взнос за 2020 год составлял 4221 рубль, а за 2021 год – 4451 рубль.
Как ИП, участвующий в программе добровольного страхования, может получить пособия по случаю болезни?
Для получения пособия ИП, участвующий в программе добровольного страхования, должен представить в ФСС по месту своего учета заявление на выплату пособия и больничный лист, подтверждающий факт временной нетрудоспособности (ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Также потребуется представить документы, подтверждающие страховой стаж (трудовая книжка, а для ИП – документы об оплате страховых взносов в ФСС до 31 декабря 2020 года включительно). Справки о сумме заработка ИП в целях получения пособий не представляют, поскольку пособия предпринимателям рассчитывают, исходя из величины МРОТ.
"Нужно ли отправлять в ФСС заполненный работодателем электронный больничный или достаточно отправить электронный реестр и заявление на оплату этого больничного?"
Естественно в программе расчитывются все БЛ, не важно бумажный или элетронный.
В электронный реестр входит и расчет.
Интересует- нужно дополнительно заполнять и отправлять данными расчета по ЭБЛ , например в СБИСе или достаточно оправленного реестра ?
mpika , одного реестра будет недостаточно. основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности. поэтому работодателю в любом случае потребуется заполнить (в своей части) и направить в фсс еще и больничный лист. сам электронный реестр отправляется в фонд только после отправки туда больничного листка.
chitatel, Сейчас отправляем только реестр. Получается, что сейчас этого достаточно. По больничному все всё получают.
В реестре все данные для расчета есть . Зачем еще что-то ? И расчет только по ЭБЛ, по бумажным ФСС не надо ?
Вы оправляете дополнительно расчет по ЭБЛ ?
mpika , возможно, вы не поняли. больничный вы в любом случае сдаете. в направляемых вами реестрах уже встроены электронные больничные листы и имеются расчеты по таким элн в части, оплачиваемой работодателем. также имеется и номер элн, по которому листок и находится/контролируется фсс, поскольку сам файл с элн находится в электронной системе соцстрах. поэтому направляя номер вы направляете больничный лист.
chitatel, Куда мы здаем ЭБЛ ?
Мы отправляем реестр.
Вопрос задан тот, что и нас интересует
"Нужно ли отправлять в ФСС заполненный работодателем электронный больничный" .
Если судить по ответу, то дополнительно к реестру еще что-то нужно оправлять.
mpika , отправляя реестр, вы автоматически отправляете и больничный лист, а также его расчет в своей части. все это представляется в рамках одного документа - реестра. сам цифровой больничный по номеру, указанному в реестре фсс найдет в системе соцстраха самостоятельно. поэтому в вашем случае ничего дополнительно представлять в фсс не требуется.
chitatel, Звоните свою работодателю. Пусть он выясняет. Его обязанность передать сведения для выплат.
chitatel, Простите, предыдущий ответ не вам.
Тогда как понять ответ от 1С, по этому вопросу ?. Это же естественно, что мы заполняем реестр на основании больничх листов, которые предоставили в бухгалтерию. Без наличия больничных никто ничего в реестр не включает.
mpika , скорее всего автор вопроса имел в виду необходимость внесения информации из бумажного больничного в электронный реестр. потому как электронный больничный вносится сам собой. но в любом случае больничный необходим. без него никакого пособия никто не получит.
Мне нет выплаты с ф
См уже 3 месяца не