Основные направления налоговой политики на 2025 год: какие изменения внесут в НК РФ
Минфин опубликовал основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. Документ предполагает внесение в действующий НК РФ многочисленных изменений, касающихся, в том числе порядка применения специальных налоговых режимов, а также уплаты НДФЛ, страховых взносов и имущественных налогов. Рассказываем, какие изменения внесут в налоговое законодательство в ближайшее время.

Страховые взносы для обрабатывающих предприятий и малого бизнеса

В 2025 году Минфин планирует внести в НК РФ изменения, уточняющие порядок применения единого пониженного тарифа страховых взносов для предприятий обрабатывающей промышленности. Напомним, Федеральный закон от 12.07.2024 №176-ФЗ с 1 января 2025 года предоставил предприятиям, осуществляющим виды экономической деятельности, отнесенные к обрабатывающему производству, право уплачивать страховые взносы по пониженному тарифу 7,6%.

Взносы по ставке 7,6% такие предприятия смогут уплачивать с вознаграждений и выплат в пользу работников только в части, превышающей величину МРОТ (новый п.13.2 ст.427 НК РФ). Сейчас Минфин предлагает применять пониженную ставку взносов 7,6% не с 1 МРОТ, а уже с 1,5 МРОТ. Соответственно, зарплаты работников в пределах 1,5 МРОТ будут облагаться по общей ставке страховых взносов 30%.

Аналогичные изменения финансовое ведомство внесет в порядок уплаты страховых взносов организациями и ИП, которые отнесены к малому и среднему бизнесу и уплачивают взносы по пониженному тарифу 15%. Сейчас такие компании применяют льготную ставку 15% к сумме вознаграждений и выплат в пользу работников в части, превышающей величину МРОТ. По новым правилам льготная ставка станет применяться уже к части зарплат, которая превышает 1,5 МРОТ (новый п.2.4 ст.427 НК РФ).

Страховые взносы для ИТ-компаний

В 2025 году в НК РФ планируют внести изменения, уточняющие момент начала применения единых пониженных тарифов страховых взносов ИТ-организациями и организациями, осуществляющими деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности. Напомним, сейчас такие организации при соблюдении условия о доле доходов от профильной деятельности вправе уплачивать страховые взносы по пониженному тарифу 7,6% (п.2.2 ст.427 НК РФ).

При этом действующее налоговое законодательство не конкретизирует момента возникновения у перечисленных организаций права на применение пониженного тарифа страховых взносов, что приводит к многочисленным спорам с налоговыми органами. В связи с этим Минфин предлагает закрепить в ст.427 НК РФ отдельную норму, согласно которой право на применение пониженного тарифа страховых взносов станет возникать:

  • с месяца получения документа о государственной аккредитации ИТ-организации;
  • с месяца включения компании в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности.

Новые сроки уплаты фиксированных страховых взносов

В 2025 году финансовое ведомство предлагает пересмотреть сроки уплаты страховых взносов в фиксированном размере. Сейчас предприниматели, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой, уплачивают фиксированные взносы с доходов, которые не превышают 300 000 рублей за год, не позднее 31 декабря текущего календарного года (п.2 ст.432 НК РФ). Указанный предельный срок уплаты планируется перенести на более раннюю дату. Так, суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере необходимо будет уплачивать не позднее 28 декабря текущего календарного года. 

Уплата налога по УСН при переезде в другой регион

В 2025 году Минфин предлагает изменить порядок уплаты налога по УСН для компаний, поменявших регион ведения деятельности. По новым правилам, если налоговая ставка по новому месту нахождения организации или месту жительства ИП будет установлена в меньшем размере, компания все равно будет уплачивать налог по налоговой ставке, действующей в регионе, на территории которого она ранее применяла УСН. Уплачивать единый налог по УСН в прежнем размере нужно в течение 3 последовательных налоговых периодов, начиная с налогового периода, в котором было изменено местонахождения организации или место жительства ИП.

Применение АУСН

В 2025 году в Федеральный закон от 25.02.2022 №17-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» внесут изменения, расширяющие географию применения АУСН. В настоящее время АУСН доступна к применению только в Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Соответственно, АУСН могут применять исключительно организации и ИП, состоящие на учете в налоговом органе, расположенном на территории указанных регионов. Поправки в ст.1 Федерального закона от 25.02.2022 №17-ФЗ позволят малому бизнесу с 1 января 2026 года применять АУСН уже на территории всех без исключения субъектов РФ.

Самостоятельная уплата НДФЛ

В 2025 году Минфин планирует изменить порядок уплаты НДФЛ, не удержанного налоговым агентом. Сейчас при неудержании НДФЛ налоговым агентом налогоплательщик обязан самостоятельно задекларировать и уплатить налог (п.2 ст.228 НК РФ). При этом из действующих норм непонятно, должен ли налогоплательщик самостоятельно исчислять и уплачивать налог при частичном удержании его налоговым агентом. Поэтому Минфин предлагает закрепить в НК РФ правило, согласно которому требование о самостоятельном исчислении и уплате НФДЛ будет распространяться на налогоплательщиков также и при частичном неудержании налога налоговым агентом.

Одновременно в НК РФ пропишут условие, согласно которому налогоплательщик будет освобождаться от самостоятельного исчисления и уплаты налога, если он в срок до 31 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором получен соответствующий доход, сообщит в ИФНС о неправомерном неудержании налога налоговым агентом.

Имущественные налоги

В 2025 году Минфин планирует скорректировать порядок уплаты организациями имущественных налогов (налог на имущество организаций, транспортный и земельный налоги). 

Сейчас налогоплательщики-организации исчисляют сумму транспортного и земельного налогов, а также суммы авансовых платежей по ним самостоятельно (п.1 ст.362 и п.2 ст.396 НК РФ). В соответствии с изменениями суммы налога и авансовых платежей к уплате станут исчислять ИФНС. О рассчитанных суммах и сроках уплаты налоговики проинформируют  организации путем направления им специальных уведомлений, подобно тем, которые сейчас рассылают в адрес налогоплательщиков – физических лиц. Одновременно для организаций будет отменена обязанность по направлению в налоговые органы уведомлений об исчисленных суммах налогов и авансовых платежей по ним.

Что касается налога на имущество, то Минфин предлагает облагать все имущество организаций по кадастровой стоимости. Исключение составят линейные, технически сложные сооружения, воздушные и морские суда. Их по-прежнему можно будет облагать по среднегодовой стоимости данного имущества. Данные изменения потребуют корректировок в статьи 375, 376, 378 и 378.2 НК РФ.

В материале использованы фото: Thewsila / Shutterstock / Fotodom.

Комментарии